Холодное прошлое Юпитера

Повышенное содержание благородных газов аргона, криптона и ксенона в атмОСфере Юпитера привело Тобиаса Оуэна (Гавайский университет, США) и его коллег из США и Израиля к заключению , что эта планета- гигант образовалась в значительно более холодны х условиях, чем те , в которых она находится теперь.

Использованные в работе данные о химическом составе атмосферы Юпитера были получены с помощью зонда , сброшенно го с космического аппарата "Галилео" в декабре 1995 года . По мнению Оуэна и его коллег, работа которых опубликова на 18 ноября в журнале Nature, повышенная концентрация благородных газов на Юпитере свидетельствует, что ими были богаты планетезимали - крупные протопланетные фрагменты, обра зо вавшие планету-гигант.

Но для конденсации аргона, криптона и ксенона необходимы температуры ниже - 240 0 С , что слишком холодно даже для Плутона. Такие условия скорее соответствуют поясу Койпера , а не сравнительно близким окрестностям Солнца, в которых Юпитер находится сейчас. Причин такого несоответствия может быть несколько , - утверждают авторы статьи. Например , протопланетный диск вокруг Солнца мог по каким-то причинам оказаться холоднее, чем считалось до сих пор .

Но есть и более интересные идеи. Согласно одной из них, формирование планетезималей началось значительно раньше, чем предполагается сейчас , еще до того, как в протозвездной туманности образовались Солнце и газопылевой диск. Согласно второй , Юпитер (а с ним , вероятно , и другие гиганты) действительно образовался в районе современного пояса Койпера, а затем приблизился к Солнцу. Эта гипотеза объясняет и загадку происхождения гигантских газовых планет у других звезд, обитающих в еще более горячих условиях. Для превращения этой гипотезы в серьезную теорию осталось совсем немного: найти причину "переезда" планеты c периферии к центру Земли.