Туристу на заметку: Индокитай

// // Интересное в сети //

Индокитай - это пять небольших стран, расположенных на полуострове между азиатскими гигантами - Индией и Китаем. Уверен, что далеко не все россияне смогут безошибочно перечислить названия этих экзотических государств. Мы им поможем, страны Индокитая следующие: Вьетнам, Таиланд, Бирма, Лаос и Камбоджа. Эти пять стран сочетают в себе все, что необходимо для самозабвенного отдыха уставших от морозов сибиряков: песчаные пляжи, пышные джунгли, жаркие и шумные города, крохотные острова, буддистские пагоды, величественные храмы и нетронутые уголки природы. Но даже сюда, в пристанище закутанных в шафран монахов и бесконечных кварталов «красных фонарей», добрались вездесущие автомобили. И запах благовоний уже повсеместно смешивается со сладковатым ароматом дешевого топлива. Страны Индокитая разнообразны, в них проживает много людей. Самая известная из стран Индокитая - Вьетнам.

Вьетнам

Вьетнам из пяти перечисленных стран является самым крупным и промышленно развитым. Несмотря на первенство Таиланда в области туризма, Вьетнам уверенно лидирует в развитии автопромышленности, транспортной инфраструктуры и сельского хозяйства. Между прочим, в относительно небольшом Вьетнаме проживает около 88 млн. человек.

Основное средство передвижения по стране — автомобильный и железнодорожный транспорт. Транспортный парк Вьетнама по большей части ветхий, но машин довольно много, так что туристам есть из чего выбирать. В городе можно воспользоваться автобусами, такси, арендованными автомобилями. Между городами рекомендуется путешествовать на поезде — дешевле, безопаснее, быстрее.

Городской транспорт хорошо развит только в крупных столичных городах. В отдаленных районах страны — только слаборазвитая сеть маршрутных автобусов, водители которых с истинно буддийским равнодушием относятся к графикам и расписаниям. Стоимость проезда — около 0,1 USD, вне зависимости от расстояния. Основные городские виды транспорта: такси, различные мото- и велорикши («сайкло» или «сикло»). Плату за проезд с водителями такси не нужно оговаривать заранее: во всех машинах есть счетчик, который указывает цену проезда, а таксисты обычно знают немного английских слов. Немного иные правила для загородных переездов. Поездка из аэропорта Ханоя до центра города (приблизительно 45 минут) на такси обходится не дороже 15 USD. В этом случае следует согласовывать цену поездки заранее, до посадки в машину, нелишним будет также регулярно напоминать водителю об условиях поездки — местные водители всех видов очень любят «забывать» первоначальную договоренность и по приезде завышать цену.

Средняя скорость движения автомобильного транспорта в городах порядка 40 км/ч. Вьетнамцы вообще не торопятся жить, определенно. За одни и те же нарушения с водителей мотоциклов и автомобилей во Вьетнаме берут разные штрафы. Размеры штрафов для «байкеров»: 50 000 донгов — превышение скорости (с автолюбителя в этой же ситуации снимут сумму, эквивалентную 100 USD), 20 000 донгов — езда за пределами города без шлема (по нынешнему курсу около 20 000 донгов за 1 доллар США). За последние годы во Вьетнаме отстроено немало платных междугородных трасс: плата за проезд по ним не слишком велика, а езда — быстрая и комфортная.

Впрочем, несмотря на все нововведения прогресса, в Индокитае его величество велосипед еще никто не отменял. Если вы планируете множество недалеких поездок в пределах одного населенного пункта, велосипед — лучшее средство для этого! Тем более что при случае его можно погрузить в автобус, проскочить пару сотен километров и продолжить путешествие в другом городе.

Доля легковых автомобилей в общем городском потоке Вьетнама пока невелика. Зато постоянно растет количество мотоциклов, основных конкурентов велосипедного транспорта. На долю мотоциклов приходится 95% из всех 13 млн. средств моторизованного колесного транспорта. Одним из самых активных игроков на моторынке Вьетнама выступает компания Honda: ей принадлежит 63% мотоциклетного рынка страны. В 2009 году Honda продала во Вьетнаме 2,26 млн. мотоциклов, после чего вьетнамский моторынок по объему занял третье место после Китая и Индии (а ведь эти страны имеют население и территорию на порядок больше Вьетнама). Honda не собирается останавливаться на достигнутом и активно переносит во Вьетнам свои сборочные производства. Более того, в планах Honda — выпуск своих легковых автомобилей, несмотря на относительно слабый спрос на них в стране (всего вьетнамцы приобретают в год порядка 40 тыс. машин). Старается не отставать от Honda и другой японский автогигант. Не так давно один из заводов, принадлежащий Nissan, который расположен во Вьетнаме, выпустил мини-вэн Grand Livina. Семиместный Grand Livina под капотом имеет 1,8-литровый мотор, развивающий 126 л. с. и 174 Нм крутящего момента, работающий в паре с шестискоростной ручной и автоматической трансмиссией. Пусть спрос на мини-вэны во Вьетнаме пока и невелик, но тенденция налицо. Из этой страны Индокитая может получиться очередное экономическое чудо.

Если уж хитрые японцы вкладывают солидные деньги в экономику Вьетнама, значит, у страны действительно хорошие перспективы!

Бирма

Бирма (Мьянма) — одна из таких стран, в которой можно удивляться практически на каждом шагу. Начнем с того, что страной уже довольно долгое время правят военные диктаторы, в то время как половина населения Мьянмы — буддийские монахи. Поразительный парадокс! Экономически государство развито слабо, большая часть народа живет за чертой бедности, по нашим меркам. Лишь теплый климат, плодородные поля и буддийская медитация спасают страну от глубочайшего кризиса. Кстати, в Мьянме — одной из самых безопасных стран мира — практически отсутствует криминал, равно как проституция и наркоторговля. Самый низкий уровень преступности и СПИДа в Азии именно здесь. Если вы спросите рядового бирманца, на чем бы он предпочел передвигаться по своей родине, он без колебаний ответит — на джипе! Джипы в Мьянме безумно популярны. Дороги в большинстве своем разбиты, денег на их ремонт не хватает, и в сезон дождей они сильно размываются. В таких условиях просто необходим автомобиль с большим дорожным просветом и приводом на четыре колеса. К тому же не стоит забывать, что управляют страной военные, и все связанное с армией модно.

Транспорт в Мьянме — это больше, чем средство передвижения. Это музей автомобилестроения на ходу, а также наглядный пример того, что вещи, которыми мы пользуемся, могут служить гораздо дольше, чем мы привыкли считать. Бирманские кулиби- ны переделывают старые японские автомобили, легко превращая классическую подвеску McPherson в настоящую рессорную, скрещивают автомобили всех марок, получая гибриды в стиле Безумного Макса. Это могут быть старинные «Плимуты», или самодельные джипы без стекол, или маршрутки (тук-туки), в которые, наверное, может влезть бесчисленное количество людей. Автобусы зачастую бывают с деревянным корпусом и возможностью курить прямо на своем месте. Не стоит забывать и о пригородных автобусах — местные их называют «карго- бас», что означает автобус и грузовик одновременно. Если вам повезет, то вас посадят на мягкие мешки с рисом или мукой, если повезет чуть меньше, то на колючие мешки с сушеной рыбой. Бирма — одна из беднейших стран мира. Средняя зарплата госслужащего — 20 долларов в месяц, в частном секторе — от силы 30 долларов. При этом технические достижения современности здесь стоят неимоверно дорого.

Подключение к оператору мобильной связи в среднем обойдется в 3 000 долларов, стоимость сотового телефона б/у — от 500 долларов. Автомобили большинству практически недоступны — к примеру, малолитражка Toyota 1960 года — порядка 6 000-7 000 долларов. Заправка бензина осуществляется в глубинке зачастую весьма оригинальным методом. Вы запросто можете остановиться прямо у придорожного буфета, откуда выбежит мальчик с большим кувшином и нальет бензина в бак!

Поэтому не слишком-то удивляйтесь, завидев на улицах города веселых крестьян, с достоинством восседающих на крутобоком воле или скромном ослике. Этот экологически чистый вид транспорта до сих пор на почетном месте в Бирме!

Камбоджа

Камбоджийская история полна кровавых драм. В 60-70-е годы прошлого века эту маленькую страну раздирали гражданские войны, густо замешенные на политических интригах с участием США, Китая и Вьетнама. К власти пришел печально знаменитый диктатор Пол Пот и его верные «красные кхмеры».

Если у тебя есть машина, камбоджиец в этой ситуации спрашивает — какая у тебя «Тойота». Эта присказка отражает состояние автомобильного парка Камбоджи — это в лучшем случае вхлам подержанные «японки», среди которых именно Toyota ценится более других. Очевидно, как самая неубиваемая и легкоремонтиру- емая марка. В определенном смысле напоминает наш Дальний Восток, не правда ли?

Автомобиль или мотоцикл иностранцы в Камбодже обычно берут напрокат. Правда, в последние годы полиция стала требовать наличие камбоджийских (кхмерских, то есть) прав. По слухам, они беспроблемно покупаются в городах за 40 долларов при наличии прав международного образца. Дороги в Камбодже отвратительные, подробные карты местности зачастую отсутствуют — поэтому длительные путешествия лучше совершать при наличии местного гида. Стоимость проката байка — около 20-25 долларов в сутки, все мотоциклы, разумеется, японские — преимущественно Honda, Yamaha, Kawasaki. Аренда автомобиля обойдется ненамного дороже, однако паспорт придется оставить в залог.

Помимо туризма излюбленный бизнес камбоджийцев — угон мотобайков. Оставлять свой мотоцикл на улице без присмотра категорически не рекомендуется. Даже боевиков из радикально настроенной молодежи. Стоит ли говорить, что о развитии промышленности, тем более такой ресурсоемкой, как автомобильная, не было и речи. Вот поэтому-то камбоджийские граждане передвигаются по стране в основном на гужевом транспорте, а также на мотоциклах. Даже сейчас, когда времена кровавых диктатур постепенно уходят в прошлое.

В Камбодже есть такая поговорка: «Когда иностранец спрашивает у другого, какая если вы потом найдете его и вернете в прокатную контору, скорее всего, вам придется заплатить за него полную залоговую стоимость. Спорить с камбоджийцами бесполезно — они легко могут прикинуться, что не понимают английского языка.

Камбоджа славится своими экстремальными маршрутами для любителей эндуро. Если вы совсем отмороженный мотоциклист и не представляете отпуска без рева двухтактного двигателя, зубодробительной тряски на огромных промоинах, летящего в лицо песка и палящего солнца — вы выбрали правильную страну.