Количество технологических IPO понемногу растет, но популярностью пользуются небольшие размещения

// // Интересное в сети //

В I квартале 2009 года объем мирового рынка первичных размещений, по данным Dealogic, упал на 95 % в стоимостном выражении. Для вхождения в топ-10 крупнейших IPO достаточно было собрать 10 млн долл. Количество компаний, решающихся на IPO, очень мало. Сборы от листинга приносят фондовым биржам до 15 % дохода, поэтому снижение числа новых эмитентов сказывается на их финансовом состоянии. Для привлечения большего числа компаний NYSE планирует ослабить требования по минимальному размеру выручки. Ожидается, что после одобрения новых требований со стороны SEC 70 % новых компаний смогут получить листинг на бирже против 30 % на сегодняшний день.

Подъем фондового рынка в апреле стимулировал рост интереса к IPO. В марте-апреле состоялся десяток размещений технологических компаний. Два из них привлекли свыше 100 млн долл., что в текущих условиях можно считать большим успехом. Возможность проведения IPO обсуждает лидер рынка интернет-телефонии Skype.

 

ЕBay купила Skype в 2005 году за 2,6 млрд долл., но за прошедшие 4 года не смогла интегрировать его в свой основной бизнес. Теперь eBay планирует выделить Skype и провести IPO, ориентировочно в первой половине 2010 года. Выручка Skype в 2008 году составила 551 млн долл., к 2011 году ее планируется довести до 1 млрд долл. У Skype свыше 400 млн пользователей, но менее трети из них являются подписчиками платных сервисов. Среди состоявшихся размещений можно отметить IPO разработчика образовательного софта Rosetta Stone на NYSE, цена его акций в первый день торгов выросла на 40 %. Компания занимается разработкой ПО для обучения иностранным языкам. Выручка Rosetta Stone в прошлом году увеличилась на 53 %, прибыль поднялась в 5,5 раз.

 

Сильные финансовые показатели позволили компании продать 6,25 млн бумаг по цене 18 долл. вместо первоначально заявленных 15‑17 долл. за акцию. В первый день торгов бумаги закрылись на отметке 25 долл., а вскоре их цена поднялась до 30 долл. В начале апреля на NASDAQ состоялось размещение китайской Changyou. Свыше 90 % выручки компании приносит многопользовательская онлайн-игра Tian Long Ba Bu. Changyou продала 7,5 млн акций по 16 долл., в первый день торгов их цена возросла на 20 %, а к началу мая увеличилась вдвое. Однако настоящим успехом стало IPO сотового оператора Vodafone Qatar, в ходе которого компания собрала 929 млн долл. Прием заявок шел 2 недели, и в результате спрос на акции превысил пред‑ ложение в 7 раз, несмотря на то что инвесторами могли стать только граждане Катара. Vodafone Qatar продала 338 млн акций, составляющих 40 % ее капитала. Покупателям бумаг в качестве приятного бонуса оператор предложил выбрать любой телефонный номер. Возможности для столь щедрого предложения у компании есть. Vodafone Qatar в декабре 2007 года за 2,12 млрд долл. приобрела вторую лицензию на сотовую связь в Катаре.

 

Выход на биржу являлся одним из условий получения лицензии, и компания начала подготовку к размещению еще в июне 2008 года. Предоставление услуг Vodafone Qatar начал только в марте текущего года. Пока сеть работает в тестовом режиме, количество абонентов составляет 1000 человек, запуск в коммерческую эксплуатацию намечен на июль. Таким образом, цена абонента в ходе IPO составила 929 тыс. долл. Население Катара составляет лишь 0,84 млн человек, и перспективы развития второго сотового оператора в стране туманны. Vodafone Qatar предполагает продвигать дополнительные сервисы, в частности мобильный интернет-доступ. Услуга может стать популярной, поскольку в Катаре действует лишь один интернет-провайдер, и все жители страны пользуются одним IP-адресом. Vodafone Qatar предполагает занять 33 % рынка через 3 года. За эти показатели придется побороться, поскольку сотовый монополист Qtel перед выходом на рынок второго игрока снизил цены на звонки и запустил новые услуги.