«Мона Лиза»

// // Интересное в сети //

В августе 2011 года исполнилось 100 лет со дня нашумевшего похищения «Моны Лизы» («Джоконды») кисти великого Леонардо да Винчи. Это была самая громкая сенсация начала XX века. Тогда же за картиной прочно закрепилась слава мирового шедевра № 1. Почему именно «Джоконде» выпала честь стать самой узнаваемой и тиражируемой картиной в мире? Попробуем разобраться.

Недосказанность разжигает интерес и даёт пищу для ума — «Мона Лиза» всегда была окружена загадками. В альбомах художника не сохранилось пи одного предварительного рисунка, в его дневниках нет ни одного прямого упоминания этой работы. На картине ни подписи автора, ни года завершения работы - ориентировочно она создавалась между 1503 и 1506 годами.

Правда, авторство настолько очевидно, что сомнению не подлежит: «Мона Лиза» — один из лучших образцов портретного жанра итальянского Высокого Ренессанса и визитная карточка Леонардо да Винчи. Здесь собраны воедино все новаторские достижения великого флорентийца: и взгляд прямо на зрителя, и лицо, в определённых местах усиливались либо уменьшались эффекты света, прозрачности и оттенков.

Леонардо называл этот метод «сфумато» (в переводе с итальянского «исчезающая как дым») — когда художник добивается тающего очертания предметов, красками воскрешая игру света и тени. Другое, более известное название — лессировка: тонкие, прозрачные и полупрозрачные слои красок наносятся на уже хорошо просохшие слои, для придания им желаемого интенсивного и прозрачного тона.

Именно благодаря сложному моделированию лица «Мона Лиза» кажется необычайно реалистичной. Через «сфумато» Леонардо смог достичь одной из своих основных целей: нарисовать в первую очередь душу и только потом тело. Замечено, что в зависимости от освещения и угла зрения лицо Джоконды выражает абсолютно разные эмоции — от легчайшего намёка на улыбку до недоброй усмешки. Личность изображённой женщины доподлинно не установлена. Полное название картины - Ritratto di Monna Lisa del Giocondo («Портрет госпожи Лизы Джокондо»). В самом названии как будто зашифрована некая загадка. По-итальянски madonna значит «моя госпожа» (в сокращённом варианте - monna или топа). Вторая часть имени — del Giocondo (считающаяся фамилией мужа модели) в итальянском языке имеет прямое значение и переводится как «веселый, играющий».

Когда Леонардо да Винчи умер, его будущему биографу было всего 8 лет от роду. Автор биографий итальянских художников Джорджо Вазари писал свою историю спустя 31 год после смерти Леонардо и опирался на свидетельства анонимных очевидцев. Однако именно на этом основании вот уже несколько веков знаменитый женский портрет считается изображением жены флорентийского купца Франческо дель Джокондо.

В этой версии присутствуют явные противоречия. Так, головной убор изображённой дамы — вдовья траурная вуаль, а между тем синьор Франческо прожил длинную жизнь. Правда, известно, что Мона Лиза долгое время оплакивала свою умершую четырёхлетнюю дочь, отсюда и вуаль. Но почему тогда Леонардо не отдал свою работу заказчику? Художник держал картину у себя и в 1516 году.

Для картины была выбрана небольшая тонкая тополиная доска — 77 см по высоте и 53 см шириной (считается, раньше картина могла бы ть шире и вмешать две боковые колонны балкона, фрагменты которых видны по краям парапета).

С потрясающим терпением и виртуозностью Леонардо выполнял многослойную живопись. После подготовки деревянной панели с несколькими уровнями грунтового покрытия он, прежде всего, рисовал общую композицию, фон. Следующим шагом было нанесение тонких слоев краски. Художник использовал масло с добавлением скипидара: это давало возможность работать на уровнях прозрачного цвета.

«Взялся Леонардо выполнить для Франческо Джокондо портрет Моны Лизы, жены его, и, потрудившись в течение четырёх лет, оставил его незавершённым...» — гак описывает историю создания картины автор увёз с собой во Францию... По поводу личности женщины, изображённой на портрете, существовало множество предположений — например, что это герцогиня Констанция д'Авалос, которая имела прозвище «Весёлая», то есть Gioconda по-итальянски. Ещё одним основанием для данной гипотезы послужил сонет поэта Энео Ирпино, в котором упоминается портрет герцогини д'Авалос, написанный Леонардо.

Среди прочих версий — герцогиня Миланская Изабелла Арагонская (которая якобы была тайной женой Леонардо), и даже мать художника Катерина, скончавшаяся в 1495 году (такое «ре троспективное» происхождение портрета предложил Зигмунд Фрейд).

Высказывалось предположение, что моделью для картины послужил Джан Джакомо Капротги ла Орено по прозвищу Салаи («дьяволёнок») — любимый ученик, подмастерье и натурщик художника. Сравнивая работы Леонардо, некоторые исследователи нашли очевидное сходство «Моны Лизы» с «Иоанном Крестителем», моделью для которого был Салаи. Интересно, что именно в записях Салаи мы впервые встречаем другое название знаменитого портрета - La Gioconda, с тавшее известным уже после смерти Леонардо. Ещё одна гипотеза: «Джоконда» — это сам Леонардо да Винчи. Действительно, компьютерное сопоставление его «Автопортрета» и «Моны Лизы» выявляет известное сходство. Искусствоведы, однако, скептически относятся к этой версии. И всё же от неутомимого изобретателя Леонардо позволительно ожидать чего угодно. Живопись была для него экспериментальной лабораторией, где можно было вести постоянный поиск новых выразительных средств. По легенде, в 1517 году Леонардо продал портрет французскому королю Франциску I. Тот поместил его в своих знаменитых банях в Фонтенбло, где нередко принимал иностранных послов — так картина получила международную известность. В XVII веке английский герцог Джордж Вильерс Бэкингем пожелал купить её для своего сюзерена — короля Карла I, но кардинал Ришелье, большой любитель искусства, отговорил Людовика XIII продавать «Джоконду» англичанам. Лорду Бэкингему отписали: «Невозможно расстаться с картиной, которую считают лучшей в мире». Эта история получила широкую огласку, и популярность «Джоконды» резко возросла. При Людовике XIV картина из Фонтенбло переезжает в новую королевскую резиденцию — Версальский дворец. Есть сведения, что «Мона Лиза» украшала спальню второй (морганатической) жены Людовика XIV — Франсуазы д'Обинье, маркизы де Ментенон. Однако фортуна изменчива - в XVIII веке интерес к картине угас, из центральных залов Версальского дворца она была перенесена в один из его мрачных закоулков.

Но вот произошла Великая Французская революция. И в 1793 голу «Джоконда», вместе с другими картинами, конфискованными из королевской коллекции, была выставлена в Лувре, в Центральном музее искусств, открытом для широкой публики. Живописец Жан Оноре Фрагонар, член комиссии Конвента, сумел по достоинству оценить «Мону Лизу» и распорядился включить её в состав самых ценных картин музея. Именно Фрагонару картина обязана своим «воскрешением».

Вскоре (Джоконда» попала в фавор к генералу Наполеону Бонапарту. В 1800 году Первый консул Французской республики решил украсить ею свои спальные покои во дворце Тю- ильри. Несколько лет «Мона Лиза» была молчаливой свидетельницей интимной жизни действующего консула. Став императором, Наполеон I возвратил её в открытый музей Лувра. Разумеется, тогда многие пожелали увидеть картину, украшавшую спальню самого Бонапарта. О «Джоконде» поговорили и... снова забыли.

Но дни её всемирной популярности уже приближались. Решающую роль в подъёме картины на очередную ступень славы сыграли английские писатели-романтики конца XIX века, которые нашли, что именно Джоконда — «Идеал Роковой Женщины». Именно с их лёгкой руки «Мона Лиза» стала называться самой загадочной картиной мира. Выдающиися англииский писатель и искусствовед Уолтер Патер (1839—1894 гг.) писал: «Это красота, к которой стремится изболевшаяся душа, весь опыт мира собраны здесь и воплощены в форму женщины...» В Лувр стали приходить письма с объяснениями в любви к этому шедевру. По для истинной, безоговорочной славы не хватало какого-то особого штриха. И вскоре он появился. 21 августа 1911 года европейские газеты вышли под сенсационным заголовком: «Джоконда» украдена!»
«Теперь мы знаем, почему она улыбается! — писал журнал «Ревю де Дё Монд» 22 августа 1911 года. — Она предвкушала тот шум, который поднимется с её исчезновением». Шум, действительно, поднялся необычайный. Зарождавшаяся «жёлтая пресса» с воодушевлением писала о похищении века, искусно раздувая сенсацию. В краже обвинялись и недружественная Германия, и американский миллионер Морган, и художники-авангардисты. Тиражи газет росли, атмосфера накалялась. Без преувеличения, пропажа «Моны Лизы» стала самой обсуждаемой темой в мире.

Франция горевала. В один миг «Джоконда» превратилась в утраченное достояние республики. Опасались, что картина погибла, сожжённая неловким фотографом, снимавшим её при помощи магниевой вспышки под открытым небом. На место украденной картины стали приносить цветы. Тогда руководство Лувра решает повесить на пустующее место портрет Бальдассаре Ка- стильоне кисти великого Рафаэля Санти, чтобы хоть как-то умерить отчаяние публики. Но это не срабатывает — «обыкновенный шедевр» Рафаэля никого не устраивает. Франции нужна легенда! И легенда вернулась. «Джоконду» нашли в январе 1913 года. Похитителем оказался бедный итальянский эмигрант, 32-летний маляр Винчен- цо Перуджиа, который некоторое время работал в Лувре и был знаком со многими служащими. Он провёл ночь в чулане Лувра, а утром прикинулся уборщиком и вышел из музея, спрятав шедевр под халатом. Виичепцо Перуджиа просто хотел восстановить справедливость — вернуть знаменитую картину на историческую родину. Он считал, что «Джоконд)'» незаконно вывез из Италии Наполеон Бонапарт - не зная того, что Франциск I приобрел картину за 300 лет до правления Наполеона. К слову сказать, пропажа «Джоконды» была обнаружена только через сугки, хотя незадолго до этого директор Лувра Теофиль Омоль заявлял: «Украсть «Джокондр>? Да это всё равно, что украсть колокольню Notre Dame de Paris!».

После сигнала тревоги Лувр наводнили две сотни полицейских, которые безуспешно прочёсывали его в течение недели. Поднявшаяся шумиха напугала Впнченцо, и он решил на время спрятать шедевр. Больше года «Мона Лиза» пролежала под матрацем итальянца! Наконец похитителю удалось перевезти картину из Парижа во Флоренцию. Злесь он сумел выйти на связь с известным антикваром и торговцем живописью Альфредом Джерри. Назвав себя Леонардо, Впнченцо пригласил антиквара к себе в номер, чтобы отдать «Джоконду». Можно представить изумлённое лицо Альфреда Джерри, когда он увидел бесценный шедевр эпохи Возрождения в дорожном сундучке Винченцо...

Убедившись в подлинности «Джоконды», Джерри обратился в полицию, и в тот же день вора арестовали (гостиница вскоре была переименована в Hotel La Gioconda). Винченцо Перуджиа был осуждён на один год и семь месяцев. Итальянский суд смягчил наказание, учитывая, что мотивом кражи был «патриотический порыв».

Надо сказать, что вся Италия была против возвращения картины во Францию. «Но — надо!» - горько воскликнул Джованни Ноджи, директор знаменитой флорентийской галереи Uffizi. Флоренция долго прощалась со «своей» La Gioconda. Перед зданием Galleria degli Uffizi собирались огромные толпы желавших увидеть гениальное творение соотечественника. Многие крестились и благодарили Господа за эту возможность. В конце декабря 1913 года «Мона Лиза» в сопровождении многочисленной охраны отбыла в Рим. Там она была выставлена сначала во французском посольстве, а потом в Galleria Borghesc. Ажиотаж нарастал, число жаждавших соприкоснуться с прекрасным стремилось к миллиону. В последний день экспозиции конным полицейским пришлось разгонять тех поклонников «Моны Лизы», которым так и не посчастливилось на неё взглянуть. 4 января 1914 года Джкоконда» вернулась во Францию. Кар тину осмотрели реставраторы и с почестями повесили на прежнее место. Возвращение «Мопы Лизы» стало ещё одной громкой мировой сенсацией. Фактически работа Леонардо превратилась в святыню — объект культа и поклонения. В двадцатом столетии картина очень редко покидала Лувр. В 1963 году «Мона Лиза» совершила трансатлантическое путешествие и прибыла в США. Здесь её ожидал оглушительный успех (среди американских зрителей было много чех, кто вообще впервые посещал музей).

В 1974 году «Мона Лиза» летит в Японию. И снова успех. На обратном пути во Францию «Мона Лиза» делает остановку в Москве. Вокруг Музея изобразительных искусств имени Л.С. Пушкина в Москве собирались огромные толпы советских граждан. Москвичи сутками ждали своей очереди, чтобы 9 секунд (столько полагалось на человека) постоять напротив чудесного лика итальянки и попытаться разгадать её тайну.

После Москвы «Джоконда» вернулась в Париж — и, возможно, уже навсегда. В 2011 году власти Флоренции обратились к Франции с просьбой предоставить легендарный портрет Моны Лизы на экспозицию в 2013 году — как раз исполнится 100 лет с последнего визита «Джоконды» на историческую родину. Но куратор отдела живописи Лувра Винсент Помаред прокомментировал это так: «Сейчас картина защищена пуленепробиваемым стеклом и содержится в специальных климатических условиях. Во во время ее перемещения мы не можем гарантировать все условия, поэтому одалживать её — большой риск».

В заключение хочется обратить внимание на несомненную мистическую особенность «Джоконды»: картина оказывает чрезвычайно сильное воздействие на зрителя. Франсуа-Рюйе в конце 19-го века так отзывался об этом чуде портретного искусства: «Скоро уж четыре столетия, как Мона Лиза лишает здравого рассудка всех, кто, вдоволь насмотревшись, начинает толковать о ней». Она завораживает, очаровывает, заставляет думать о себе. Нередко у посетителей Лувра проявляется синдром Стендаля — необычное заболевание, при котором человек, попав гуда, где выставлено большое количество предметов искусства, испытывает сильное волнение, дрожь, головокружение и даже галлюцинации. <Джоконда» всегда следит за нами. Зритель постоянно ловит на себе сё взгляд, вне зависимости от угла обзора. У одних это вызывает восхищение, у других, напротив, неконтролируемый страх и агрессию.

В 1956 году нижняя часть картины была повреждена, когда один из посетителей облил её кислотой. 30 декабря того же года молодой боливиец Уго Унгаза Вильегас бросил в «Джоконду» камень и повредил красочный слой у локтя (утрата позднее была записана). После этого «Мону Лизу» защитили пуленепробиваемым стеклом, что обезопасило её от возможных нападений. Всё же в апреле 1974 года, когда картина находилась на выставке в Токио, женщина, расстроенная политикой музея в отношении инвалидов, попыталась распылить из баллончика красную краску. 2 апреля 2009 года россиянка, не получившая французского гражданства, запустила в стекло глиняной чашкой, К счастью, оба этих случая не нанесли картине вреда. Легендарной (Джоконде» свыше пятисот лет. За свою жизнь она повидала столько, сколько трудно себе вообразить. Возможно, когда-нибудь она захочет поделиться с нами своими тайнами...