Смерть интеграторов: Как это может быть на рынке бизнес-приложений?

// // Интересное в сети //

Российские интеграторы стоят на пороге смены эпох. На следующем цикле эволюции корпоративных ИТ-систем вместо главных ролей они могут получить в лучшем случае роли эпизодические. Журнал CNews в последнем номере выпустил аналитическую статью, в которой оцениваются перспективы российского рынка системной интеграции.

Голые короли

Все давно привыкли к тому, что компании-интеграторы — это элита российского рынка ИТ. Прибыль здесь всегда была выше, чем в разработке ПО, сборке ПК и тем более в дистрибуции. Такое положение дел стало возможным исключительно благодаря двум факторам: скромному по мировым меркам размеру российского рынка ИТ-услуг и доступу крупных интеграторов к большим и неэффективно растрачиваемым бюджетам госсектора. Так, даже до кризиса доходы компаний в данном сегменте в России не превышали 5,5 млрд долл., в то время как рынок ИТ-услуг одной только Швеции достигал 9 млрд, Испании — 15 млрд, а Германии — 43 млрд долл. Упоминать гигантские рынки Японии, Великобритании и тем более США в данном контексте вообще неуместно. Если же взять только внедрение бизнес-приложений и вычесть офшорное программирование и услуги поддержки ИТ-инфраструктуры заказчиков, останется совсем ничего. Это «ничего» не позволяло мировым лидерам содержать в России полноценные команды специалистов и при этом получать значимый доход.

Ситуация еще более усугубилась в период кризиса. Думаю, не ошибусь, если скажу, что сегодня ни для кого из крупных российских интеграторов внедрение бизнес-приложений не является наиболее прибыльным бизнесом. Могут быть проекты-исключения в госсекторе, но эти аферы не нуждаются в комментариях. Достаточно вспомнить, какие суммы списал на убытки по данному направлению только один «Связьинвест» (более 3 млрд руб.). Оцените, например, вот такую формулировку: «Бизнес-процессы в МРК и законодательство изменились, и выполненные работы частично потеряли актуальность».

Компьютер — это браузер

Так бы все и оставалось, если бы не рождение модели, известной сегодня как SaaS — Software as a Service (ПО как сервис). Помимо прочего, развитие этого подхода дает возможность отечественным предприятиям-заказчикам вовсе отказаться от любых интеграторов и перенести свои данные за пределы страны. Приведу реальный пример: один небольшой банк во избежание риска изъятий уже перенес почти все свои бизнес-приложения в Великобританию и Швейцарию. Доступ к ним осуществляется через интернет-браузер. Думаю, этот случай далеко не единственный. Конечно, «изыматели» обладают значимыми ресурсами и могут попробовать получить удаленный доступ к данным в любой точке мира. Но, согласитесь, это будет дороже, чем устроить «маски-шоу». Кроме того, не понятно, как полученные таким способом данные можно представить в суде. Очевидно, что банк, который чего-то боится, можно заподозрить в чем-то нехорошем.

Но в чем можно заподозрить десятки тысяч малых и средних предприятий, которые сначала перенесут на зарубежные SaaS-сервисы все данные о своих клиентах (CRM), затем туда же перекочуют данные об их сотрудниках, а позже состоится торжественный или не очень переезд финансовых приложений. Волна может начаться с рынка СМБ, а после — кто знает, может быть, технологии SaaS-сервисов будут готовы и для удаленного «заглатывания» крупных информационных систем. Какие уж тут российские интеграторы…

Гос стоп-кран

Помешать этому процессу может государство, которое будет вынужденно искусственно устанавливать виртуальные границы, опустить своеобразный занавес. Страна обяжет всех предпринимателей хранить данные на своей территории. Запустят проверяющих. Может быть, властям уже пора подсуетиться? Вспомните, как относительно недавно операторам IP-телевидения, которые благодаря новым технологиям неожиданно получили большой рычаг влияния на умы граждан, тут же было предписано получать лицензии. Модель SaaS может похоронить или, по крайней мере, сильно сократить массовый рынок внедрения ИТ-решений и в самих государственных ведомствах. Конечно, этот процесс может растянуться на гораздо больший срок в сравнении с коммерческим сектором, но само движение в данном направлении неизбежно.

Если сегодня правительство справедливо озаботилось отладкой фронт-офиса в виде создания портала госуслуг, то рано или поздно дело может дойти и до бэк-офиса. Эволюция технологий уже в обозримой перспективе даст возможность создать государственного супероператора, на площадке которого смогут разместиться как универсальные, так и многие специализированные приложения всех федеральных и региональных ведомств. Почему бы, например, не создать единый федеральный HR-портал? В стране около 1,5 млн чиновников. Информатизация оптом всегда дешевле. Площадки электронных госзакупок, хоть и по очень кривой тропе, но уже ведут к федеральной консолидации.

Продавцы душ

Роли, которые может получить подавляющее большинство сегодняшних компаний-внедренцев бизнес-приложений, возможно, ограничатся двумя направлениями. Во-первых, в обозримой перспективе россияне сохранят безусловное преимущество в продажах ИТ-сервисов на территории собственной страны. Лично мне пока не известны случаи, когда иностранцы были стабильно более продуктивны в этом вопросе. Во-вторых, сегодняшние внедренцы смогут быть полезны в направлении локализации. Но эта работа не требует того числа специалистов, которые заняты развертыванием приложений сегодня. Вполне вероятно, что их заменят офшорные разработчики, труд которых, как и сегодня, будут трансформировать в программное сырье. Экспорт человеко-часов и импорт готовых ИТ-сервисов. Вот модель, которая может стать реальностью совсем скоро.

Наш родной локомотив

Когда размышляешь о том, как избежать программного рабства в новых обстоятельствах, всегда попадаешь на кольцевую линию: «нефтяное проклятие» — отсутствие мотивации к значимым инвестициям в инновации — государственный «заказ-пинок». Может быть, и можно выехать на радиальную ветку, но пока таких вариантов не видно. Государственный заказ на создание упомянутой выше «облачной площадки» может дать работу многим сегодняшним интеграторам. Или эффективнее будет создание казенного супероператора? Как надоело ездить по кругу…

Автор: руководитель CNews Analytics Максим Казак.