Как достичь управляемой конкурентоспособности

// // Интересное в сети //

Рост конкурентоспособности компании - задача не такая простая, как кажется на первый взгляд. И наращивать ее следует правильно, иначе стихийное развитие конкурентоспособности способна погубить компанию.

 

В настоящей статье авторы - консультанты по управлению и организационному развитию делятся своим опытом формирования и развития конкурентоспособности объектов отечественного бизнеса и приглашают читателей к дискуссии на данную тему.

Конкуренция - это гонка без финиша, в которой вольно или невольно должны участвовать все субъекты рыночного пространства. От нее невозможно отгородиться или спрятаться. Рано или поздно, но даже самый спокойный и незавидный участок рынка становится полем острой конкурентной борьбы.

Занимаясь более 10 лет консалтингом на отечественных предприятиях и в организациях, авторы стали свидетелями того, как конкуренция властно вторгалась в реальную деятельность их клиентов. Одновременно с этим нам довелось исследовать и сопоставлять конкуренцию не только на "диком" российском рынке начала 90-х гг., но и в тех странах, где она приобрела развитые и изощренные формы: в Японии, Швеции, Германии, Франции. Стремительное заполнение отечественного рыночного пространства, происходящее как в результате развития отечественного предпринимательства, так и активного проникновения иностранных компаний, не оставляет больше романтических иллюзий о безграничности российского рынка, который якобы можно осваивать столетиями. Очевидно, что уже завтра на этом пространстве останется лишь тот, кто сумеет трансформировать абстрактную и угрожающую категорию конкуренции в стратегию и практику управляемой конкурентоспособности.

Этот путь мы шаг за шагом проделываем вместе со своими клиентами, и он ассоциируется у нас с восхождением на горную вершину (например, на Фудзияму!):

  1. сначала пологие и несложные тропинки у подножья, анализ и разведка ситуации;
    после этого выбор маршрута для подъема и восхождение;
  2. затем поиск ответа на вопрос, как зафиксировать и увеличить отрыв от конкурентов, сохранить чувство свободы и пьянящего горного воздуха, как дойти до самой вершины и укрепиться на ней;
  3. и, наконец, как находить и преодолевать новые вершины.

Теперь, если вы хотите управлять конкурентоспособностью собственного бизнеса, давайте проделаем этот путь вместе. Это наше приглашение к совместному путешествию.

Но прежде, чем отправляться в путь, необходимо договориться об основных понятиях и избавиться от фобий и заблуждений. В ментальности отечественного бизнеса понятие конкуренции носит преимущественно негативный оттенок. Чаще всего она рассматривается как противостояние двух или нескольких фирм друг другу. Для того, чтобы понять сущность этого явления, попытаемся изменить угол зрения и посмотреть на него принципиально иначе - глазами клиентов-потребителей, которые при наличии конкурентного рыночного предложения могут сделать свой выбор в пользу того или иного товара (услуги), считая их для себя более привлекательными, исходя из собственных интересов.

Таким образом, в нашем дальнейшем изложении конкуренция рассматривается как борьба за ограниченный объем платежеспособного спроса, ведущаяся фирмой на доступных ей сегментах рынка. При этом выбор покупателя предопределяется наличием у фирмы вполне определенных конкурентных преимуществ, представляющих ценность для покупателей. Чем большим количеством устойчивых преимуществ обладает фирма, тем выше устойчивость ее рыночной позиции, т.е. конкурентоспособность. Следовательно, фирма должна постоянно осуществлять поиск, актуализацию и практическое воплощение конкурентных преимуществ, что с необходимостью находит отражение в ее стратегии и повседневной деятельности.

Т.М. Куприянова, В.Е. Растимешин