Стив Уандер

// // Интересное в сети //

Стив Уандер - один из немногих афроамериканцев, которые целиком влияли на формирование блюза и соула в прошлом столетии. Стив Уандер одновременно промоутер, исполнитель своих песен и необычный композитор. При этом он замечательный пианист, играющий еще и на гармошке. Стив Уандер также активно занимается общественной деятельностью - именно на этом поприще он стал известен в середине 1980-х годов. И известность свою на этом поприще он получил, в первую очередь, в ЮАР.

Стив Уандер - многогранная и необычайно интересная личность. Что мы знаем о Стиви Уандере? Слепой чернокожий музыкант. Носит невообразимые кепки и черные очки. Играет на пианино и поет I just call to say I love you. Так ответит большинство людей. И в этом парадокс: Уандера знают все, но мало кто знает больше того, что мы перечислили выше. Оказывается, парень (хотя «парню» 13 мая этого года стукнет 60) не так- то прост. Но по порядку - просто несколько фактов:

  1. За полстолетия творчества певца те годы, когда он не выпускал больше двух альбомов за год, можно пересчитать по пальцам.
  2. Список тридцати альбомов Стиви занимает целую страницу.
  3. 22 - столько раз Стиви Уандер получал «Грэмми».
  4. Имя Уандера увековечено в «Зале славы рок-н-ролла» и «Зале славы композиторов».
  5. Первая пластинка певца вышла в 1962 году. Тогда Уандеру было 12 лет.

Лула Мэй Джадкинс была обычной негритянкой из нищего пригорода городка Сагинау в Мичигане. Когда она забеременела, ее не отпускали тяжелые предчувствия, и они не обманули: беременность проходила тяжело, а на седьмом месяце Лула попала в больницу для бедных, где и родила мальчика - на полтора месяца раньше срока. «Мальчик не выживет» - сказал ей врач. - «Выживет, что бы вы мне ни говорили!» - ответила мать. Врач пожал плечами и положил ребенка в инкубатор. Возиться с обреченным негритенком не хотелось, и по халатности в инкубатор подали не ту дыхательную смесь, из-за которой ребенок ослеп. Но - остался в живых!

Лула забрала мальчика из инкубатора, назвала его Стиви и начала воспитывать по своей особой системе, девизом которой было «Глупо обижаться на судьбу, глупо ныть, а еще глупее - жалеть себя. Просто забудь о том, что твои глаза не видят, и живи как все - только намного лучше, намного интереснее!». Стратегия была проста: поменьше нянчиться, зато побольше любить и уважать.

Мальчик подолгу оставался дома один, зато научился обходиться без посторонней помощи. По малейшим оттенкам звука, отражающегося от стен и предметов в комнате, он ориентировался с феноменальной точностью. А уж передвижение людей Стиви определял так ловко, как будто бы видел их собственными глазами. Лула делала все, чтобы развить в нем слух, остроту реакции и... интуицию. Стиви непостижимым образом научился угадывать формы и цвета (Лула объяснила ему, что такое цвет, что листва зеленая, молоко белое, а банан желтый). Мать научила его даже... понемногу читать - не по каким-нибудь там специальным книгам для слепых, а по самому обычному букварю. Пальцы Стиви от природы отличались необычайной чувствительностью, а упорные тренировки довершили дело: он стал различать на ощупь мельчайшие крупицы типографской краски!
О специальной школе для слепых Лула и слышать не хотела. Устроив страшный скандал в администрации, она добилась, чтобы Стиви приняли в самую обычную школу (после того как он по складам прочел несколько предложений). Очень скоро он заслужил среди одноклассников славу   «человека-летучей мыши». Ведь он... отлично играл в баскетбол! То ли на слух, то ли по наитию, но он прекрасно знал, где сейчас мяч и куда он летит... А еще он обожал ходить в кино, потому что по малейшим шумам мог определять, что происходит на экране.

Когда Стиви было три, семья в поисках лучшей жизни перебралась в Детройт. Мальчик рос, жизнь складывалась по-разному. В худшие времена они всей семьей рыскали по речным докам, чтобы стащить немного угля для растопки домашней печки. Когда удавалось что-то скопить, детям покупали новую одежду (естественно, на несколько размеров больше). Лула боялась отпускать малыша на улицу - и чтобы как-нибудь скоротать время, маленький Стиви часами занимался тем, что отстукивал ложками на горшках и кастрюлях ритм, стараясь подыгрывать мелодиям, которые он слышал по радио. Он так ловко и точно отбивал ритм, что Лула поняла: пора купить ему настоящий инструмент.

Вообще-то жили они бедно, в доме не было даже холодильника, где уж тут мечтать о рояле! Но на губную гармошку раскошелиться можно... И однажды, когда Стиви праздновал свой девятый день рождения, родители подарили ему губную гармошку. В течение шести лет Стиви играл на этом единственном инструменте. Потом жильцы соседнего дома, переезжая в другой город, оставили мальчику свое пианино - не тащить же бесполезную тяжеленную штуковину за собой, да еще и платить за нее!

На дворовые рок-н-ролльные концерты Стива собиралось чуть ли не полгорода. Вскоре ассоциация предпринимателей района купила Стиву ударную установку. Кроме того, Стиви пел в церкви. Однажды на службу попал музыкант Джерольд Уайт, и был настолько поражен голосом десятилетнего Стиви, что пригласил его к себе домой, где познакомил с Брайаном Холлэндом, который специализировался на поиске молодых талантов в Детройте. Не дослушав до конца и второй песни, Брайан прервал Стиви: «Ты, парень, настоящее чудо! Я бы советовал тебе взять именно этот псевдоним. Кстати, я хочу заключить с тобой контракт. Ты не против?» Стиви было тогда всего 10 лет.

С тех пор его жизнь резко изменилась. У юного Уандера появились деньги, и он стал активно гастролировать по стране. На учебу времени оставалось мало, и Брайан уговорил Лулу отдать Стиви в элитный частный интернат для слепых детей, где его могли бы учить по специальной программе. «Это необходимо для его карьеры» - этот аргумент заставил сдаться Лулу, но не Стиви! Отлично усвоив уроки матери, он не желал признавать себя чем-то обделенным и нуждающимся в каком-то специальном уходе. В интернате Уандер «бунтовал»: он мог ночью вылезти в окно с третьего этажа и отправиться в ближайший магазинчик за чипсами. Впрочем, продолжалось это недолго: пришла пора отправляться в гастрольный тур со знаменитыми Марвином Гейем, THE SUPREMES и THE MARVELETTES, в котором предстояло отыграть 94 концерта при всего трех выходных за четырехмесячное турне. Вундеркинд быстро адаптировался в большой и дружной семье и вскоре даже принял привычный для всех облик, надев строгий костюм с галстуком. Стиви всегда был бодр и даже успевал сочинять песни в гастрольном автобусе, когда его старшие коллеги мирно посапывали. После возвращения из тура Уандер выпустил свою первую пластинку на студии Motown. Встреча с Мартином Лютером Кингом перевернула все его восприятие белого и черного мира. Он стал интересоваться политикой, однако Motown уготовил ему иную роль, нежели музыкального борца за права чернокожего населения. Но у Стиви были другие планы, и он об этом сразу же открыто заявил: «Когда мне исполнится 21 год, я собираюсь взять под контроль свою карьеру. Мне кажется, вы меня неважно знаете и плохо представляете, откуда я пришел».

Действительно, на следующее утро после грандиозной вечеринки в честь совершеннолетия, Уандер разорвал контракт со своей звукозаписывающей фирмой и получил на руки один миллион долларов, в то время как фирма заработала на нем 30 миллионов. Уандер открыл сразу две собственные про- дюсерские компании: Taurus Production и Black Bull Publishing, где в течение нескольких лет продолжал с успехом записываться и издаваться. В его произведениях сочетались элементы самых разных стилей: госпел, рок-н-ролл, джаз, африканские и латиноамериканские ритмы. В 1972 году Стиви произнес такие слова: «Стиви Уандер - мой сын, и я говорю с ним с огромным уважением».

Стиви с очень раннего возраста тянуло в женские компании. Эти гастроли принесли музыканту известность среди белой аудитории и стали поворотным моментом в его карьере. В 1982 году Стиви Уандер записывает свой главный хит - балладу I Just Call То Say I Love You, которая шесть недель лидировала в английском хитпараде и до сих пор входит в десятку самых продаваемых синглов. С этой «семьей» не выдержала конкуренции ни одна из пятнадцати подружек музыканта, даром что три из них подарили Стиви детей - дочерей Айшу и Кейту и сыновей Мумтаза и Квейми.

Последний на данный момент альбом A Time to Love вышел в 2005 году. Пластинка дебютировала сразу на пятом месте американского поп-чарта. Она получила массу положительных отзывов от критиков, и на лето 2007 года был продан тираж 169 тысяч копий.
В августе 2007 года, после двадцатилетнего перерыва, Уандер совершил турне Wonder Summer's Night по тринадцати городам США.

В феврале 2009 года президент США Барак Обама вручил Стиви Уандеру премию имени Гершвина за лучшую популярную песню.

Страшная автокатастрофа 1973 года, едва не стоившая музыканту жизни, заставила Уандера переосмыслить многое в этом мире. Он начинает уделять большое внимание благотворительности и помощи обездоленным. Стиви Уандер - активный участник множества фондов, оказывающих помощь инвалидам, детям из бедных семей, больным СПИДом, раком, диабетом и другими тяжелыми заболеваниями. Сборы от концертов в США и за рубежом музыкант отдает на оказание помощи нуждающимся. Уандер оказывает давление на федеральное правительство с целью сделать день рождения Мартина Лютера Кинга национальным праздником.

В 1982 году он выступает с Концертом мира, пропагандируя ядерное разоружение. И, конечно, он сочиняет множество песен в защиту прав черных и за достижение расовой гармонии (в том числе вместе с Полом Маккартни - Ebony and Ivory). Уандер пишет знаменитую We Are the World, посвященную борьбе с голодом. Не так давно за свой вклад в борьбу с апартеидом он удостоился личного приглашения и встречи с буквально расцветал в улыбке, гримасничал и пытался шутить. Влюбляться Стиви начал довольно рано - в 15 лет. Первой была девочка по имени Энджи. У нее был чудесный мелодичный голос. И не беда, что Стиви не знал, как выглядит ее лицо, - он смотрел на Энджи «внутренним взглядом»... Этот роман не привел к браку, зато навеял Уандеру несколько песен, занявших верхние строчки в хит-парадах. «Я влюблен в жизнь и во всех девушек одновременно. Зачем же мне жениться?»

Впрочем, один раз он все-таки женился - на Сирите Райт, девушке не слишком красивой... но ее чудесный голос завораживал. После первой брачной ночи Стиви даже не сказал ей «доброе утро». Едва проснувшись, он бросился к синтезатору. «Дорогая, синтезатор мне как семья! Как я могу не поделиться с ля это уже вторая премия, которую присуждает библиотека конгресса США. Вручая награду, Обама поблагодарил Уандера за создание «стиля, прославившего американцев».

Даже несмотря на странное знамение на церемонии назначения Уандера Послом мира (во время его речи сработала пожарная сигнализация) очевидно: Посол мира - кульминация карьеры, как музыкальной, так и общественной, шестидесятилетнего певца. Посол мира Уандер - это означает, что на этой земле он добился успеха.