Штурмовик Ил-2: Родина должна знать героев!

// // Интересное в сети //

Есть в истории Великой Отечественной Войны моменты, которым мы обязаны победой.  Родина должна знать героев в лицо, поэтому сегодня говорим о самом массовом боевом самолете в истории - Ил-2.

Идея создания штурмовика- самолета для атаки наземных войск родилась еще до Первой мировой войны. Новый штурмовик должен был быть защищенным броней и обладать мощным наступательным оружием. Впервые такую модель предложил конструктор Сергей Владимирович Ильюшин в 1939 году. «Горбатый Илюша», как тогда ласково называли этот самолет с характерной формой фюзеляжа, наравне с «катюшею» и танком Т-34, стирающими вражескую армию с лица советской земли, отвоевывал победные пяди, щедро кроя снарядами фашистские танки. «Горбатый» - потому что войну вынес на своих плечах», - говорят летчики. Удачное сочетание бронированного фюзеляжа и достаточно высокой скорости (до 450 км/ч при сравнительной скорости 300 км/ч большинства машин того времени) создавало Ил-2 ореол непобедимости.

Ветераны вспоминают, что появление в бою колонны штурмовиков сеяло неподдельную панику в рядах врага и значительно ускоряло продвижение советских войск. Самолет был неуязвим для наземных орудий: то, что могло по-быстрому изрешетить Ил-2, он «выпиливал» в первые минуты, а орудия, способные нанести непоправимый урон машине, попросту не успевали за достаточно маневренным штурмовиком. Слабым местом самого Ил-2 всегда оставалась защита от атак вражеских истребителей. Несмотря на это, он наводил ужас на солдат вермахта, которые дали «Илюше» такие прозвища, как «Бетонный самолет» (Betonflugzeug), и, наконец, наиболее прижившееся - «Черная смерть» (Schwarzer Tod), или попросту «Чума». Обладатель этих почетных званий поступил на службу армии достаточно поздно. В 1941 году в небо поднялись первые 100 самолетов.

Конструкцию Ил-2 сегодня можно назвать уникальной. Этот самолет начинал свою жизнь как одноместный бронированный штурмовик. Конструкторский креатив родил поистине «шедевр»: передняя часть и кабина пилота штурмовика Ил-2 были покрыты крепкой броней, а задняя часть являлась желанной мишенью для пулеметов более маневренных враже ских истребителей. Процент невозвращенцев из боев был настолько велик, а условия сражения настолько сложны, что до 1943 года звание Героя Советского Союза присваивалось за 30 успешных вылетов, а позднее, по мере усовершенствования конструкции, - за 80. После первых же падений «летающих танков» хитрые фрицы разобрали машину и обнаружили «кощеево яйцо», в котором находилось самое уязвимое место самолета, - незащищенный хвост.

Но и наш солдат не лыком шит: вскоре в небо поднялись десятки штурмовиков, в задней части которых за топливным баком гордо восседали стрелки, вооруженные крашенными под черные дула пулеметов... швабрами! Это импровизированное «орудие», естественно, не могло нанести урон противнику, однако в сочетании со свирепым выражением лица советского камикадзе заставляло противника задуматься о необходимости сближения, а также о возможном отпоре. После того как позднее сбитые самолеты открыли фашистам и эту уловку, стало понятно, что дело дрянь и без двухместной модели не обойтись. После многочисленных экспериментов и ошибок Ил-2 получил свое второе рождение в качестве двухместного штурмовика. Увы, рождение этой модификации неудачно совпало с пропагандистской кампанией, призывающей пилотов брать максимальную бомбовую нагрузку. В результате на конвеер в 1942 году поступила модель с незащищенной кабиной стрелка и с 12,7 мм пулеметом УБТ с боезапасом в 150 патронов. Принимая во внимание скорострельность этого оружия - 1050 выстрелов в минуту, такого запаса патронов хватало только на 8,5 секунд стрельбы (всего около 2 очередей)! Ветераны вспоминают, что «Илы» чудом уходили от поражений и приходили на базу в таком состоянии, перед которым даже бывалые пилоты снимали шлемы.

История Ил-2 - это череда сплошных преодолений. Это борьба гениальных разработок конструкторов стопорными инициативами руководства. Это противостояние нашей смекалки с бесспорным техническим превосходством немецкой подготовки. История Ил-2 - это прежде всего история нашей победы, а потому эта неказистая на вид легенда заслужила самое почетное место в зале боевой славы самолетов. Удивительно, что и сегодня история Ил-2 жива. Она живет в восхищенных рассказах немногих оставшихся в живых ветеранов, в многочисленных спорах заядлых коллекционеров баек о Второй мировой, в популярнейшей компьютерной игре «Ил- 2. Штурмовик». Пусть из 20 запросов в Google только три дают информацию о самолете, все же эти три запроса на первом месте, а их высокая посещаемость подтверждает: «Никто не забыт, ничто не забыто».