В 2011 году «Оптоган» планирует увеличить выручку почти в 10 раз

// // Бизнес-персоны //

Лев Свиридов, Оптоган«Оптоган» - один из самых известных проектов в России в сфере нанотехнологий. У компании есть полномасштабное производство, опыт продаж и даже офисы в других странах. Есть у компании и серьезные планы по развитию на ближайшие годы. В частности, «Оптоган» планирует увеличить выручку в 2011 году в 9,5 раз, а в 2015-2017 гг может провести IPO. Об этом в интервью корреспонденту «Нано Дайджеста» Александру Дементьеву рассказал директор направления маркетинга и продаж ЗАО «Оптоган» в России и СНГ Лев Свиридов.


Насколько устойчив инновационный сегмент, в котором работает «Оптоган», к кризису, не пугает ли компанию риск второй волны кризиса?

Компанию риск второй волны кризиса не пугает. Мы уже доказали свою устойчивость в первую волну. Кризис – это не только проблемы, но также и новые возможности. Компании в это непростое время понимают всю важность экономии ресурсов, в том числе и электроэнергии. Это  мотивирует к использованию новых энергосберегающих технологий. Другими словами, кризис формирует потребность в экономичном светодиодном освещении, что, естественно, играет нам только на руку.

Рассматриваете ли вы возможность выйти на IPO в течение ближайших трех-пяти лет?

Да, рассматриваем. Если в 2015-2017 годах рынок будет хорошим, то IPO мы можем провести и в России, но идеально было бы выйти на NASDAQ.

Когда «Оптоган» подписывал инвестсоглашение с Роснано, взгляд компании на рынок инноваций в России и в мире был довольно позитивным, строились оптимистичные прогнозы по объему. Изменилось ли что то с тех пор, поменялась ли ваша оценка рынка? Видите ли вы какие то новые, дополнительные риски в вашей сфере с точки зрения бизнеса?

Корректировки в прогнозе рынка есть, но они незначительные. Российский рынок производства светодиодов в 2011 году мы оцениваем в $50–60 млн, тогда как мировой — в $10 млрд. В 2010 году около 12% светодиодов в мире использовалось для производства светодиодных светильников, рост же этого сегмента рынка будет опережать рост общего рынка светодиодов и составит около 40-45% в год. Всего рынок светодиодных светильников составляет 5–6% рынка светотехники. Основными потребителями продукции производителей светодиодов в России являются около 500 компаний по производству источников света. По сравнению с моментом нашего прихода на российский рынок, количество компаний, производящих светотехнику на основе светодиодов значительно увеличилось. Но мы не видим в этом рисков.

Расскажите о том, что «Оптоган» реализовал в этом году?

Этот год был успешным для «Оптоган»: компания значительно повысила уровень продаж, как в России, так и в Европе. Мы вышли на массовый потребительский рынок с оригинальной светодиодной лампой, которая является полноценной энергоэффективной заменой 60 ватной лампы накаливания. 

Благодаря разработкам нашей научно-исследовательской команды была повышена эффективность светодиодов на  производственной площадке в Питере, и как следствие повышенсветовой поток саых популярных уличных и промышленных светильников.  Помимо этого  было выпущено новое поколение интегральных светодиодных модулей типа Chip-on-Board, которые предоставили нашим потребителям новую степень свободы в дизайне светотехники.

В октябре «Оптоган» запустил второе по величине в Европе производство светодиодных чипов, мощость которого составляет 1 млрд. светодиодных чипов в год. Чуть ранее компания успешно прошла сертификацию по международному стандарту ISO 9001.

В России мы продолжаем активную работу с регионами, в частности по внедрению энергоэффективных решений на объектах ЖКХ и крупных промышленных предприятиях, проведению совместных исследовательских разработок.
 
Очень важным для нас является открытие магистратуры при НИУ ИТМО. Кафедра «Технологии твердотельных светодиодов» под руководством Владислава Бугрова, исполнительного вице-президента «Оптоган», займётся подготовкой высококвалифицированных и востребованных молодых специалистов, которые будут понимать реалии промышленного производства, участвовать в совместных научных проектах и стажировках.

Каковы планы «Оптогана» на 2012 год?

По итогам 2011 года мы ожидаем рекордной выручки: в 9,5 раз выше показателя прошлого года, поэтому пока рано говорить о финансовых планах на 2012 год. Во многом финансовый результат следующего года будет зависеть от дальнейшего развития производства, которое является одной из наших приоритетных задач, а также от расширения нашей продуктовой линейки.

Рассматривает ли «Оптоган» возможность расширить производство за счет каких-либо смежных видов продукции? Видит ли для себя компания потребность в диверсификации бизнеса?

Основная продуктовая линейка представлена чипами, светодиодами, светодиодными модулями и светодиодной светотехникой. Эта линейка будет расширяться за счет разработок нашей дочерней компании «Новые Технологии Света», которая является резидентом Сколково. Кроме того сейчас мы разрабатываем схему предоставления услуг энергосервиса, что способствует максимальному удовлетворению потребностей клиентов.

Расскажите о своих планах по географической экспансии.

На сегодняшний день мы работаем в большинстве регионах РФ. По-прежнему перспективен для нас рынок Восточной и Западной Европы. Совсем недавно мы открыли офис продаж в Турции, который сконцентрируется на работе с заказчиками в сегментах уличного освещения, подсветке торговых площадей, гостиниц и ресторанов. Есть планы и проекты по расширению бизнеса в странах постсоветского пространства, на Ближнем Востоке и Северной Африке.