Идея для бизнеса: прокат велосипедов

// // Интересное в сети //

В статьи детально изложена история открытия небольшого прибыльного бизнеса по прокату велосипедов в Киеве. Особенности этого проекта таковы, что его с успехом можно попробовать в любом крупном городе стран СНГ. Инвестиции в проект - 50 тысяч гривен или чуть больше 200 тысяч рублей, а срок окупаемости бизнеса составил полгода.

Как надо крутить педали, чтобы окупить бизнес велопроката за пол сезона? Прежде чем оседлать велосипед, Андрей сел за руль автомобиля, и, как и всякий городской водитель, недолюбливал велосипедистов. Крутить педали его заставила необходимость разрабатывать сустав после травмы колена. Так в семье появилось сразу два велосипеда. И бизнес-план пункта велопроката.

Старт онлайн

Что такое велопрокат, Андрей увидел в Брюсселе, где побывал в феврале, всего-то полгода назад. Выйдя из любой станции метро на улицу, там можно сесть на велосипед и, доехав до точки назначения, оставить его на такой же точке проката. За все про все платишь 2 евро. Конечно, сдаются велосипеды самые простые. Тогда как у нас все наоборот.

Прежде чем организовать собственное дело, наш герой изучил рынок и пришел к выводу, что все пункты проката предлагают достаточно недешевые модели велосипедов. Разве что у некоторых есть пару обычных великов, используемых для обучения. Кроме того, потенциальные конкуренты не спешат привлекать публику с помощью Интернета. В основном сайты сделаны так, что вызывают лишь отторжение. Лишь один небольшой пункт велопроката подошел к делу с умом, представив себя в сети подобающим образом, хотя стоимость его услуг отпугивает по сравнению с другими. А у самого крупного конкурента, имеющего наиболее широкую сеть пунктов проката и невероятное количество велосипедов, оказалась едва ли понятной ценовая политика и невероятно сложный в пользовании сайт.

Андрей, недавно закончивший киевский политех, как дипломированный знаток прикладной математики и программирования решил начать с правильного позиционирования своего бизнеса в Интернете и в среде конкурентов. Занялся разработкой сайта, простого и понятного для пользователя. А когда он был готов, пришло время покупки «основных средств». «В Киеве на таких велосипедах, как в Брюсселе, вряд ли доедешь без проблем, — рассуждает Андрей, — у нас в городе некачественное покрытие дорог, много бровок, к тому же нет велосипедных дорожек; так что для поездок в нашей столице лучше выбирать модели горных велосипедов».

Денег, как вы понимаете, у студента, только закончившего вуз, было не много, поэтому любые вложения средств приходилось обдумывать. Бюджет бизнеса на старте составил 13 тыс. грн. Выбирая велосипеды, Андрей отдавал себе отчет в том, что увлеченные велосипедисты, несомненно, имеют собственное «транспортное средство», и вряд ли будут частыми гостями в пункте проката. Другое дело — любители покататься, но у которых велосипедов нет. И тут сразу же выявила себя другая проблема: велосипед должен быть максимально прост в управлении, привлекательный с виду, недорогой, желательно с алюминиевой рамой. Ну а определяющим фактором для Андрея стала яркая раскраска — дополнительная эмоция тому, кто крутит педали в выходной день, путешествуя навстречу радости и удовольствию. И к слову, некоторые молодые клиенты выбирают себе велосипед по цвету рамы.

Бизнес выходного дня

Начало, как известно, — половина дела. Другой половиной старта в бизнесе для Андрея оказалось продвижение услуги через Интернет посредством сайта. Самая нелегкая задача — попасть в первую десятку поисковиков (при условии нулевого рекламного бюджета на первых порах). Но и позиции на второй странице поисковика оказались выигрышными. К тому же, очень скоро дали плоды страницы в соцсе- тях. Первые фанаты велодвижения, первые клиенты, оставившие свои отзывы в Интернете, сослужили хорошую службу — заработало сарафанное радио. Такой способ оказался намного продуктивнее раздачи флаеров у метро и в людных местах.

Важный нюанс, особенно на старте такого бизнеса, — сосредоточиться на собственном месторасположении. Вблизи пункта проката нет аналогичных. С одной стороны, хорошо. С другой — нужно бы оповестить округу о возможности проехаться на двухколесном с ветерком. Тут все средства хороши: и бесплатная расклейка объявлений на досках у парадных, и раздача флаеров, и поиск в Интернете велолюбителей-соседей по микрорайону.

«В пункт проката чаще всего приходят те, кто в велосипедах не разбирается, либо туристы», — комментирует Андрей. В основном велосипеды берут на день и то в выходной — для прогулок. В это время спрос явно превышает предложение. И пока погода благоприятствует, доход составляет 3-4 тыс. грн./месяц.

Благодаря недавнему паломничеству футбольных фанатов у Андрея даже появились постоянные клиенты из-за рубежа. Найдя сайт в Интернете, часто приезжающий в Киев гость из Швеции арендует велосипед на неделю или более (практически на весь срок своего визита). Так что бывает, что и в будние дни бизнес велопроката работает. Но пока это исключение, чем правило.

Успех бизнеса проката велосипедов определяется банальными факторами: хорошая нежаркая погода, удачное расположение пункта проката, достаточное время для досуга и увлеченность здоровым образом жизни у потенциальных клиентов. (Хотя в европейских странах нашей климатической полосы на велосипедах ездят круглый год и ежедневно, случаются даже пробки на велосипедных дорожках).
Конек, на который ставит Андрей в развитии дела, — сервис в обслуживании. Бесплатно к велосипеду прилагается диво-рюкзак с аптечкой, замочком и аксессуарами для велосипеда и велосипедиста.

Второе конкурентное преимущество — ценовая политика. Сложить цену услуги в принципе Андрею помогли уже давно работающие конкуренты. Своей ценовой политикой Андрей не выбивается из рынка, хотя в сравнении с другими расценки разнятся: на краткосрочную аренду цены выше, на долгосрочную — ниже, зато доставка велосипедов значительно дешевле. А в своем и соседнем микрорайонах Андрей предоставляет подачу велосипеда к парадному дома бесплатно. И забирает взятый в прокат велосипед Андрей из любой точки города, правда, уже за деньги, но намного меньшие, чем эта услуга стоит у конкурентов. Демпинг? Нет, просто адекватная расчетливость.

Насколько успешным оказывается его бизнес-решение, Андрей судит по отзывам клиентов. Каждый раз он обязательно расспрашивает, как провели время на велосипеде, где успели побывать, удовлетворены ли услугой. «Когда клиент доволен, мне приятно вдвойне, — признается Андрей, — и намного важнее, чем денежное вознаграждение за услугу». В предвосхищении новых комплиментов наш герой спешит радовать сервисом и комфортом. Например, только у нашего героя есть услуга «Велотакси» — ноу-хау на рынке. А еще — карта маршрутов для ве- лопрогулок не только по городу, но и его окрестностям. Более того, горожанам предлагается велопутешествие за город. Пунктов велопроката вблизи Киева не так уж и много. А в микрорайоне, где свои услуги предлагает Андрей, и вовсе нет. Причем желающим провести время за городом Андрей предоставляет возможность охраняемой бесплатной стоянки автомобиля и отсутствие залога за прокат велосипеда. Активный отдых в живописных местах над рекой, в лесостепи у озер — еще одно конкурентное преимущество, которое привлекает постоянных клиентов.

Уже через месяц Андрей надеется, подводя итоги первого активного велосезона, «выйти в ноль» (с учетом тех трат и расходов по обслуживанию велосипедов, которые были в предыдущие два с половиной месяца работы). Но закрывать сезон наш герой не намерен. Скорее, наоборот.

Продумывая стратегии развития, он намерен не только увеличивать парк велосипедов и открывать новые точки проката. Куда более важно — искать партнеров, предлагая сотрудничество уже существующим точкам велопроката. И сотрудничество может быть взаимовыгодным, если помогать усовершенствовать сервис обоюдно. Ведь это так удобно для приверженцев велосипеда: взять в одном прокате велосипед, а оставить в другом, совершив поездку по необходимому маршруту.

Да, конечно, у нас пока не так, как в Европе, и, пожалуй, сделать открытой точку проката под открытым небом на любом перекрестке вряд ли кто рискнет. Однако, по убеждению Андрея, велопрокат можно сделать более доступным и комфортным. И более приемлемым в цене: пока день езды на прокатном велосипеде по столице стоит в среднем 120 грн., что в шесть раз дороже, нежели в Брюсселе. А в том, что с каждым годом любителей прокатиться на двухколесном будет все больше, наш герой не сомневается.