Не время для IPO IT-компаний

// // Интересное в сети //

2008 год не войдет в историю как удачный период для привлечения капитала. Данные Ernst&Young показывают, что рынок IPO существенно сжался. Если в 2007 году было осуществлено 1790 размещений, то за 11 месяцев 2008 года — на 1000 меньше. Объем привлеченных средств упал почти в 3 раза — с 257 до 95 млрд долл. Эти показатели стали худшими с 1995 года. По данным PBN Company, в России в четвертом квартале 2008 года впервые за 4 года не состоялось ни одного IPO.

В технологическом секторе в прошедшем году было привлечено 4,6 млрд долл. — в 4 раза меньше, чем в 2007 году. Однако все могло быть еще хуже — ситуацию спасли IPO сотовых операторов Turk Telecom и Safaricom, на которые пришлось свыше половины годового объема привлеченных средств — 2,8 млрд долл. Конец 2008 года прошел на минорной ноте — состоялось лишь несколько размещений общим объемом 350 млн долл. В США закончилась 15-недельная засуха на рынке IPO — худший показатель с 1970 года. На рынок вышла Grand Canyon Education, предлагающая услуги дистанционного обучения.

 

Финансовый кризис двояко сказался на данном секторе. С одной стороны, на фоне сокращения доходов многие снижают и затраты на образование. С другой стороны, дистанционное обучение успешно конкурирует с традиционным, поскольку предлагает более дешевые образовательные программы. В результате часть людей могут предпочесть дистанционные курсы. За последние два года на фондовый рынок вышло около пяти компаний, действующих в данном секторе. Конкуренты Grand Canyon показали достойные результаты. За исключением китайской Distance Education, пострадавшей от обвала на национальном рынке, компании сектора показали динамику лучше индекса DJ. Поэтому в целом отрасль можно отнести к контрциклической. Но несмотря на достижения своих коллег в ходе IPO, Grand Canyon была вынуждена дважды пересмотреть ценовой диапазон в сторону понижения. С начального коридора в 18‑20 долл. стоимость упала до 12 долл. за акцию. В первый день котировки снизились на 1 %, но через несколько недель после размещения капитализация выросла на 65 %. Ралли способствовал тот факт, что американский рынок во второй половине ноября пребывал в «бычьем» настроении. В итоге Grand Canyon привлекла 128 млн долл., что поставило размещение на 18 место среди американских IPO текущего года. Большая часть привлеченных средств (75 %) пошла на выплату дивидендов существующим акционерам, которые состоят в основном из фондов private equity. Компания основана в 1949 году, но только с 2004 года стала коммерческой. Несмотря на давний срок существования, выручка Grand Canyon растет достаточно динамично — в прошлом году доходы увеличились на 60 %.

 

В Японии IPO на Токийской бирже провела компания Gree. Она владеет одноименной социальной сетью, в которой зарегистрировано 7 млн человек. Уникальность технологической платформы в том, что из 8 миллиардов ежемесячно просматриваемых страниц 99 % открываются с помощью мобильного доступа. Бизнес-модель Gree представляет собой сплав социальной сети и игровой платформы. Базовый доступ к играм бесплатен, но пользователи могут покупать виртуальные предметы для своих аватаров — например, еду или одежду. В структуре продаж Gree 70 % приходится на виртуальные ценности и 30 % — на рекламу. В прошлом году Gree получила 33 млн долл. выручки, но смогла привлечь на бирже 136 млн долл. В первый день торгов акции Gree подскочили в цене на 45 % и в течение месяца держатся на этом уровне. Несмотря на данное успешное размещение, прогноз на 2009 год выглядит пессимистично — фондовые рынки по‑прежнему далеки от восстановления. Число IPO, скорее всего, окажется меньше, чем в прошлом году — свыше 100 компаний только в США подали заявку на размещение, но ждут изменения рыночной ситуации.