Ретинальные дисплеи - новый шаг в компьютерном изображении

// // Интересное в сети //

Каждый человек (кроме, по некоторым данным, савантов и гениев) мыслит в основном зрительными образами. Это объясняется просто: максимум информации поступает к нам именно через глаза.

Наши обезьяноподобные предшественники жили в опасных условиях. А значит, они должны были в результате эволюции учиться эффективно обрабатывать те данные, которые позволяли как можно быстрее оценить ситуацию: нет ли вблизи хищника, если есть, то с какой стороны и на каком расстоянии. Слух в джунглях был удобен, поскольку в густых зарослях не так-то просто рассмотреть что-то хотя бы в десяти метрах от себя. Но в звуки нужно было вслушиваться довольно длительное время, как минимум несколько секунд, в то время как визуальная картинка давала мгновенное представление о происходящем. В итоге мы, Homo Sapiens sapiens, активнее всего используем глаза и зрительные доли головного мозга.

Неудивительно, что рывок в области компьютерных технологий произошёл, когда появился полноценный графический интерфейс. И неудивительно, что производители электроники жёстче всего соревнуются в двух областях: в быстродействии своих компьютеров и в их графическом оснащении. Дисплеи, видеокарты, юзабилити приложений – вот регионы, где ведутся боевые действия.

Существует три серьёзных тенденции в изготовлении средств отображения данных: уменьшение размеров дисплея, увеличение его и переход в 3D. Уменьшение – следствие роста популярности портативных компьютеров: нетбуков, планшетов, смартфонов. Увеличение – стационарное решение для дома и организаций, позволяющее, например, демонстрировать прямые трансляции сразу целой толпе. Также увеличенный экран – соблазн и для биржевого аналитика, и для дизайнера, и для увлечённого геймера. Трёхмерные дисплеи набирают популярность медленнее, чем можно было бы ожидать. Они в основно используются в развлекательных целях – для просмотра фильмов. Отсутствие практического применения третьего измерения в деловых приложениях заставляет пользователей скептически относиться к дорогим трёхмерным мониторам. Тем не менее, трёхмерность потенциально позволяет повысить плотность отображения информации на экране, а значит, за ней будущее. В любом случае идёт борьба за повышение детализации (иначе говоря, за рост разрешения), за более естественную цветопередачу и максимальные углы обзора.

Однако уже давно ведутся разработки ещё в одном направлении, которое позволяет объединить в себе все три тенденции да ещё и полностью уйти от громоздких стационарных коробок (или панелей). Эти разработки – ретинальные дисплеи. Хотя корень «ретина» в последнее время у многих ассоциируется с Retina-матрицами от Apple, виртуальные ретинальные дисплеи не имеют к ним никакого отношения. На самом деле такие мониторы – это проекции изображения прямо на сетчатку, то есть физической поверхностью, на которой формируется картинка, является сама стенка глазного яблока.

История ретинальных дисплеев началась около тридцати лет назад – тогда были разработаны первые шлемы дополненной реальности. Они отчасти использовали ретинальные «проекторы» и применялись главным образом военными в авиационных симуляторах (хотя существовала гипотетическая возможность приобрести подобный шлем для игр, если только пользователь был готов выложить изрядную сумму). Проблема заключалась в том, что на тот момент даже сама графика не имела достаточного разрешения для качественного отображения на маленьком экране-сетчатке. Ещё хуже дело обстояло с самой проекторной установкой.

Но в последние годы ситуация изменилась: качество картинки стало великолепным, а миниатюризация технологий теперь позволяет через узкое отверстие зрачка направлять такой детальный пучок света, чтобы на сетчатке формировалось изображение высокого разрешения. Если неотличимые от реальности фильмы таким образом показывать пока что нельзя, то реализовать пользовательский интерфейс операционной системы уже можно. Что и делается в нашумевшем проекте Google Glass.

Теперь узким местом технологии ретинальных дисплеев становится необходимость полностью переделать под новый режим отображения все интерфейсы, а также создать повсеместное покрытие беспроводным интернетом. Последнее может быть сделано при помощи установки постоянных точек доступа, но для этого их придётся разместить буквально на каждом фонаре. Но есть и другой вариант – покрытие при помощи персональных радиомодулей. И это выглядит почти реально – всё равно в каждом современном телефоне есть Wi-Fi. Так что, судя по современному ходу прогресса, ещё через десять лет очки-мониторы станут столь же привычными, как сегодня – фотокамеры в смартфонах.