История рынка автомобилей в Белоруссии

// // Интересное в сети //

Автомобиль в СССР всегда был роскошью. Это неудивительно, ведь роскошью у нас долгое время считался и обыкновенный велосипед. Для покупки авто же приходилось становиться в очередь и ждать несколько лет (это если ооочень повезет!). Правда, если у советского человека были на такое приобретение деньги. А копить на собственную машину житель СССР мог десятилетиями. Однако железные лошадки все-таки бегали по минским дорогам и заставляли понервничать сотрудников ГАИ. Большой популярностью у «избранных» пользовалась старая модель «Волги». Она не сдала своих позиций, даже когда в продажу поступили новенькие «Волги ГАЗ-24» с мощным двигателем в 98 лошадиных сил (1968-69 гг.).

В 1960-м многие минчане, которые видели машины только в сладких снах, проснулись счастливыми. В этом году в Минске стали впервые давать легковушки напрокат. Взять авто на временное пользование можно было как на три часа, так и на один месяц. К тому же, для тех минчан, кто не мог похвастаться особой уверенностью за рулем, сотрудники автопроката давали краткие курсы по навыкам вождения. Помогали нормально ориентироваться в правилах дорожного движения.

Сколько дорожных знаков вы знаете? Вспомним предупреждающие, запрещающие, знаки приоритета. Выйдет немало... Не то что в 1927 году! Тогда в СССР было всего шесть знаков. В 1933-м их стало двадцать два. А 1 апреля 1964 года Государственный комитет стандартов, мер и измерительных приборов СССР увеличил число дорожных знаков до семидесяти восьми. Кстати, первый светофор в СССР появился 15 января 1930 года в Ленинграде. А в Минске первый светофор заработал на перекрестке улиц Кирова и Бобруйской в 1938 году.

«Кому нужен проездной на декаду?» Сегодня этот вопрос можно ежедневно услышать в минском транспорте от женщины в яркой жилетке. Полвека назад все было по-другому. В середине 20 столетия большинство белорусов по-прежнему передвигались только в троллейбусах и автобусах. А первые проездные билеты стали продавать в Минске лишь осенью 1960 года. С 25 ноября по 5 декабря в кассах автовокзала на Ульяновской, в диспетчерских пунктах «Автозавод» и «Площадь Свободы» можно было купить проездной на декабрь. Также его можно было найти у водителя автобуса и кондуктора. Проездной на один вид транспорта (других в то время не продавали) стоил 24 рубля. Для сравнения, средняя зарплата в СССР с 1956 по 1965 увеличилась с 78 до 96 рублей в месяц.

Те минчане, которые имели собственную тачку или могли себе позволить взять авто напрокат, были не против и дать волю «лошадкам». Усмирением лихачей занималась белорусская ГАИ, которая появилась на свет 75 лет назад - 3 июля 1936 года. Современный автолюбитель, сидя на своей колокольне, может подумать, что усмирять-то 50 лет назад было и некого. Но какой белорус не любит быстрой езды? В 1960-х белорусские гаишники охотились на владельцев «Москвича-401» и «Волги ГАЗ-21», которые могли выжать на столичных дорогах до 110 км/час.

Ни о каких радарах в ту пору, естественно, не могло идти и речи. Поэтому отлавливали лихачей сначала «на глаз». А потом с помощью «скоростемеров» - приборов наподобие обычных секундомеров. Когда гаишник видел очередного лихача, он за сто метров до цели включал свой скоростемер. Все как на школьной стометровке. За исключением одной разницы. Если машина проезжала расстояние с рекордной скоростью, ей не давали почетную грамоту и вымпел. А пробивали компостером талон. Зато никаких тебе штрафов. Эх, времена. Эх, нравы.