Как построить ЦОД

// // Интересное в сети //

Современные дата-центры строятся с расчетом на высокий уровень надежности. Вначале требуется подобрать подходящее помещение. Оно должно быть отдельно стоящим, а также находиться у компании в собственности либо в долгосрочной аренде. Далее это помещение следует защитить от всевозможных внешних воздействий: пожара, наводнения, холода и жары, а также от несанкционированного проникновения. А это сигнализации всех видов — охранная и противопожарная, системы видеонаблюдения, двойной контур охраны. Внешний контур — привычные всем охранники на входе и турникеты, а внутренний — ограниченный доступ к некоторым помещениям. Чтобы попасть в серверные, даже сотрудникам дата-центра, не говоря об остальных служащих компании, необходимы особые магнитные пропуска.

На фоне таких мер фортификации решетки на окнах и автоматика пожаротушения — вещи простые и рутинные, подразумеваемые сами собой. Далее в помещение нужно провести необходимую инфраструктуру: электроснабжение, кондиционирование, коммуникационные магистрали и др. Лишних кабелей и волоконных линий тут не бывает: электроснабжение следует организовать от двух разных подстанций, а оптоволоконные каналы в некоторых дата-центрах проложены с запасом — в четырех экземплярах. Здесь также есть маленькие, но недешевые хитрости: скажем, прокладывать основную и резервные линии связи в одном и том же физическом канале (трубе) нецелесообразно. Повредится труба — будут уничтожены все коммуникации сразу, такое дублирование не спасет ситуацию. Также нужно приобрести бензиновый или дизельный генератор — на случай, если подведут все электроподстанции.

Наконец, когда все коммуникации будут подведены, а оборудование закуплено, настанет время набирать сотрудников для собственного дата-центра. И этот этап может оказаться едва ли не таким же сложным, как все предыдущие. С одной стороны, для обслуживания дата-центра не нужно много работников. С другой — оставлять оборудование без присмотра нельзя, поэтому придется организовать работу в 3 смены. А требования к сотрудникам ЦОД значительно выше, чем к обычным системным администраторам.

Один и тот же человек должен уметь и поддерживать штатную работу дата-цетра, и устранять локальные неисправности — от перебитого кабеля связи до программных сбоев. Кроме того, такой персонал должен подбираться с особой тщательностью — ведь именно он будет иметь доступ ко всем данным, и потери от инсайдерских действий могут быть невосполнимы. Все вышеперечисленное вполне осуществимо, однако весьма затратно. Плата за аренду помещения или налоги на собственные площади, подведение магистральных дублированных коммуникаций и электричества, закупка и регулярное обновление оборудования, наконец, набор и содержание обслуживающего персонала — все это внушительные расходы, которые к тому же являются для компании непрофильным активом.