Обучение полетам на самолете

// // Образование //

Поднимите руки те, кто не мечтал в детстве стать летчиком? Как оказалось, перевести это желание из разряда «нереально» в графу «сделано» сегодня не так трудно. В этой статье мы поделимся личным опытом обучения полетам на самолете на одном из аэродромов Подмосковья.

Для получения «прав на самолет» (свидетельства пилота-любителя) необходимо, минимум, 42 часа налета. Час стоит 9 тыс. рублей. Итого на базовый курс нужно 378 тыс. рублей плюс стоимость экипировки: летный костюм можно купить за 2-3 тыс. рублей, шлемофон - за 6-7 тыс. рублей.

Сейчас обучение проводится на советском спортивном самолете Як-52. Мощность его двигателя - около 360 л.с., максимальная скорость - 400 км/ч. Тренировки (учебные полеты) проходят на высоте от 300 до 1500 м. Этот самолет для многих летных школ и России, и других стран - классика: летчик, прошедший обучение на Як-52, без особого труда сможет управлять практически любым самолетом, включая боевой истребитель и магистральный авиалайнер.

Каждый отправляется в небо за чем-то своим. Начинающий летчик Денис Хорьков, ученик клуба (или, как правильно его называют, «курсант»), а на земле - обычный финансист, рассказывает, что еще в детстве хотел стать летчиком-истребителем, и сейчас самолеты в его жизни все расставили по местам. Раньше все время нужен был экстрим: спортивные машины, мотоциклы, рискованные авантюры и в работе, и в отношениях с женщинами. - Сейчас мне экстрима хватает с лихвой, - говорит Денис, - поэтому я стал во всех сферах спокойнее и осторожнее. Даже когда еду с аэродрома - держусь правого ряда, еду 90 км/ч. В небе ты один на один с техникой, и все зависит только от тебя. А на дороге навстречу едет масса непредвиденных обстоятельств - непонятно, что у них с головой и с машиной.

Если еще в прошлом году права на управление самолетом у нас практически ничего не давали (невозможно было взять на прокат/купить самолет и летать там, где заблагорассудится), то в 2011 г в России, как и во всем остальном мире, введен уведомительный порядок использования воздушного пространства. И теперь самостоятельно можно лететь хоть в кругосветное путешествие. все процедуры, связанные с выполнением перелетов, значительно упрощены, но увеличилась личная ответственность пилота.

Ну, а если у вас нет прав пилота, но срочно нужен «личный самолет»? семь лет назад в России появилось частное авиа-такси. Им управляют профессиональные летчики, получившие образование, скажем, в летном училище и имеющие лицензию на пассажирские перевозки. Перелеты по России проходят на одномоторном турбовинтовом самолете «Pilatus pC-12» (вместимость 8 пассажиров), система оплаты - фиксированный тариф: 160 руб./км, независимо от количества пассажиров на борту. Самолет «pilatus pC-12» развивает скорость до 519 км/час и способен преодолевать расстояния до 2000 км. К примеру, долететь до Москвы стоит 400 тыс. руб. Питание, обслуживание и стоянка в аэропорту (в «Кольцово» - 1200 руб/час) - оплачивается дополнительно.

Был в тренировках Дениса такой эпизод, о котором он до сих пор рассказывает с дрожью в голосе. - В самолете есть такой параметр - минимально допустимая скорость. На Як-52 это 140 км/ч. При переходе через этот барьер самолет срывается в штопор. Я, набирая высоту, нарушил скоростной режим, на что инструктор посоветовал добавить газу. Но я не в ту сторону двинул рычаг - убрал газ полностью, и самолет рухнул в штопор. Страшнее у меня в жизни ничего не было. Начал судорожно дергать за все рычаги - самолет вообще пошел кубарем. Сколько это длилось - полсекунды или целую вечность - не знаю: инструктор вывел самолет перед самой землей. Полет закончили, инструктор нарезает программу на завтра, а я понимаю, что все, завтра уже не будет - я свое отлетал. Но потом с этой мыслью переночевал и решил, что через такие эмоции надо перешагнуть. На следующее занятие штопор отрабатывали уже целенаправленно.

Я спрашиваю Дениса: «А что потом, когда вы закончите курс?». Он говорит, что пока не решил: «Можно, конечно, заказать полет на боевом истребителе вторым пилотом, сейчас многие организаторы праздников предлагают такое развлечение за понятные деньги. Но все никак не решусь реализовать мечту. Ведь больше ее не будет. А как без нее?..»