Перспективы рынка BPM-систем

// // Интересное в сети //

Рынок BPM (Business Process Management) продолжает активно развиваться. Многие заказчики убедились, что BPM — не очередная маркетинговая уловка, а новый образ жизни предприятия. Cистемы BPM были одной из самых обсуждаемых ИТ-сообществом и представителями бизнеса тем в 2008-2009 годы. Несмотря на возникающие со стороны заказчиков опасения, касающиеся высокой цены внедрения, замедленного результата действия и неприятия данной концепции персоналом компании, процессный подход приобретал все большую популярность, а рынок продолжал активно расти. Более того, многие компании уже на практике успели убедиться в эффективности BPM. Так, согласно опросу, проведенному в феврале 2010 года, 35 % компаний уже используют BPM, и 46,2 % — планируют внедрение в ближайшее время. 

Внедрение BPM-системы затрагивает многие департаменты и бизнес-процессы. Соответственно, требования к BPM возникают со стороны всех пользователей — ИТ-специалистов, бизнес-аналитиков, руководства компании. Сложности появляются на самой начальной стадии — систематизации бизнес-процессов, когда компании приходится решать, по какому пути пойти: привлечь сторонних консультантов, дать задание по формированию требований к БП действующим бизнес-подразделениям, задействовать гибрид ную схему (консультанты + действующие специалисты) или сформировать в структуре компании специализированное подразделение, которое будет заниматься бизнес-процессингом. По словам Алексея Борисова, директора департамента корпоративных проектов Software AG & IDS Scheer в России и странах СНГ, залог успеха BPM-инициатив — создание в компании процессного офиса — организационного BPM-начала, хранителя методологии BPM. «Еще один тренд, — говорит он, — переход от простого описания (моделирования) процессов к их совершенствованию. А это уже полный жизненный цикл BPM, включая контроллинг эффективности выполнения процессов». Основной же целью, по его словам, должна стать работа по расширенному циклу BPM, включающему ИТ-реализацию бизнес-процессов и изменений в них.

Концептуальные различия

Принцип процессного подхода декларировался многими вендорами намного раньше появления аббревиатуры BPM — в частности в связи с внедрением систем ERP или WorkFlow. Тем не менее очень важно понимать разницу между этими концепциями. Так, по словам Анатолия Белайчука, президента компании «Бизнес-Консоль», BPMS обеспечивает моделирование, исполнение и контроллинг кросс-функциональных бизнес-процессов на уровне компании в целом и нацелена на цепочку создания ценностей компании и конечный результат ее работы. СЭД и BPMS удобно использовать совместно. BPM и ERP-системы в оптимальном варианте также являются взаимодополняющими компонентами ИТ-инфраструктуры. Сейчас становится возможным управление бизнес-процессами посредством ERP-систем — в некоторых из них появился так называемый движок (BPM Engine). Но, по мнению Белайчука, такой вариант, по сути, попытка решить сложную задачу неадекватным инструментарием и главное — на базе слабой бизнес-методологии. Владимир Андреев, генеральный директор компании DocsVision, подтвердил, что СЭД ограничены в своем применении для связанных друг с другом, протекающих одновременно бизнес-процессов, но могут стать хорошим базисом, на котором можно построить современную, зрелую BPMS.

Настоящее и будущее

Согласно прогнозам Gartner, можно выделить пять основных направлений, которые изменят облик BPM. Первое — это вовлечение в системы BPM новых технологий с целью все большей адаптации их под конечного пользователя, не являющегося ИТ-специалистом. Одно из частных проявлений тенденции упрощения — так называемая социальная ВРМ (Web 2.0). В отличие от обычной BPM, в BPM 2.0 наполнение «копилок» знаний и моделирование бизнес-процессов осуществляется совместными усилиями всех участников и заинтересованных сторон. Кроме того, социальная BPM создана как платформа для моделирования, контроля и изменения бизнес-процессов в частных или внешних «облаках». Среди других трендов будущего — динамическая ВРМS, усиление композитного подхода, мультикорпоративная интеграция и графическое моделирование всеобъемлющих моделей бизнес-процессов.