Ученые раскрыли секрет «космических бабочек»

Показанные на снимках «космические бабочки» на самом деле представляют собой определенный тип планетарных туманностей остатков сгоревших звезд, которые израсходовали все водородно-гелиевое термоядерное горючее в своих недрах и сбросили внешние оболочки. Данные, полученные космическим телескопом Hubble и 3 метровым Телескопом новых технологий Европейской Южной обсерватории (NTT ESO) показали, что при отсутствии видимых признаков взаимодействия какая-то невидимая сила вынуждает их выстраиваться  в космическом пространстве в определенном порядке.

Это удивительная находка, и если она верна, то имеет очень большое значение, — утверждает Брайан Рис из Манчестерского университета в Великобритании (Bryan Rees, University of Manchester). Многие из этих призрачных бабочек демонстрируют явные признаки зависимости ориентации их длинных осей от положения относительно плоскости нашей Галактики. Используя наблюдательный материал, полученный двумя телескопами, удалось получить хорошие 3D-изображения этих объектов и детально исследовать их структуру.

Звезды, подобные нашему Солнцу, на заключительных этапах эволюции сбрасывают внешние слои, создавая странные и удивительные объекты, известные под не совсем правильным названием «планетарные туманности», введенным знаменитым астрономом Уильямом Гершелем (William Herschel) из-за сходства их внешнего вида с дисками планет при рассматривании их в небольшие телескопы. Рис со своими коллегами изучил 130 планетарных туманностей в окрестностях центрального сгущения (балджа) Млечного Пути. Было обнаружено, что большинство этих объектов расположены на небе более или менее случайно, но один тип — биполярные туманности, своими очертаниями напоминающие бабочки или песочные часы — демонстрируют явные признаки определенной пространственной ориентации своих больших осей. Свою специфическую форму эти туманности приобретают во время гибели быстровращающихся звезд: основная часть их материала удаляется от умирающего светила в направлении, перпендикулярном его экватору.

Наблюдаемое выравнивание больших осей биполярных туманностей указывает на существование некоторого таинственного механизма галактических масштабов в балдже нашей Галактики, влиянию которого подвластны именно эти небесные объекты, — прокомментировал Рис это открытие. Для того, чтобы выстроиться в таком порядке, звездные системы, в которых образовались эти туманности, должны вращаться перпендикулярно к плоскости межзвездных облаков, в которых они локализованы. Конфигурация весьма странная, довольно необычная, ни с чем похожим мы еще не встречались.

Удаленные биполярные туманности демонстрируют признаки подобного «пристрастия» в гораздо большей степени по сравнению с близлежащими объектами, утверждают исследователи. Они подозревают, что упорядоченная ориентация может быть вызвана сильными магнитными полями, существовавшими в балдже в эпоху его образования. Поскольку в настоящее время ученым практически ничего не известно о характере древних магнитных полей на ранних этапах формирования нашей Галактики (их напряженности и распределении) — мистерия выстраивания -космических бабочек» на долгие годы останется предметом ожесточенных научных дискуссий.

«Мы можем многое узнать при изучении этих объектов, — говорит коллега Риса Альберт Зильстра (Albert Zijlstra). — Если эффект действительно реален и дальнейшие наблюдения подтвердят это, мы получим надежный инструмент для исследования ранних этапов образования не только звезд, но и всей нашей Галактики».