Человеческий фактор в энергетике

// // Энергетика //

26 апреля 1986 года на атомной электростанции под Чернобылем произошло аварийное разрушение четвёртого энергоблока, приведшее к выбросу загрязняющих и радиоактивных веществ в атмосферу. Если верить выводам комиссии, то среди причин катастрофы оказываются конструктивные особенности реактора и ошибочные действия персонала (некомпетентность?) во время проводившегося эксперимента.

17 августа 2009 года произошёл прорыв воды в машинный зал Саяно-Шушенской ГЭС, из-за чего были разрушены или повреждены практически все агрегаты станции и погибли 75 человек. Среди причин названы усталость металла, приведшая к конструктивному разрушению второго агрегата, и недостаточно квалифицированные действия персонала, а так же служебные злоупотребления.

Можно было бы продолжить список, называя всё новые техногенные катастрофы, или подробно копаться в причинах каждой из них, но везде называется пресловутый «человеческий фактор». Сотрудники энергетического объекта неудовлетворительно исполняют свои обязанности, неадекватно реагируют на ситуацию, пока события ещё возможно обратить, допускают ошибки в ходе испытаний или экспериментов. Чаще всего последствия незначительны и извне вообще незаметны, но при неудачном стечении обстоятельств ситуация полностью выходит из под контроля.

Недостаточная грамотность персонала обычно вызвана пренебрежением со стороны руководства, в обязанности которого входит (или должна входить) организация периодических учений, возможно с привлечением внешних специалистов. Сотрудник, самостоятельно повышающий свою грамотность по отношению к выполняемой работе, имеет право на поощрение, но далеко не всегда его получает; премия чаще зависит от готовности выполнять любые (даже явно неадекватные) распоряжения, чем от знаний и навыков человека. Грамотный специалист готов вступить в спор со своим начальником, если просьба последнего может иметь неблагоприятные последствия. К сожалению, в результате такого спора специалист может быть уволен, а пришедший на его место молодой работник – спровоцировать крупную аварию.

Вероятно, многим знакома ситуация, когда непосредственный начальник наотрез отказывается мотивировать свои поступки, отмахиваясь словами: «Я – начальник, как я решу, так и будет». Обычно так отвечают, когда поступок продиктован не знаниями и опытом, а личными мотивами или эмоциями. При помощи подобного ответа просто уходят от объяснения своей позиции, внутренне понимая её ошибочность или незаконность, но не желая признавать это вслух.

К сожалению, алчность и некомпетентность играют ведущую роль на уровне всего государства. Энергетическая промышленность нацелена на обогащение своих хозяев и работает на разорение земных недр. Только из-за этого тормозятся проекты, связанные с электромобилями, исчезают в долгих ящиках идеи экономной и возобновляемой энергетики. Нефтяное лобби не пропустит проекта, согласно которому кондиционер будет сбрасывать тепло не в атмосферу, а в систему горячего водоснабжения и отопления.

Не только нефтяное лобби повинно в разорении наших недр. Как-то незаметно укрепилось мнение, что любой уважающий себя человек должен передвигаться исключительно на транспорте, желательно на своём, причём это ни в коем случае не должен быть велосипед. Страны, где велосипед стал национальным видом транспорта, называют отсталыми. В число «отсталых» стран попали Япония, Швеция, Германия.

Можно довольно часто наблюдать ситуацию, когда из точки «А» в точку «Б» можно пройти пешком минут за 15, но человек потратит 20 минут на разогрев машины, пару часов простоит в пробках и в конце концов «доедет с комфортом», долго выискивая напоследок местечко для своего железного коня. Создаётся впечатление, что совершенно здоровый человек после приобретения авто мгновенно становится глубоким инвалидом, не способным самостоятельно пройти и сотню метров. Разумеется, это всего лишь стереотип, и можно даже догадаться, кому он выгоден.