Конкуренция в рыночной экономике

// // Интересное в сети //

Конкуренция играет важную роль в рыночной экономике. Борясь за потребителей, компании стараются улучшить качество товаров и услуг и, одновременно, снизить издержки производства. Это приводит к постоянной модернизации, без которой компании-лидеру не выжить в конкурентной борьбе.

Конкуренция определяется как соперничество отдельных лиц, хозяйств и товаропроизводителей, которые заинтересованы в достижении одинаковой цели. Если говорить конкретно, то это борьба фирм за наибольший объём спроса потребителей. В переводе с латинского языка звучит как “столкновение”. Это динамичный и постоянно ускоряющийся процесс, который служит максимальному обеспечению предложений на рынке. Конкуренция лучший механизм рыночной экономики, способствующий постоянному соперничеству производителей, что приводит к стремлению улучшить качество продукции, заботиться как о сохранении, так и о расширении, снижении затрат на производство, что в свою очередь значительно способствует снижению цены, увеличению ассортимента продукции и высококачественному обслуживанию покупателей.

Конкуренция в рыночной экономике способствует постоянному развитию, заставляя производителей применять новые технологии, быть рациональнее в использовании природных ресурсов. В процессе отсеиваются неэффективные производства, производители некачественной продукции. В должной степени выравнивается соотношение прибыли к капиталу, а так же уровень заработной платы. Диктатура производителей по отношению к покупателям сводится к минимуму.

Но конкуренция в рыночной экономике имеет не только положительные стороны. В процессе борьбы между производителями за лучшие условия появляются не только процветающие и преумножающие свой капитал, но и разорившиеся. Безработица, инфляция, определённая нестабильность, а так же перепроизводство – факторы, которые можно отнести к недостаткам конкуренции.

Важнейшими условиями для возникновения конкуренции стали, следующие факторы:

  1. Присутствие на рынке большого количества производителей и потребителей, продуктов производства и ресурсов.
  2. Полная свобода для выбора деятельности, не сложный доступ к рынку и такой же свободный выход из него.
  3. Достаточное соответствие между предложением и спросом, которое не приводит к перепроизводству или дефициту.
  4. Отсутствие договорённостей между производителями и поставщиками, которые способны ограничить процессы конкуренции.
  5. Владение каждым участником конкуренции достаточным количеством информации о существующих предложениях и спросе.

Виды конкуренции:

  1. Ценовая конкуренция – Изначально подразумевает предложение товаров по более низким ценам относительно конкурентов, что осуществляется за счёт уменьшения прибыли, либо снижения издержек производства.
  2. Неценовая конкуренция – основывается на производстве товара более высокого качества, надёжности и долговечности. Используется за счёт рекламы и иных методов стимуляции сбыта.
  3. Внутриотраслевая конкуренция – Существующая между производителями одинаковых товаров за выгоднейшие условия сбыта или производства.
  4. Межотраслевая конкуренция – Создаётся между предпринимателями, работающими в различных отраслях из-за наиболее выгодного вложения капитала или перераспределение прибыли.