Перспективы технологий 4G

// // Интересное в сети //

 Долго ожидаемые технологии 3G могут не оправдать возложенных на них надежд. Шансы повторить коммерческий успех мобильной связи второго поколения, когда из ничего возник новый огромный рынок, есть у 4G. Но скорость внедрения этой технологии зависит не от технических, а от коммерческих и политических факторов. Третье поколение мобильной связи наконец‑то начинает активно внедряться во всем мире. Однако если предшествовавшее ему второе поколение произвело настоящую революцию и создало огромный принципиально новый рынок, наследница — связь 3G — подобный успех повторить пока не может. Несмотря на бодрые отчеты операторов, взрывного спроса на услуги 3G не наблюдается. В то же время уже появляются анонсы скорого запуска сетей следующего, четвертого, поколения. И вопрос о том, что именно станет новым хитом рынка телекоммуникаций, остается открытым.

 

Место для роста

Поскольку рынки мобильной связи в большинстве регионов достигли насыщения, многие специалисты ожидают, что в ближайшее время самый высокий спрос в области телекоммуникаций можно будет наблюдать в сфере широкополосного доступа. Это объясняется все возрастающими объемами передаваемой цифровой информации, а также появлением так называемого «тяжелого» медиаконтента, то есть мультимедийных файлов большого размера — фильмов, видеоклипов, музыки и т. д. Согласно исследованиям компании Cisco, объем переданных во всем мире данных по итогам 2012 года составит 500 экзабайт (5 * 1020 байт).

Передача тяжелого медиаконтента требует соответствующей скорости для комфортной работы. Как минимум скорость скачивания файла должна превышать скорость его вос‑ произведения, иначе видео будет постоянно зависать для буферизации, и пользователь просто откажется от услуги. Исходя из этого скорость передачи должна быть не ниже 3‑4 Мбит / с. Другой довод в пользу широкополосного доступа — этот рынок еще не насыщен. По официальным данным, число пользователей сотовой связи в России перевалило за 100 %. Правда, согласно оценкам экспертов, количество реальных абонентов, то есть людей, постоянно пользующихся выделенным им телефонным номером, не превышает 2 / 3 населения, то есть их около 80 млн человек. Но увеличить этот показатель на сколько‑нибудь значительный процент кажется нереальным. В то же время число регулярных пользователей интернета оценивается в 25 млн. Очевидно, что возможность для привлечения новых пользователей существует. Еще одна цифра — в России насчитывается около 50 млн телевизоров. Это еще одна потенциальная возможность роста аудитории широкополосного доступа.

Ответ на вопрос о том, каким именно будет широкополосный доступ — проводным или беспроводным — очевиден. Развиваться будут обе технологии, поскольку каждая имеет свои плюсы и минусы. К примеру, проводной доступ надежнее, но радиодоступ удобнее для конечного пользователя. Однако развитие беспроводного доступа может оказаться более быстрым за счет ряда факторов. Прежде всего, резко увеличивается число мобильных устройств — ноутбуков, UMPС, коммуникаторов и т. д. Отметим, что мировые продажи ноутбуков в третьем квартале 2008 года в численном выражении впервые превысили поставки настольных ПК. С июля по сентябрь 2008 года в мире было реализовано 38,6 млн ноутбуков, тогда как десктопов чуть меньше — 38,5 млн единиц. Эксперты назвали это событие важнейшим в компьютерной индустрии. Сегодня интерфейс Wi-Fi является по умолчанию обязательным для любого переносного ПК. Но на превращение его в стандарт понадобилось около 6 лет и немалые маркетинговые усилия крупнейших вендоров, в том числе Intel. Дорога к обязательному встроенному WiMax, как считают эксперты, будет короче — 2-4 года. Это объясняется возрастающей конкуренцией между производителями ноутбуков. В немалой степени новому витку ее ужесточения послужила дерзкая новация ASUS — так называемые нетбуки, главным преимуществом которых является очень низкая, по сравнению с «полноценными» портативными ПК, цена.

Универсальный стандарт

Согласно исследованиям экспертной группы Pew Internet & American Life Project, мобильный доступ станет основным способом подключения к интернету. Такого мнения придерживается большинство опрошенных экспертами респондентов — 77 %. Более половины считают, что новые технологии позволят сделать удаленную работу максимально комфортной, традиционные офисы уйдут в прошлое,а грань между личным и рабочим временем сотрется.

Но какой именно стандарт связи станет главным двигателем новой цифровой революции? Единственным официально сертифицированным стандартом беспроводной связи четвертого поколения на сегодня является LTE Advanced (Long Term Evolution — длительная эволюция). Международный союз электросвязи (МСЭ) утвердил его спецификации в июне 2008 года. LTE способен поддерживать пиковые скорости до 1 Гбит / с. Стандарт LTE Advanced еще только тестируется в лабораторных условиях. Однако результаты этих испытаний впечатляют. Так, в 2007 году японская DoCoMo официально заявила о том, что ее инженерам удалось добиться скорости передачи данных 5 Гбит / с. Передача велась на частоте 100 МГц, а приемное устройство двигалось со скоростью 10 км / ч. Но LTE — не единственный претендент на право называться мобильным стандартом будущего. Модернизированный вариант WiMax, получивший рабочее название WiMax-m, также способен развивать максимальные скорости до 1 ГБ / с. Правда, такие показатели достигаются пока тоже только в лабораториях, а для передачи и приема сигнала используются огромные по габаритам установки. Но опыт последних лет наглядно показал, как быстро передовые технологии способны уменьшаться в размерах. Важно отметить, что оба стандарта — и LTE, и WiMax — очень похожи. Отличия заключаются только в способах коммутации, схемах взаимодействия со шлюзами и т. д. Поэтому, как прогнозируют специалисты,в ближайшем будущем вполне возможно слияние двух стандартов и создание на их базе одного универсального.

Первый спутник

Если LTE еще не вышел из лаборатории, сети WiMax, как фиксированного, так и мобильного, активно строятся во всем мире. Этот стандарт обычно относят либо к 3G, либо к так называемому «пре-4G», но по своим характеристикам он полностью удовлетворяет критериям четвертого поколения. Сети WiMax в изобилии развернуты в США, странах ЕЭС, Южной Корее, Японии и др. Они также построены в России. С апреля 2006 года в Москве в коммерческом режиме работает сеть WiMax компании «Синтерра».

У последней есть разрешение ГКРЧ на использование частотного ресурса в диапазоне 2,5‑2,7 ГГц для связи стандарта WiMax во всех российских городах с численностью населения до 100 тыс., поэтому в планах оператора — расширение в регионах. Совместно с региональными партнерами «Синтерра» уже запустила в эксплуатацию 16 сетей в 9 субъектах Федерации. Другой оператор — «Комстар» — развернул сети WiMax в Москве, Московской области, Саратове, Тюмени, Сургуте, Сочи, Адлере, а также в 19 городах Армении. Третий оператор действующей WiMax-сети — компания «Энфорта», оперирующая в Москве и еще нескольких десятках российских городов. И наконец, еще одна компания — «Сумма Телеком» — обладает лицензией на работу WiMax в диапазоне 2,5‑2,7 Гц. Однако необходимые частоты компания не получила, поэтому в России действующих сетей у нее нет. Правда, «Сумма Телеком» уже объявила о планах строительства сети WiMax в Казахстане. Большинство упомянутых проектов — сети фиксированного WiMax. На оборудовании мобильного WiMax созданы только региональные сети «Синтерры». Одна из причин, почему сети WiMax не предоставляют наряду с передачей данных услуги голосовой связи, хотя имеют такую техническую возможность, — отсутствие мобильных телефонов для этого стандарта. В этой связи особенно интересен опыт еще одного российского оператора — компании «Скартел», работающей под торговой маркой Yota.

Эта компания строит сети мобильного WiMax в Санкт-Петербурге и Москве, планирует аналогичные проекты в других российских городах, в частности в Сочи. «Скартел» решила предвосхитить события и заказала производителю коммуникаторов HTC специальный телефон, способный работать в стандарте WiMax. HTC Max 4G появился в 2008 году, он способен передавать данные со скоростью до 10 Мбит / с. Это означает, что с помощью данной модели можно, например, без помех смотреть потоковое видео. Корреспондент американской редакции ComputerWorld метко сравнил выход телефона HTC Max 4G с запуском первого искусственного спутника Земли. Аргументируя свою точку зрения, он указал, что непосредственной практической пользы от первого спутника не было — он только дал о себе знать с орбиты. Но это был первый успешный эксперимент по запуску космического аппарата. Полет первого спутника дал мощный толчок развитию космической индустрии, без которой трудно представить сегодняшнюю жизнь. Это спутниковая связь, навигация, метеорология, картография, телевидение и т. д.

Прыжок через поколение

Наиболее интересным сценарием развития является прыжок через поколение, когда 4G вытеснит технологию 3G, которая так и не успеет как следует развиться, а тем более повто‑ рить коммерческий успех второго поколения. «Нельзя сбрасывать со счетов дальнейшее развитие стандарта WiMax в части мобильной составляющей, а также снижение стоимости и увеличение номенклатуры терминалов для сетей WiMax, — считает Павел Кучерук, коммер‑ческий директор компании «Синтерра». — Это может сделать WiMax серьезной альтернативой сотовой связи». Прецеденты «прыжка через поколение» уже есть.

В США оператор мобильной связи Nextel рассматривает возможность отказаться от 3G в пользу системы 4G производства компании Flarion, которая вовсю раскручивает свое детище. Еще более масштабные планы строятся в Китае, где, изучив опыт развитых стран, планируют массово внедрять сети четвертого поколения. Развивающиеся страны находятся даже в более выигрышном положении — они могут выбрать лучший вариант, изучив чужие ошибки. В то же время 3G так просто свои позиции не сдаст. Здесь оказывают доминирующее влияние не технические, а коммерческие и политические факторы. В покупку лицензий, приобретение оборудования, строительство сетей операторами связи уже вложены огромные деньги. И ни один совет директоров не решится сказать своим акционерам, что эти вложения оказались ошибкой и необходимо отказаться от проекта в пользу более современных видов связи. Поэтому операторы будут продолжать продвигать третье поколение, рекламировать свои успехи и не распространяться о неудачах. Кстати, выбор 3G в качестве стратегического направления в значительной мере был предопределенной ошибкой.

Технологические основы 3G были заложены примерно 10 лет назад, и на тот момент это было настоящим прорывом в технологиях. Любой широкополосный доступ был в дефиците, и подключение по хорошему каналу стоило больших денег. Поэтому на тот момент технологии 3G виделись верным стратегическим путем развития. Однако на сегодняшний день ситуация сильно изменилась. Высокоскоростное проводное подключение присутствует практически всюду, цены на него доступны самым широким слоям потребителей, а сотовый телефон стал неотъемлемой и необходимой частью повседневной жизни. Связь третьего поколения так и не смогла предложить принципиально нового качества потребления. Это новое качество может создать 4G, и тогда нас ожидает возникновение огромного нового рынка. Однако данный процесс во многом зависит от тех, кто будет его воплощать, то есть операторских компаний. А пока они не вернут инвестиции в 3G, приход 4G, как уже упоминалось, будет всячески откладываться.