“Безликий гаджет”, или о дизайне телефонов замолвите слово…

// // Интересное в сети //

То, о чём я сейчас хочу рассказать, давно стало притчей во языцех в устах современных пользователей мобильных телефонов. Автор этих строк одно время работал в салоне сотовой связи, и знает о написанном ниже не понаслышке. Начиная примерно с 2009 года, большинство выпускаемых на рынок моделей (никак не зависящих ни от производителя, ни от функционального оснащения аппаратов, ни от ценового уровня (кроме самых недорогих моделей) выглядели и выглядят практически одинаково. Также, подобная “расстановка сил” приводит к совсем уж, казалось бы, курьёзным моментам, когда человек, желающий порадовать себя новым устройством, сталкивается с тем, что его новый телефон будет как две капли воды похож на предыдущий и отличаться лишь незначительно. Когда он осознаёт это, зачастую возникает простое (а главное, экономное) решение – не покупать телефон вовсе: зачем это делать, если мой и так хорош? И, что самое главное, человек чувствует некую обиду на производителя и даже на продавца, он подходит к прилавку и говорит: “Почему все ваши телефоны такие одинаковые”? В этой статье я попробую ответить воображаемому (а на самом деле, вполне реальному) покупателю.

Раньше, в начале XX века, кода ещё не существовало такого понятия как маркетинг, товары производились без оглядки на потребительский спрос. Это сегодня существуют фокус-группы, бета-тестеры, иначе говоря, люди, которые становятся своеобразными “представителями” спроса и помогают компаниям производить именно ту продукцию, что может вызвать интерес у общественности. В то время, любая сколько-нибудь значимая компания могла выпускать на рынок товары, исходя из того, что казалось её руководителям правильным и привлекательным, и покупателям оставалось только “есть, что дают”.

Но меньше чем за век концепция изменилась. Теперь, именно потребитель стоит во главе угла, так как все знают: довольный потребитель расскажет другим, и они тоже захотят приобрести продукцию компании. Таким образом, наилучшим образом можно производить и продавать то, на что есть спрос, иначе говоря, то, что модно.

И вот тут на сцену нашего рассказа выходит знаменитый iPhone от американской компании Apple. Появившись на рынке в середине 2007 года, продукт от Apple буквально взорвал его. Популярность iPhone росла быстрее скорости света, охватывая все группы людей: бизнесменов с укоренившимися привычками, молодёжь, которая всегда любит пробовать всё новое, средний класс – пока, наконец, он не стал символом успешного человека любого социального слоя.

То, как быстро образовалась мода на продукт Apple, потрясло мир. В особенности это потрясло других производителей мобильных телефонов – где это видано, чтобы новичок добился за год того же, чего другие компании добивались десятками лет? Разумеется, чтобы остаться “на плаву”, компании отреагировали и выпустили свои продукты – кто-то почти сразу, например, Samsung и LG, кто-то с большим опозданием – Nokia и Sony Ericsson.

“Старичкам”, конечно же, помогала их известность. В первые годы, несмотря на быстрорастущую популярность модели от Apple, конкуренты смогли дать им достойный ответ – просто в силу существующей у людей инерции мышления: раз раньше у меня был хороший кнопочный Samsung, то и сенсорный я возьму тоже Samsung – я хочу себе модный бескнопочный телефон, но не от неизвестного производителя. Естественно, что на месте Samsung могли быть и LG, и Nokia, и другие компании.
Вскоре, сенсорные телефоны, интерфейс и аппаратная начинка которых постоянно улучшались, вытеснили кнопочные. Виной тому стало и то, что аппараты получали новые функции: высококачественные игры, полноценный доступ в Интернет, просмотр видеороликов, и другие, выполнять которые было очень неудобно на маленьком экране обычных телефонов. Чтобы не делать аппарат совсем огромным, используя и сенсорный экран, и кнопки, от последних постепенно решили отказаться вовсе.

А дальше, когда на полках магазинов были уже только модели, состоящие, по большому счёту, из одного экрана, стало ясно, что дизайнерам здесь уже “не разгуляться”. В действительности – экран занимает около 80% лицевой панели телефона. Что там можно придумать? К сожалению, производителям пришлось отказаться от популярных в прошлом концепций вроде “любой наш телефон должен быть узнаваем с трёх метров” – правила, которое ещё в 2005 году исповедовали в популярной тогда Motorola.

Именно поэтому телефоны теперь все “на одно лицо”: что-либо добавить к тому, что должно быть обязательно – к большому экрану – стало практически невозможно. И тем компаниям, которые хотят сохранять высокий объём продаж, приходится наступать себе на горло и делать множество однотипных и почти неотличимых друг от друга моделей. Надо сказать, что это не ведёт к снижению восприятия марки в глазах потребителей. Так, про Samsung, занимающий первую строчку среди производителей, давно шутят, что дизайнера в компании всего два – “один кладёт iPhone на бумагу, другой его обводит карандашом”. Тем не менее, похоже, что Samsung, став лидером рынка, завоевал себе право “смеяться последним”.