Бенчмаркинг на предприятии

// // Интересное в сети //

Какие меры предпринимать руководителю, когда его предприятие стремительно идет ко дню? Игнорировать ситуацию – прямой путь к банкротству, а применения известных по опыту руководителю способов стабилизации не всегда бывает достаточно. Может, стоит расширить кругозор и попытаться понять, как из подобных ситуаций выбираются другие фирмы? На такой шаг решаются не все менеджеры – многим не позволяет гордость. Те же, для кого прибыльный бизнес важнее, знакомятся с понятием бенчмаркинга.

Что такое бенчмаркинг

Такой термин понятен далеко не каждому менеджеру, так как сама практика является новой для российского бизнеса. Бенчмаркинг – это процесс сравнения и сопоставления деятельности компании с работой лучших фирм на рынке. Бенчмаркинг позволяет менеджеру перенять некоторые управленческие и производственные ноу-хау (если они не запатентованы правообладателем) и повысить, таким образом, конкурентоспособность своей фирмы.

Бенчмаркинг не всегда служит для спасения идущей к банкротству компании. Прогресс не стоит на месте, и подчас бенчмаркинг проводится в профилактических целей в форме своего рода «обмена», когда две «дружественные» организации делятся друг с другом информацией о применяемых ими в сфере управления или производства новинках. Это позволяет фирмам развиваться и идти в ногу со временем.

Большое влияние на популярность бенчмаркинга оказало распространение и развитие средств коммуникации. Если раньше менеджеру приходилось самостоятельно отправляться в «эталонную» фирму, то теперь всю информацию можно получать онлайн, причем, постоянно.

Для чего он нужен

Бенчмаркинг служит для того, чтобы менеджер мог осознать, что является слабым звеном его фирмы и тянет ее на дно. Для правильных выводов необходимо проанализировать максимум информации, поэтому и объектом бенчмаркинга может стать все, что угодно. Чаще всего объектами бенчмаркинга становятся:

Продукция. Ориентация на продукцию успешной организации позволяет менеджеру понять, насколько конкурентоспособны будут товары его собственной фирмы. Проводить бенчмаркинг в сфере услуг сложнее, так как эффективность в этом случае измерить практически невозможно. Часто приходится дополнять исследование, например, «полевыми» опросами.

Финансовые показатели. Сами показатели предприятия не позволят повысить конкурентоспособность, но вот помочь усовершенствовать процесс планообразования они способны. Кроме того, анализ финансовых показателей не потребует больших материальных затрат – финансовую отчетность многих предприятий можно найти в интернете.

Стратегии. Рынок – большая шахматная доска. Играть, конечно, проще, если ты знаешь, какой ход замышляет соперник. Далеко не всегда официально представленная СМИ стратегия фирмы совпадает с реально принятой. Успешный бенчмаркинг стратегий позволяет более реалистично взглянуть на текущее распределение сил в отрасли.

Бизнес-процессы. Зачастую две компании, работающие в совершенно одинаковых условиях, достигают полярно различного результата. В таком случае, очевидно, что дело кроется в организации работы. Бенчмаркинг бизнес-процессов позволяет менеджеру перенять эффективные методы организации управления, пополнив при этом и свой личный «багаж» опыта.

Виды бенчмаркинга

Бенчмаркинг классифицируется в зависимости от объекта. Выделяют следующие виды:

Внутренний бенчмаркинг. Объектами такого бенчмаркинга становятся чаще всего бизнес-процессы и продукция преуспевающе фирмы. Собрать данные при таком исследовании достаточно просто, но необходимо следить за тем, чтобы результаты не были предвзятыми. Менеджеру лучше поручить такую работу стороннему специалисту, не имеющему отношения к его организации.

Конкурентный бенчмаркинг. Основное правило такого исследования – параллель необходимо проводить со схожими по деятельности организациями, но действующими на другом уровне рынка, Например, локальная областная фирма может выбрать в качестве объекта сравнения международного гиганта. Такой анализ будет эффективен, однако, менеджеру придется потрудиться, чтобы получить объективный результат.

Функциональный бенчмаркинг. Такой бенчмаркинг подразумевает сравнение всех процессов, происходящих в анализируемой фирме, с процессами, проистекающими в компании менеджера. Получить данные для этого анализа можно достаточно просто и совершенно легально.

Какие фирмы используют бенчмаркинг

«Пионером» бенчмаркинга считается фирма Xerox, первой использовавшая такой метод и активно применяющая его в работе до сих пор.

Бенчмаркинг считается неотъемлемой частью работы всемирно известной фирмы Nokia – именно благодаря этому методу Nokia удается достаточно успешно осваивать новые отрасли и неизменно выбиваться в лидеры. Для бенчмаркинга Nokia активно используется такие средства коммуникации, как социальные сети Facebook и LinkedIn.

Частым партнером Nokia по бенчмаркингу является фирма IBM. Две известные компании постоянно обмениваются информацией по таким темам, как создание программного обеспечения с открытым исходным кодом и применение виртуального 3D-пространства в глобальном контексте.

Даже самые успешные компании в мире признают необходимость постоянно учиться новому и контактировать с другими крупными игроками рынка. Поэтому пренебрегать методом бенчмаркинга не стоит – очевидно, что при правильном подходе он позволит решить многие проблемы фирмы.