История и виды театральных представлений

// // Интересное в сети //

История театральных представлений уходит в далекое прошлое - свои театры имелись и в Древнем Египте, и в Греции и в Римской империи.

С тех пор как на Земле появились первые люди, форма и содержание их культурного отдыха постоянно развивалась и усложнялась: то, что когда-то было ритуальной пляской вокруг костра, теперь выглядит как супер- мегашоу, в котором задействованы лазеры, небоскребы и аэрокосмическая техника.

Песни козлов во славу Диониса

Костюмированные шествия жрецов устраивали еще в древнем Египте, а первые полноценные представления стали давать на подмостках древнегреческих театров — тоже с легкой руки жрецов, которые периодически топали строем по Элладе, прославляя бога вина Диониса. А поскольку после общения с зеленым змием ничего путного не получается, театральных жанров было сначала всего два — трагедия и комедия. Греческие актеры были мужчинами — уважаемыми и свободнорожденными. Женщин в актрисы не пускали, на комедийные представления тоже, а для просмотра трагедий сажали отдельно от мужской половины зрителей.

Театры устраивались с размахом — зрительный зал, правда, был без крыши, зато публике разрешалось приносить на представления подушки, еду и вино, чтобы было веселее смотреть на сцену. Сценой, кстати, называлась постройка (что-то вроде гримерки) за орхестрой — площадкой для актеров. Как: В спектакле было занято всего два актера и хор — от 7 до 15 человек. Актеры выступали на маленьких табуретках-котурнах, прикрепленных к ногам вместо обуви, и в масках, изображавших основные эмоции. Здание театра было настолько большим, что с последних рядов лиц актеров не было видно, так что маски поясняли зрителям, кто кого куда послал. Исполнителям тоже было непросто: им приходилось без конца менять маски, внятно (и громко!) декламировать стихи, петь арии и танцевать на шатких котурнах.

Коротко о жанрах

  • Драма — это наше все. В смысле, вся наша жизнь — сплошная драма, а у каждого человека (читай, главного героя) обязательно должен быть конфликт: то ли с обществом, то ли с женой, то ли с самим собой. Главный герой, помучившись, обязан конфликт урегулировать и проблему разрешить, а по ходу еще и осмыслить сложные философские и морально-этические вопросы. Частый результат всего этого — хеппи-энд, но в жизни всякое бывает. Неразрешимый конфликт — это уже трагедия.
  • Комедия — та же драма, только смешная. Со временем трансформировалась и обогатилась социальными, просветительскими и прочими умными идеями, отчего стала еще смешнее. Хеппи-энд обязателен.
  • Водевиль — комедия положений. Все веселятся, поют и танцуют. Никто ничего не принимает близко к сердцу. Разумеется, хеппи-энд.
  • Мюзикл — водевиль, поставленный с размахом: это и диалоги, и песни, и музыка, и обязательно — хореография.
  • Пастораль — любое драматическое произведение, опера или балет о том, как прекрасно пасти овечек на лоне природы.
  • Мелодрама — добро борется со злом (с переменным успехом). Основная мораль: хорошим быть хорошо, а всех антигероев в конце концов сошлют в Бобруйск. Возникла мелодрама в конце XVII века, наибольшего расцвета достигла в эпоху телесериалов второй половины ХХ века и пользуется популярностью по сей день.
  • Моралите — еще одна драма, но до зевоты нравоучительная.

Хлеба и зрелищ!

Римляне считали, что кормить всех военнопленных накладно, а казнить просто так — скучно, поэтому придумали впечатляющее, хоть и кровавое шоу.
Первые гладиаторские бои состоялись в Риме в 264 году до нашей эры на Бычьем рынке, и зрители были под таким впечатлением, что событие попало в летописи, а устроители поняли, что нужно развивать тему. Со временем гладиаторы стали сражаться не только друг с другом, но и с животными (римляне вообще любили использовать животных нетрадиционно — и плевать им было на экологию); потом появились гладиаторы-карлики и даже гладиаторы-женщины. Запретили все это безобразие только в 400 году нашей эры, когда передовые жители Римской империи массово приняли христианские ценности. Театр в Риме тоже существовал, но как-то не прижился — может, потому, что актера, умиравшего по замыслу пьесы, в последний момент заменяли на арестанта, приговоренного к смерти, и убивали прямо на сцене: тут и Станиславский согласился бы, что все получалось очень достоверно. Даже слишком.

Гладиаторами становились пленные и рабы, жаждущие спасения и свободы, а иногда — свободные граждане, мечтавшие о славе и деньгах. В актеры шли опять же рабы (непрестижное это было занятие), лицедеи по призванию и даже один экстравагантный император — Нерон.

Бои проходили на цирковых аренах, а на театральные представления бюджета не хватало, поэтому до середины I века до нашей эры трагедии давали на временных подмостках, а комедии — прямо на городских улицах. К началу I века новой эры римляне все-таки начали строить театры, почти полностью скопипастив их у греков и добавив от себя кровлю.

Римские актеры играли без масок, так что трагический жанр постепенно вымер. Зато расцвела пантомима и пиррихии (танцевально-пантомимические спектакли), потому что в них участвовали женщины, которые устраивали на сцене почти порнографические пляски — и часто делали на этом грандиозную карьеру.

Пантомимистка Феодора была девушкой совсем без комплексов, поэтому сначала превратилась из актрисы в патрицианку, а потом вообще стала женой императора Юстиниана. Мужчин-пантомимистов толпа тоже обожала: народ бегал за ними по улицам, их принимали в знатнейших домах и воздвигали им памятники рядом со статуями цезарей. Проще говоря, именно в эпоху Римской империи появились первые фанаты и фан-клубы актеров.

С V по X век это было церковное богослужение с пением молитв — литургия, но постепенно скучноватые, хотя и задушевные гимны разбавили жонглерами, мимами и прочими комедиантами, а популярные в те времена жития святых превратились в миракли — средневековые мистерии.

Гистрионы — фрилансеры от театра, странствующие актеры, ваганты — поэты, певцы и жонглеры, шпильманы — бродячие артисты из Германии, а еще студенты университетов и совсем молодые церковнослужители. Где: Вначале, конечно, в церкви, а к XIII веку — на городских площадях.

Актеры давали многосерийные представления в сопровождении рифмованных стихов (написанных в основном на латыни) или показывали сюжеты из Библии — в комическом изложении, с шутками-прибаутками на злобу дня. За этот самый комизм и актуальность мистерии к середине XVI века и запретили. Совсем.

Комедия дель арте — это высший пилотаж импровизации по-итальянски: именно от площадной комедии масок ведут свое начало профессиональные актерские труппы, театральная режиссура, сценарии и четкое разделение на амплуа. Кто: Актеры, пожизненно исполнявшие роли одного-двух персонажей, имена и характеры их были такими же неизменными и традиционными, как греческие театральные маски. Только "юные влюбленные" играли без масок и более или менее соответствовали возрасту своих персонажей. Эти комедии разыгрывались в апартаментах знатных вельмож, при королевских дворах, на временных подмостках, на карнавалах. Актеры комедии дель арте не изнуряли себя заучиванием роли: за кулисами висел листок с приблизительным сценарием, и, придерживаясь его, актеры вдохновенно несли отсебятину. Естественно, для такой импровизации нужны были хорошая дикция, память, находчивость, фантазия, а заодно — владение искусством пантомимы, акробатики и декламации.

Цирк, цирк, цирк!

Любимое зрелище современных детей и жителей Древнего Рима. Кто: Клоуны, акробаты, силовые гимнасты, фокусники, иллюзионисты, дрессировщики, наездники, эквилибристы. В стационарном каменном здании или шатком полотняном шатре, который вместе со всей труппой и реквизитом возили по городам и весям. Здание и шатер объединял обязательный атрибут цирка — арена, причем к XIX веку ее размер был унифицирован во всепланетном масштабе: 13 метров в диаметре — по такой окружности лошади легко скакать галопом, не сбрасывая всадника себе под ноги. Как: По "цирковым" дням все античные граждане могли бесплатно насладиться скачками, боями гладиаторов, искусством дрессировщиков и даже водными баталиями, ради которых вся арена заливалась водой при помощи сложной гидравлической системы. Позже цирк стал платным, но развлечения изменились мало — разве что гладиаторов заменили борцы.

Вертеп

Вообще, "вертеп" на старославянском означает "пещера" — скажем, та пещера, в которой родился Иисус, а вовсе не притон, бордель или еще какое неприличное место. В старину вертепом называли и композицию из фигур, воспроизводящих сцену Рождества Христова. Участники - иногда — живые актеры, чаще кукловоды и куклы ручной работы, с удивительной резьбой, одеждой и украшениями. Современные коллекционеры покупают таких кукол за весьма впечатляющие суммы.

Вертеп обожали славяне России, Польши, Белоруссии и Украины. В католических странах и сегодня устраивают вертепы с девой Марией, волхвами и младенцем Христом. Как: Из подручных материалов, с применением народных искусств и шедевров декоративно-прикладного мастерства. Масштабно мыслящие устроители праздников организуют целые Вифлеемские деревни с живыми актерами и домашними животными: туда можно войти как в музей — и дело богоугодное, и прибыль в кармане.

Балаган

Балаган - жанр демократичного сатирического спектакля родился на русских ярмарках, а первый официальный балаган учредил в 1700 году Петр I, приказавший выстроить в Москве, в Китай-городе, деревянную "комедийную хоромину", которую два года спустя открыла труппа немецких комиков. Очень скоро балаган стал обязательной частью программы народных увеселений. В древности это были скоморохи — они устраивали представления под аккомпанемент гудка, гуслей, жалейки, домры, волынки или бубна. Но публика попадалась скуповатая, официальные власти скоморохов не жаловали, поэтому долгое время им приходилось объединяться в ватаги, промышлявшие разбоем на большой дороге. И только к началу XVIII века бродячие артисты переместились в балаганы, в компанию силачей, гимнастов, фокусников и дрессировщиков. На ярмарках под балаган приспосабливали что придется, а позже стали строить специальные временные здания: публика поприличнее занимала первые ряды — лавки, остальные стояли сзади — в "загоне". Самые известные балаганы работали в Москве, Петербурге и Нижнем Новгороде. Кроме обычных развлечений, в балагане устраивали раек — ящик с толстым стеклом, сквозь которое можно было разглядывать передвижные картинки и слушать рифмованные комментарии к ним: получалось что-то вроде телевизора на ручной тяге. К ящику прилагался агент — раешный дед, который устраивал пиар-акции перед входом в балаган.