Мультсериал "Симпсоны" - "меинстримовый трэш"

// // Интересное в сети //

Мультсериал "Симпсоны" — это сплошной эксперимент: андеграундный мультипликатор проникается вкусами масс. Выстрелов в "Симпсонах" гораздо больше, чем в каком- нибудь "Клане Сопрано"адская жара. Несмотря на то что до меня долетают брызги океанских волн, находиться на солнцепеке совершенно невозможно. Я прохаживаюсь под пальмами неподалеку от Оушен Авеню, дожидаясь, пока меня подберет водитель.

Мультсериал "Симпсоны" задуман был довольно давно. Город Лос-Анджелес — это название Гронинг изобрел, переосмыслив название одной из глав книги «Критика религии и философии» . Сам Гронинг фигурировал в нем в виде бородатого зайца, а одним из персонажей был не кто иной, как Барт Симпсон. Именно из «Жизни в аду» впоследствии и родились «Симпсоны» — один из самых успешных телесериалов в мире, впервые появившийся в эфире как небольшой скетч в шоу британской комедиантки Трейси Ульман. В 1989 году Гро- нинг и группа аниматоров наладили производство «Симпсонов», поставляя получасовые эпизоды для телеканала Fox. В Fox считают мультсериал Симпсоны лучшим мультипликационным видеоконтентом.

«Вот набрал себе на неделю, — вместо приветствия пыхтит Мэтт. — Тут в ящике есть все, чтобы чувствовать себя мужиком: старенький рок 6о-х, Джими Хенд- рикс, "TroutMask Replica"Капитана Бифхарта. Когда я Бифхарта в свое время услышал, то у меня чуть крыша не поехала. Этот мужик реально протоптал тропинку между дельта-блюзом и авангардным джазом. Крутой дядька, ничего не скажешь».

В 1977 году этот пухлощекий, смахивающий на добродушного лешего мужчина перебрался из родного Портленда в Лос-Анджелес, мечтая о карьере писателя, специализирующегося на изготовлении юмористических романов. Уже в двадцать четыре года Мэтт Гронинг начал на профессиональной основе рисовать комиксы, а в 1978 году одна из его работ была опубликована в журнале Wet. Параллельно Мэтт работал над комическим сериалом под названием «Жизнь в аду» (подразумевался Мэтта Гронинга — человека, придумавшего мультипликационный город Спрингфилд и семейку Симпсонов, прославивших Гронинга на весь мир и сделавших его миллионером. В этом году состояние Мэтта приумножится: на экраны выходит киноверсия сериала под названием «Симпсоны в кино». Сюжет строится вокруг исхода анимационных фриков из родного города, поскольку глава семейства Симпсонов Гомер перепугался биологической катастрофы, а неусидчивые домочадцы окончательно свели его с ума.

Серебристый «Додж» Гронинга притормаживает около меня минут через пятнадцать после назначенного срока. «Повезло мне, приятель, — хохочет темнокожий водитель по имени Эдди. — 21 июля двигаем с шефом в Вермонт. Премьера "Симпсонов" состоится в тамошнем Спрингфилде: мэр города чуть задницу себе не надорвал, там ведь еще четырнадцать претендентов было, и все ставили на штат Орегон — типа там сам Гронинг родился и вся такая фигня. Говорят, крутая вечеринка будет — пивко, девчонки».

Мы прибываем в солидно обставленный офис Гронинга в половине одиннадцатого утра и буквально в дверях сталкиваемся с его хозяином — седобородым очкариком,  создателем того, что называется «меинстримовый трэш». Что и говорить, лучших слов в адрес сериала «Симпсоны» не придумаешь.

Мы беседуем с Гронингом в его кабинете. Вот уже добрых полчаса аниматор без устали сыплет музыкальными терминами и явно не намерен переключаться на какую-то другую тему кроме рок-музыки. «У меня всегда были нестандартные музыкальные вкусы, — бодро констатирует Мэтт, теребя воротник рубашки с нарисованными на ней языками пламени.

Однажды ночью, мне было тогда двенадцать или тринадцать, я услышал звуки пианино, целиком увлекшие меня. Это была запись "Весны священной" Игоря Стравинского. Примерно в то же время я купил еще одну невероятную вещь: рассматривая обложки альбомов в бакалейной лавке, я наткнулся на "Freak Out!"Фрэнка Заппы. Помню, у меня было сильнейшее желание стать кем-то вроде Фрэнка или Стравинского».

Сегодня Мэтт Гронинг явно пребывает в умиротворенном состоянии и даже признается, что на самом деле ужасно любит раздавать интервью по самым различным вопросам. «Сразу после окончания колледжа я двинул искать счастья в Лос-Анджелес, — вспоминает аниматор. — Тогда я писал статьи о рок-н-ролле в несуществующей уже газетенке Los Angeles Reader. Еще работал в магазине пластинок Licorice Pizza и в ночном клубе Whiskey A Go-Go. "Жизнь в аду" первоначально издавалась в виде маленького самопального журнальчика. Однажды я поместил отксерокопированные странички комикса в магазине, в котором работал, рядом с панк-журналами — в конце концов панки его украли. Еще я, например, как-то наткнулся на Элвиса Костелло и Патти Смит, забавлявшихся на парковке. Все рок-звезды, появляющиеся в магазине, обязательно покупали еще и лекарства, из которых можно было делать наркотики, — в дополнение к пластинкам мы продавали медицинские товары. Они говорили: "Пятьсот янтарных скляночек, пожалуйста". На что я отвечал: "Ну и замечательно, только со мной поделитесь!".

Увлечение Гронинга рок-н-роллом никогда не ослабевало, ну а во время работы над «Симп- сонами» и вовсе приняло клинические формы. За двадцать лет эфира в роли героев сериала выступили более шестидесяти музыкантов — от Бритни Спирс до трех «битлов». В одном из эпизодов — «Как я бренчал на летних каникулах» — обстоятельства приводят главу семьи Гомера в вымышленный лагерь рок-н-ролла, в качестве инструкторов в котором трудятся Мик Джаггер, Кит Ричардс, Том Петти, Элвис Костелло, Ленни Кравитц и Брайан Зетцер. Впрочем, это совсем не означает, что Мэтт слушает рок с утра до вечера. «В какой-то момент я даже продал все, что касается рок-н-ролла, — сообщает мне Гронинг, отхлебывая кока-колу из банки. — Слушал только этнику».

Сериал «Симпсоны» появился после того, как телепродюсер и известный режиссер Джеймс Л. Брукс нанял Гронинга для изготовления заставок к шоу Трейси Ульман. Сейчас Мэтт ничего не рисует и не сочиняет, доверяя своей команде, однако полностью контролирует процесс. Рассказ о собственной деятельности Гронингу быстро надоедает, и он продолжает рассуждать о величии рок-н-ролла. «Когда я писал музыкальные обзоры, статьи не приносили денег, — вспоминает Мэтт. — Ну а когда началась эпопея с "Симпсона- ми", с критикой пришлось завязать. Последним выдохом была моя собственная музыкальная колонка, которая мне так надоела, что я стал откровенно халтурить, и со мной просто-напросто разорвали контракт».

Гронинг с ухмылкой вспоминает, как ему удалось шокировать руководство телеканала Fox и добиться появления в сериале вымышленной хэви-металлической команды Spinal Тар. «Тогда я сказал, что раз уж проект является моим детищем, то я волен делать все, что захочу, — хохочет Гронинг. — Вообще "Симпсоны "— это один сплошной эксперимент.

Такая попытка прощупать, насколько глубоко андеграундный мультипликатор способен проникнуться вкусами масс. Несмотря на то что большинство героев "Симпсонов" я назвал именами своих домочадцев, ничего общего с ними они не имеют. Кстати, смеха ради я предложил написать главную музыкальную тему сериала саксо- фонисту-авангарди сту Джону Зорну. Руководство студии чуть не выставило меня за дверь, когда кто- то из этих парней послушал пару зорновских композиций.. На самом деле телевизионщики только и умеют, что болтать целыми днями напролет. Мне все это напоминает какой-то ресторан, где все пытаются говорить громче только потому, что все кругом тоже стараются говорить громче. Шоу должны быть остроумными, крепко сделанными и захватывать людей примерно так, как тот же "Кшн Сопрано". Иногда мы делали ошибки, но вовремя осознавали это. Например, в одном эпизоде раскрылось, что директор Скиннер был мошенником. К тому времени, как эпизод был закончен, мы поняли, что это ошибка. И вывод был такой — никогда больше не затрагивать эту тему. И мы действительно больше об этом не упоминали».

МикДжаггер, Кит Ричарде, Том Петти, Элвис Костелло, Ленин Кравитц и Брайан Зетцер в эпизоде «Как я бренчал на летних каникулах». Что происходит После того как Гомер впадает в возрастную рефлексию, семья засылает его в вымышленный лагерь рок-н-рол- ла, где Джаггер, Петти и остальные рок-звезды работают инструкторами. Ключевой момент Джаггер обучает приехавших в лагерь Гомера, Отто, Any, шефа полиции Виггама и алкоголика Барни своей петушиной походке.

Кто Sonic Youth, Cypress Hill, Smashing Pumpkins и Питер Фрэмптон в эпизоде «Гомеропалуза». Что происходит Чтобы доказать Барту и Лизе, что он — крутой отец, Гомер берет их с собой на фестиваль альтернативного рока.

Ключевой момент Гомер встречается с Smashing Pumpkins и говорит Билли Коргану: «Мои дети думают, что ты круче всех. Благодаря твоей депрессивной музыке они наконец перестали мечтать о безоблачном будущем, которое я не в состоянии им обеспечить».

В этой серии пародируется шедевр Орсона Уэллса «Гражданин Кейн». С приближением своего дня рождения мистер Берне все больше становится одержим идеей вернуть своего друга детства — медвежонка Бобо. Смитерс нанимает группу Ramones, чтобы те сыграли на вечеринке по случаю дня рождения своего босса.

Ключевой момент Когда Ramones выходят на сцену, Берне говорит: «Ах, эти певцы успокоят мои расшатанные нервы». Джонни Рамон отвечает: «Отвали». Когда песня заканчивается, Берне сообщает Смитер- су, что они «раздавили The, Rolling Stones».

Кто U2 в эпизоде Мусор титанов. В двухсотом эпизоде шоу Гомер пытается получить должность начальника санитарной службы. В ходе своей предвыборной программы он врывается на сцену во время концерта U2, исполняющих «Pride».

Ключевой момент Боно спрашивает Гомера, почему люди должны голосовать на выборах за кандидата Симпсона. «Это очень хороший вопрос, Боно, - отвечает Гомер. — Потому что я буду самым чокнутым из всех, кто ко- гда-либо этим занимался».

Кто Джордж Харрисон в эпизоде «Квартет парикмахеров Гомера ». Что происходит Гомер вспоминает 1985 год, когда он состоял в «парикмахерском» квартете Be, Sharps, также включающем в себя шефа полиции Виггама, продавца Any и директора Скиннера.

Ключевой момент После того как Be. Shaips прекращают свое существование, они объединяются еще раз ради единственного выступления на крыше таверны Мо. Именно там исполняется уморительный кавер на «Let It Be." The Beatles, а проезжающий мимо на лимузине Харрисон комментирует: «Да все это уже давно было, чуваки!».

Поглощая принесенный ассистентом чизкейк, разошедшийся Гронинг с пылом вещает о своих контркультурных амбициях. «Наши персонажи не пристегивают ремни безопасности, курят, стреляют и пьют, — декламирует Гронинг. — Выстрелов в сериале вообще гораздо больше, чем в каком- нибудь "Клане Сопрано". Ну а когда ты посмотришь полнометражный фильм, мало тебе точно не покажется. Его режиссер — мой лучший ученик Дэвид Сильверман. Ты хочешь, чтобы я сюжет тебе рассказал? Да пошел ты! Ты можешь себе представить, что зрители смотрят телепрограмму и думают: "Надо бы "Симпсонов " посмотреть, у них истории такие клевые"? Я не кокетничаю, мне просто кажется, что сюжет не особенно-то и важен».

По заверениям Гронинга, у «Симпсонов в кино" все в порядке с концентрацией знаменитостей: в фильме появятся «красивая и решительная» домохозяйка Эрин Брокович, панк-рокеры Green Day и какая-то звезда первой величины, имя которой команда Мэтта почему-то не хочет раскрывать.

Мэтт Гронинг тяжело поднимается, давая понять, что наш разговор закончен, и сует мне в руку баночку с колой, настаивая, чтобы я приобщился к его любимому напитку. «Несколько лет назад я развелся, — вздыхает Мэтт, почесывая бороду. — С эмоциональной точки зрения все было правильного мне не хватает большой семьи как таковой. Я всегда стремился показать, что шоу не должно настраивать зрителей на то, что жизнь полна неудач и ты слишком глуп для этого мира. У нас всегда в центре находится семья, даже если персонажи ходят на сторону. Кстати, если ты не уезжаешь из Санта-Моники, можешь посмотреть, как я играю в клубе. У меня сейчас собственный рок-про- ект. Было дело, мы в компании Стивена Кинга и Эмми Тан самого Брюса Спрингстина разогревали. Брюс подошел к нам, когда мы закончили лупить кавер-версию "Gloria "Вана Моррисона. "Даже не пытайтесь сыграть ее лучше", — сказал он тогда. Ну и пошел он! Ха- ха-ха! Мне вот, например, никогда не хотелось быть похожим на Спрингстина. А вот на Игоря Стравинского, например, очень хотелось! Кстати, я даже изобразил его в сериале. Присмотрись повнимательнее к мистеру Бернсу, приятель!».