Перспективы ГЛОНАСС

// // Интересное в сети //

Российская система спутниковой навигации ГЛОНАСС может стать реальной альтернативой американской GPS не только в нашей стране, но и во всем мире. Однако чтобы достичь этой цели, необходимо сначала довести до ума конечные устройства — навигаторы и ГЛОНАСС-приемники.

В конце 2009 года Счетная палата США пришла к весьма неприятному выводу: финансирование навигационной спутниковой системы GPS оказалось недостаточным, в результате чего многие ее элементы в ближайшее время рискуют выйти из строя. Система GPS находится в эксплуатации уже 20 лет, и даже выделенных в последнее время на ее модернизацию 2 млрд долл. явно не хватит. Конечно, падения спутников с орбит и отключения всех ресурсов не произойдет, но из-за различных сбоев и отказов точность определения координат для миллионов пользователей по всему миру может резко снизиться. Чем обернется разочарование потребителей для фактического монополиста на рынке спутниковой навигации, представить себе не трудно. Но проблемы GPS — еще один шанс для конкурентов американской системы: российской ГЛОНАСС, европейской Galileo, китайской «Бейдоу» и др.

Властная навигация

О необходимости развития отечественной системы спутниковой навигации летом 2009 года заявил Дмитрий Медведев. Выступая на первом заседании Комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики России, президент упомянул космические технологии в числе пяти главных направлений работы организации. По словам главы государства, это отрасли, «где не погибли признаки конкурентоспособности» и которые «необходимо развивать для технологического прорыва». В рамках космического направления Медведев особенно подчеркнул важность развития телекоммуникационной инфраструктуры и системы ГЛОНАСС.

Серьезные усилия для подъема ГЛОНАСС предпринимались российским правительством неоднократно. Так, в начале текущего года Госдума приняла закон, согласно которому отечественной спутниковой навигацией должна быть оснащена российская военная техника. Срок внедрения ГЛОНАСС-систем в вооруженных силах — январь 2011 года. Другой новостью стала инициатива государственного «АвтоВАЗа», объявившего о планах установки в качестве штатного оборудования ГЛОНАСС-навигаторов на новых «Ладах» — «Калинах» и «Приорах». Эксперты даже привели расчеты, из которых следовало, что приобретение уже укомплектованного аудио- и навигационной системами автомобиля выгоднее, чем покупка авто без них и самостоятельная установка оборудования. Однако будущее этого проекта туманно: кризис настолько сильно потрепал флагман отечественного автопрома, что пока непонятно, сможет ли завод вообще выпускать автомобили.

И, наконец, самый спорный шаг был предпринят летом 2009 года, когда в российском правительстве заговорили о повышении пошлины на GPS-приемники в целых пять раз — с 5 до 25 %. Однако негативная реакция пользователей была столь велика, что власти решили повременить с шоковой терапией и от греха подальше отправили драконовский закон на доработку. Тем более мало кто сомневался, что с введением заградительных пошлин вместо развития рынка ГЛОНАСС-устройств возникнет огромный «серый» рынок GPS-гаджетов.

Зачем нужна ГЛОНАСС?

Есть два аспекта выгоды от обладания собственной навигационной системой: технологический и экономико-политический. С тех-нологическим все просто: использование двух навигационных систем одновременно (GPS и ГЛОНАСС) позволит в ряде случаев определить координаты в плохих условиях видимости спутников. Однако такие ситуации встречаются нечасто, и рядовому потребителю это будет полезно лишь условно. Зато гораздо важнее знать точные координаты военной и спецтехники: самолетов, танков, машин скорой помощи, мусоровозов и т. д. и т. п. 

Экономико-политический аспект касается стратегических интересов государства. Не надо забывать, что GPS — это система, которая финансируется и управляется американским правительством. Одно нажатие кнопки — и весь мир, кроме американских военных, останется без спутниковой навигации. А сегодня навигация уже стала неотъемлемой частью экономической и политической инфраструктуры, от которой зависит эффективность оборонных и бизнес-процессов и т. п. По важности спутниковую навигацию можно сравнить с интернетом, сотовой связью, телекоммуникациями. Строить экономику на основе американской системы навигации означает передавать управление стратегически важными процессами «за океан». Однако в мире не так много государств, которые имеют технологические и экономические возможности запустить свою систему навигации. Поэтому если ГЛОНАСС выйдет на проектную мощность, Россия сможет предлагать услуги системы всем остальным странам в качестве хорошей альтернативы GPS. Здесь политический аспект может сыграть нам на руку — многие не захотят зависеть от одной единственной системы и предпочтут подстраховаться.

Хуже, больше, дороже

По единодушному мнению экспертов, все усилия российских властей пропадут впустую, если не возникнет массовый рынок потребительских устройств ГЛОНАСС. «Во всем мире компании и частные потребители заинтересованы в получении готовых решений, работающих с сигналом навигационной системы», — считает Евгений Белянко, главный конструктор компании «М2М телематика», производящей ГЛОНАСС-устройства. — «Без массового рынка ГЛОНАСС рискует превратиться в бездонную внутригосударственную бочку, в которой год за годом будут растворяться инвестиции, не говоря уже о том, что без здоровой конкуренции серьезного совершенствования технологий не произойдет». Причина отставания ГЛОНАСС от GPS — вовсе не в техническом состоянии спутниковой группировки.

Сегодня имеющиеся 16 (из 24 необходимых) рабочих спутников ГЛОНАСС прекрасно справляются с задачей точного определения координат на большей части территории России, а также во многих регионах мира. Настоящая причина — в отсутствии конкурентного рынка оконечных устройств — встраиваемых чипов с характеристиками, допускающими их установку в на-вигаторы и другую портативную электронику. «Выбор в пользу ГЛОНАСС будет сделан только в случае конкурентоспособного предложения на рынке. То есть устройства с поддержкой ГЛОНАСС должны соответствовать тем стандартам, которые уже задали GPS-аналоги», — отметил Михаил Чернышов, коммерческий директор «Вобис Компьютер», крупнейшего дистрибутора коммуникаторов и потребительских автонавигаторов. Сегодня, по данным Михаила Фадеева, независимого аналитика рынка ГЛОНАСС-GPS навигации, в России выпущено порядка 100 тыс. устройств, способных принимать сигнал как GPS, так и ГЛОНАСС. Массовый потребитель ими практически не интересуется: приемники работают в корпоративных системах безопасности, отслеживания транспорта, на военном транспорте, боевой технике, в гражданской авиации, судоходстве и т. д. Это объясняется их характеристиками: размеры и энергопотребление приемников не позволяют встраивать их в оборудование для массового рынка — автонавигаторы или телефоны. Да и цена их на сегодняшний день достаточно высока.

ГЛОНАСС-приемник — это электронная плата с набором микросхем габаритами 3х4 см. Для сравнения: приемник GPS на порядок меньше — 3х3 мм. Стоимость последнего в массовой партии — 3-10 долл., тогда как ГЛОНАСС — от 60 долл. и выше. Проигрывают ГЛОНАСС-модули и по энергопотреблению. Если у GPS-аналога оно находится в пределах 0,1 Вт и даже меньше, то приемники ГЛОНАСС съедают около 1 Вт, то есть в 10 раз больше. Это означает, что если телефон с GPS-модулем спокойно проработает в режиме активного использования навигации 4-8 часов, то трубка с ГЛОНАСС разрядится за 15-20 мин.

На пределе физических возможностей

К счастью, технологии не стоят на месте. ГЛОНАСС-приемники, а точнее ГЛОНАСС / GPS-приемники, постоянно совершенствуются и в относительно недалеком будущем имеют все шансы встать на один уровень с GPS-устройствами.

«Темпы развития ГЛОНАСС на сегодня просто колоссальны, буквально на пределе физических возможностей, — считает Евгений Белянко. — Я думаю, уже к концу следующего года может наладиться массовое коммерческое производство чипов ГЛОНАСС / GPS. Стоит отметить, что американская система позиционирования развивалась экстенсивно, инвестиционные циклы были размеренными, смена поколений приемников происходила не за один год. Не стоит забывать, что у GPS не было конкуренции. При этом на развитие GPS работал в свое время весь мир: программисты из Индии, производители оборудования из Юго-Восточной Азии. И окупались инвестиции в технологии GPS доходами со всего глобального рынка. ГЛОНАСС же пока развивается локально, поддержка идет исключительно с одной стороны».

Сегодня в области разработки и производства современных чипов-приемников с поддержкой спутникового сигнала ГЛОНАСС работают шесть организаций, все они отечественные. Это ГУП НПЦ «Элвис», ФГУП НИИ КП, КБ НАВИС, КБ «ГеоСтар — Навигация», Spirit Telecom и «Ижевский радиозавод». Четыре компании (уже упомянутые НИИ КП и «Ижевский радиозавод» и еще две — МКБ «Компас» и РИРВ) занимаются проектированием навигаторов на основе ГЛОНАСС. Однако в свободную продажу поступил лишь один навигатор — Glospace SGK-70, выпущенный НИИ КП около двух лет назад. Как считают специалисты, цель вывода на рынок этой модели — скорее, имиджевая, нежели коммерческая. «Решение о выпуске Glospace SGK-70 было принято на более высоком уровне. И цель, скорее всего, была в том, чтобы показать развитие ГЛОНАСС», — считает Михаил Чернышов. И хотя один из приборов торжественно вручили российскому премьер-министру, в рознице устройство найти достаточно сложно. Возможно, это и к лучшему. По свидетельствам специалистов, навигатор получился «сырым», со множеством недоработок и мог негативно сказаться на репутации всей системы. Зато анонсированные осенью 2009 года первые чипы-приемники с поддержкой сигнала системы ГЛОНАСС от КБ «Навис» — уже вполне конкурентоспособная модель. Их габариты — 9 x11 x 2,5 мм (у чипов GPS — 7 x 8 x 1,5 мм), энергопотребление — около 0,1 Вт (GPS — менее 0,1 ВТ), а цена — от 450 руб. (GPS — от 400 руб.).

«По моим оценкам, при условии запуска массового производства нашей компанией в середине 2010 года, первое потребительское оборудование на базе наших чипов может появиться уже к концу осени 2010 — началу зимы 2010-2011 годов. Не надо забывать, что на разработку устройств тоже необходимо некоторое время», — сообщил Георгий Шульгин, руководитель направления разработки навигационных ГЛОНАСС / GPS приемников КБ «Навис».

Пока Galileo спит

В ближайшем будущем, по мере появления конкурентоспособных ГЛОНАСС-приемников, зарубежная экспансия ГЛОНАСС-системы может стать реальностью. По словам Александра Гурко, главы НИС федерального оператора ГЛОНАСС, целый ряд российских компаний, работающих на рынке спутниковой навигации, уже сейчас ведут переговоры с зарубежными поставщиками навигационного оборудования о начале производства устройств с поддержкой ГЛОНАСС / GPS. И продаваться они будут не только и не столько в России, сколько на международном рынке.

«По большому счету сейчас ГЛОНАСС в мире известна лишь узкому кругу специалистов в области навигации. И если внутри России ГЛОНАСС можно внедрять, используя протекционизм, административный ресурс и другие нерыночные механизмы, то за пределами нашей страны такое вряд ли возможно. Зато с появлением новой элементной базы, конкурентной GPS-чипам, модули ГЛОНАСС / GPS могут стать востребованными у зарубежных производителей навигационных решений. При практически тех же, что и у GPS-чипов, характеристиках, новые ГЛОНАСС / GPS-устройства еще и поддерживают несколько систем позиционирования: ГЛОНАСС, GPS, Galileo, COMPASS», — отметил Александр Гурко.

Но чтобы выйти на международный рынок, необходимо обеспечить поддержку для иностранных производителей и разработчиков. Например, организовывать за рубежом центры компетенции ГЛОНАСС. «Для образования массового рынка ГЛОНАСС нужно ориентироваться на разработчиков потребительского оборудования. С ними как раз и должны работать специалисты центров компетенции ГЛОНАСС», — подчеркнул Евгений Белянко. Поскольку до сих пор европейская Galileo не работает, а превращение китайской «Бейдоу» из локальной в глобальную навигационную систему — дело отдаленного будущего, у ГЛОНАСС появился реальный шанс стать единственной работающей альтернативой американской GPS в мировом масштабе.

По материалам журнала Cnews