Крупнейшие искусственные острова и архипелаги

// // Научно-популярные материалы //

Чем дальше заходит человеческий прогресс, чем более развитой и изощрённой становится наука, тем удивительнее становятся его достижения из самых разных сфер. Можно обнаружить огромное количество проектов, которые стали возможными только благодаря эволюции человеческого разума, которые не только постоянно создаёт что-то новое, но и изменяет, трансформирует окружающий мир в такой вид, который считает наиболее целесообразным. Можно рассматривать это как недопустимое вмешательство в естественные природные процессы, а можно просто признать факт их существования. Одним из примеров подобной трансформации являются искусственные острова.

Такие сооружения, в целом, можно назвать плодом современного прогресса только условно, ибо фактически первое появление искусственно созданных кусочков суши датируется ещё эпохой неолита. Впрочем, такие островки имели настолько малые размеры, что с современными архипелагами им тягаться довольно тяжело. Если в доисторическую эпоху они играли роль жилища или религиозного сооружения, то сегодня искусственные острова предназначены, в первую очередь, для туристического и промышленного кластеров.

Страна, занимающая бесспорное первое место по количеству, размеру и разнообразию подобных искусственных сооружений – Объединённые Арабские Эмираты. Предпосылок для подобного первенства у этой страны весьма много: необходимость в развитии туризма, географическое положение, размеры территории. Одним из крупнейших и наиболее известных искусственных архипелагов ОАЭ являются Острова Пальм. Так называется система из трёх островов, чья совокупная площадь превышает 60 км2. Несмотря на то, что их строительство было закончено сравнительно недавно, буквально сразу после окончания работ они были введены в пользование.

Острова Пальм, как видно и из названия, имеют форму пальмовых деревьев: от основного «ствола» отходят ветви, на которых, как правило, располагают виллы. При этом крона каждой из пальм окружена полумесяцем, как бы отгораживающим её от океана. Помимо этого, между пальмами находится другая искусственная островная система: Мировые острова. Этот архипелаг состоит из трёх с лишним сотен отдельных островов, а его общая площадь составляет 55 км2. Эта цифра уступает аналогичному показателю Пальмовых островов, однако считается, что главенство всё же удерживает «Мир». Дело в том, что три Пальмы находятся на довольно значительном расстоянии друг от друга, к тому же, они разделены другими, довольно крупными объектами, поэтому совокупно в географическом плане их рассматривают редко. К тому же, разрабатываемый проект «Вселенная», который должен дополнить и расширить «Мир», в значительной степени увеличит его площадь, выведя его в бесспорные лидеры среди искусственных архипелагов. Закончить новую островную систему планируется к середине 20-х годов.

Ещё один искусственный архипелаг, созданный арабами – Дуррат Аль Бахрейн. Он состоит из семнадцати островов, имеющих форму подковы. На 2012 год застроено было меньше половины из них, но уже готовые к использованию своим величием и помпезностью возведённых строений убеждали в том, что после завершения проекта этот уголок способен составить серьёзную конкуренцию Пальмовым островам ОАЭ. Общая площадь Дуррат Аль Бахрейна – около 20 км2, что делает его одним из крупнейших архипелагов, созданных рукотворно.

Другая страна, которой в значительной степени известна проблема нехватки территории – Япония. Одним из крупнейших японских искусственных островов является международный аэропорт Кансай, расположенный в океане на расстоянии 5 км от острова Хонсю. Основной причиной возведения подобного объекта стали жалобы местных жителей на высокий уровень шума вблизи от аэропорта Осаки, что делало невозможным его дальнейшее расширение. Выход был найден достаточно быстро, и в 1987 году в бухте Осаки было начато строительство, занявшее около 7 лет. Окончательная площадь объекта составила приблизительно 5 км2. Кроме того, он поставил немало своеобразных рекордов, став, например, первым в мире аэропортом, построенным вне суши. К тому же, его терминал считается самым длинным в мире, превышая полтора километра.

Впрочем, трудно сказать, окупился ли в результате этот проект. Остров вместе с аэропортом успел пережить землетрясение и тайфун, однако расходы на их поддержание делают стоимость посадки здесь самолётов одними из самых дорогих в мире. С другой стороны, проседание острова, поначалу шедшее быстрее запланированного, на настоящий момент несколько замедлилось, а количество полётов в Кансай увеличилось, поэтому можно предположить, что подобные тенденции сохранятся, и через несколько лет этот аэропорт станет не просто одним из самых популярных в Японии, но и своеобразным чудом архитектурной мысли.