Есть ли еще одна планета в Солнечной системе?

Комета Галлея достигает перигелия примерно раз в 75,3 года, но даже во время первого предсказанного возвращения она показала свою непредсказуемость, появившись несколько позже, чем ожидал Эдмонд Галлей. Отсрочка тогда объяснялась встречами с Юпитером и Сатурном, которые замедлили прохождение кометы на 618 дней.

Комета Галлея проходит позади Нептуна и возвращается с информацией о гравитационных возмущениях, пережитых ею на пути следования. Внимательное изучение известных появлений кометы позволило некоторым астрономам, например Ричарду Стефенсону восстановить информацию о прошлых путешествиях кометы.

Изучая зафиксированные в исторических документах наблюдения за кометой на протяжении 1700 лет, Джозеф Брейди, физик из Ливерморской лаборатории им. Лоуренса при Калифорнийском университете, выявил необъяснимые задержки и ранние появления кометы сроком до четырех дней в ту или другую сторону от предсказанных дат перигелия.

Что-то неизвестное, как оказывалось, замедляло движение кометы ближе к внешнему краю ее орбиты. На тот момент знания о внешней части Солнечной системы были скудными по сравнению с сегодняшними. Телескопы были относительно примитивными, а компьютерное моделирование взаимодействий в Солнечной системе находилось в зачаточном состоянии.

В результате, многие ученые продолжали верить в существование «десятой планеты», которая скрывалась за Плутоном. Астрономы искали эту пресловутую планету X на протяжении большей части прошлого века.

ПЛАНЕТА X ОБНАРУЖЕНА?

Брейди полагал, что теперь у него есть убедительные доказательства. Он смог даже рассчитать подробные характеристики орбиты новой планеты. Он выяснил, что планета находится на 50 % дальше от Солнца, чем Плутон, с протяженностью орбиты в 464 года и массой примерно в три раза больше Сатурна. Но самым странным было утверждение Брейди о наклоне орбиты планеты: он заявлял, что орбита лежит под углом 60° относительно плоскости эклиптики и остальной Солнечной системы. Более того, эта орбита, вероятно, была ретроградной.

Брейди предсказывал, что планета располагается в созвездии Кассиопеи. В поддержку своего утверждения он начал работать над моделированием эффекта этой планеты на внешнюю часть Солнечной системы, но его опередили скептики.

Они показали, что, несмотря на колоссальную дистанцию предполагаемой планеты от всех остальных планет, ее масса оказывала бы ощутимое влияние на орбиты этих планет. Планеты X, вероятно, не существовало.

Так как же быть с необъяснимыми изменениями в орбите кометы Галлея? Некоторые астрономы в свое время смогли выявить истинную причину, но только после полета зонда «Джотто» в 1986 году появились неопровержимые доказательства. «Реактивные двигатели» кометы Галлея настолько мощные, что они создают ответную реакцию в движении объекта, что целиком согласуется с третьим законом механики Ньютона: любому действию есть противодействие. С каждым проходом вокруг Солнца реактивные струи медленно выталкивают комету с ее предсказанной орбиты, замедляя или ускоряя ее движение.

Однако некоторые астрономы и сегодня полагают, что распределение тел в месте появления кометы Галлея — поясе Койпера — точно указывает на влияние другого небесного тела, т. е. той самой планеты X, которая все-таки лежит за пределами этого пояса и ждет своего открытия.