IT-компании возвращаются на биржи

// // Интересное в сети //

В США сентябрь стал лучшим месяцем по общему объему IPO с ноября 2007 года. поднимаются азиатские рынки — в Малайзии сотовый оператор Maxis привлек 3,3 млрд долл. Увы, российские компании пока находятся в стороне от этого процесса.

По данным Renaissance Capital, в III квартале в мире состоялось 49 IPO, которые привлекли в общей сложности 34 млрд долл. На долю технологического сектора пришлось 10 % этой суммы. Вслед за рынком IPO США, активизировавшимся в августе, инвесторы пришли и на развивающиеся рынки. В Индии с начала года привлечено свыше 10 млрд долл., около 10 млрд долл. — в Гонконге. Бомбейская биржа даже запустила новый IPO-индекс для мониторинга стоимости компаний, совершивших размещение в течение последних двух лет. В III квартале в Азии состоялось 13 из 17 технологических IPO. Большую часть размещений обеспечила новая биржевая площадка в Китае для быстрорастущих компаний. Она начала работу 30 октября, в «первой волне» эмитентов — 28 компаний, шесть из них представляют hi-tech. По традиции, эмитенты отличались высокой начальной доходностью — в первый день стоимость выросла в среднем на 114 %.
Скорее всего, после первоначального ажиотажа их цена также резко пойдет вниз. В Малайзии успешно прошло IPO оператора сотовой связи Maxis. Размещение обновило сразу несколько рекордов. Эмитент привлек 3,3 млрд долл. — IPO стало крупнейшим в Малайзии и Юго-Восточной Азии в целом. Кроме того, оно стало крупнейшим телеком-IPO в регионе с 2000 года. Maxis выбрал очень необычный формат размещения. Пакет акций предлагался трем группам инвесторов: институциональным, долгосрочным (фонды с особыми условиями держания акций) и частным. При этом цена для последней группы была на 5 % ниже — 4,75RM против 5RM. Переподписка в группе из 500 институциональных инвесторов, в числе которых были и государственные фонды, составила 3,7 раз. Ноу-хау IPO стало размещение бумаг среди квалифицированных (cornerstone) инвесторов — так назвали владельцев акций, которые согласились не продавать их в течение шести месяцев, тем самым снижая волатильность цен.

Взамен они получили преференции при распределении акций в ходе IPO. В сумме на эту категорию было выделено бумаг на 1,5 млрд долл. Среди розничных инвесторов были распределены акции на сумму 0,3 млрд долл., переподписка составила 1,8 раза. Всего компания продала 2,2 млрд бумаг по 1,5 долл. — близко к верхней границе ценового диапазона. После IPO Maxis капитализация Малазийской биржи выросла сразу на 4 %. Акции самого оператора в первый день торгов поднялись на 8 %. В Южной Азии в ноябре состоялось еще одно IPO телеком-оператора. Крупнейшая сотовая компания Бангладеш — GrameenPhone — вышла на национальный фондовый рынок. Эмитент привлек 254 млн долл., в ходе лотереи основными акционерами стали розничные инвесторы.

Telenor принадлежали 62 % акций, остальными владел Grameen Bank (в переводе с бенгальского — «деревенский банк»), который получил известность и заработал капитал на выдаче микрокредитов (вплоть до 10 долл.). Поскольку в ходе лотереи акции достались не всем желающим, на открытии торгов их цена выросла на 153 %. Сайт carsales.com задал ориентир для российских площадок. Австралийский онлайн-ресурс по продаже автомобилей провел IPO, в ходе которого привлек 191 млн долл., а сам был оценен в 942 млн долл. В первый день торгов акции выросли на 14 %. Бумаги в ходе IPO были предложены только институциональным инвесторам. Основным акционером является PBL Media. После размещения ей принадлежат 49 % акций, 31 % обращается на бирже, другими акционерами Сarsales являются ведущие австралийские дилеры авто. Размещение стало первым IPO в Австралии в 2009 году. По прогнозам компании, ее выручка в 2010 году составит 115,2 млн австралийских долларов, EBITDA — 56,6 млн австралийских долларов. Carsales занимает 58 % рынка, ее конкурентом является Trading Post, которой владеют австралийский телефонный оператор Telstra и drive.com.au. В настоящее время компания управляет 27 веб-сайтами и планирует в будущем запускать новую площадку раз в полгода.