Текущую ситуацию на отечественном телеком-рынке можно охарактеризовать как затишье

// // Интересное в сети //

По оценкам специалистов кадрового агентства Delogys Group, на телеком-рынке сегодня можно наблюдать несколько тенденций, каждая из которых по‑своему влияет на его состояние. Основным фактором, безусловно, является финансовый кризис — ни одной компании не удалось избежать его влияния, но пострадали от него все по‑разному.

 

Хуже всех пришлось ритейлу и производителям оборудования: несмотря на то что расходы на телефон и интернет «режутся» в последнюю очередь как физическими, так и юридическими лицами, делать апгрейд оборудования желающих явно поубавилось. Что касается операторов, то им тоже приходится несладко: надежда на появление новых клиентов весьма призрачна, а существующие давно подключены ко всем возможным сервисам.

Остается борьба тарифов за уже существующих абонентов. Но и тут не без сложностей: тарифы у всех давно рублевые, с обесцениванием рубля компании уже потеряли существенную часть прибыли, вряд ли значительное снижение тарифов в такой ситуации вообще возможно. С другой стороны, повышение тарифов или их перевод в у. е., очевидно, повлечет отток абонентской базы. Каждая компания решает для себя эту дилемму по‑своему, но большинство пока заняли выжидательную позицию и предпочитают ничего не менять. И хотя совокупное количество клиентов операторов значительно не уменьшилось, обороты, безусловно, упали и скорее всего будут продолжать падать. Еще одним существенным фактором влияния, связанным с кризисом, является неопределенность.

Даже компании, удачно управлявшие своими финансами и имеющие в настоящее время возможности для инвестирования, заморозили все проекты кроме тех, которые нельзя остановить в принципе. Показательной является ситуация с системными интеграторами: даже те из них, кто ранее специализировался исключительно на телекоме, заявляют, что сегодня доля телекома в портфеле заказов не превышает 20‑30 %, а у многих она и вовсе сократилась до нуля. Выигрывают компании, которые предлагают аутсорсинг оборудования или услуг, связанных с арендой оборудования (например, call-центры). Важной тенденцией, оказывающей воздействие на рынок, является смена руководства холдинга «Связьинвест»: все компании сектора ждут окончательной расстановки сил и поэтому не предпринимают никаких активных действий. Еще одним значимым фактором, который нельзя не отметить, является масштабная волна слияний и поглощений, имевшая место на российском телеком-рынке. Весь прошлый год гремели новости о многомиллионных приобретениях и глобальных слияниях, и сейчас те компании, которые успели перед кризисом «нахватать» активов, вынуждены заниматься их «переработкой», в том числе и с точки зрения персонала. Таким образом, текущую ситуацию на отечественном телеком-рынке можно охарактеризовать как затишье, которое может продлиться достаточно долго. Вакансий здесь практически нет.

Компании перераспределяют те ресурсы, которые были накоплены до кризиса, а если кого‑то и берут на работу, то либо на замену «выбывшего» сотрудника, либо в качестве «апгрейда», то есть заменяют менее эффективные кадры более профессиональными. Если сравнивать аналогичный период прошлого года с текущим, то можно отметить, что зарплатные ожидания кандидатов по ряду вакансий совпадают, по ряду — сегодняшние немного ниже тех, что были год назад, но есть и те, которые существенно выше прошлогодних. Это говорит в первую очередь о том, что рынка телеком-вакансий как такового практически нет: формулируя свои запросы, кандидаты ориентируются скорее на свои личные обстоятельства, чем на рыночную информацию. Аналогичная ситуация с предложениями работодателей: по уровню компенсаций они примерно на уровне марта-апреля прошлого года, но, к сожалению, их количество стремится к нулю.