Остров Шри-Ланка

// // Интересное в сети //

Остров Шри-Ланка находится в водах Индийского океана, неподалеку от жаркого побережья Южной Азии. Площадь острова составляет порядка 66 тысяч квадратных километров, что вполне сравнимо с такими известными объектами, как Ирландия или, например, Тасмания.

Происхождение названия острова относится к санскритским топонимам, и переводится с древнеиндийского языка как «земля, страна». Вторая часть названия – приставка «шри» - в этой части света является вполне знакомым словом для большинства народов Южной Азии от мала до велика: так говорят, обращаясь к высокоуважаемым людям. Вот так в самом названии острова и отразилась вся любовь народа к своей Родине, вот так более пятнадцать миллионов людей любя называют свой остров: «благословенная страна» и «досточтимая земля».

Богата и разнообразна природа острова Шри-Ланки. Воспета эта поистине благодатная земля и многими писателями, среди которых Антон Павлович
Чехов, Рабиндранат Тагор и другие. Они называли эти места «райским уголком» и «жемчужиной Индийского океана», но разве можно
выразить словами волшебное впечатление от пышной природы тропического острова?

История острова Шри-Ланки обозначилась в первом тысячелетии до нашей эры, когда были заложены древние основы самобытной культуры. В
лесных чащах можно встретить развалины древних городов, которые с каждым готом все больше поглощаются джунглями.

Средние века принесли с собой вторжение европейских колонизаторов из Великобритании, Португалии и Голландии. Их правление
продолжалось более четырехсот лет и закончилось в 1948 году, когда прежний остров Цейлон, превратившись в доминион Великобритании, стал независимым. А уже спустя 24 года осуществилось провозглашение республики одновременно с принятием конституции нового государства с новым именем Шри-Ланка. Несмотря на то, что старое название «Цейлон» употребляется и поныне, остров с 1978 года именуется Демократическая Социалистическая Республика Шри-Ланка.

Экономика относительно молодой республики с каждым годом укрепляется трудолюбивыми гражданами, хотя дается это в современных
условиях нелегко. Во внешней политике Шри-Ланка придерживается нейтралитета, поддерживая мирную атмосферу на международной арене, в том числе и в области ядерного разоружения.

Ланкийские ученые имеют все основания утверждать, что человек на острове существовал еще в доисторические времена. У него на вооружении были каменные и костяные орудия для охоты и домашнего обихода. Благодаря археологическим раскопкам в горах Ува, в районах Ратнапуры и Балангоды найдено большое количество каменных орудий, которые сейчас в качестве экспонатов можно увидеть в Национальном музее в Коломбо. Вполне вероятно, считает советский востоковед Г. М. Бон-гард-Левин, что эти охотничьи племена эпохи палеолита были предками современных веддов, родственных додра-видийским охотничьим племенам Декана. Таких же выводов придерживается в своей монографии доктор К. Г. Селигменн, который научные изыскания основывал на данных произведенных им археологических раскопок.

Эти раскопки показали, что человек каменного века жил обычно у входа в пещеру или в каменной нише на солнечной стороне гор, а в период муссона он укрывался в глубине пещеры. Обследование нескольких найденных стоянок человека подтвердило эту догадку ученых.

Как и ведды сегодня, древний человек спал на открытом воздухе, основную часть своего времени проводил в джунглях. Там, где местные условия не позволяли найти пещеру под землей или углубление в скалах, люди жили под деревьями или в сделанных из веток и листьев шалашах. В дальнейшем древний человек стал делать глиняную хижину, огороженную частоколом от зверей. Мужчины занимались охотой, рыболовством. Собирательство дикорастущих плодов, ягод и кореньев было основным занятием женщин.

Древним людям острова Шри-Ланки был известен огонь (нынешние ведды используют один из древнейших способов его добычи). Служил ли огонь доисторическому человеку для приготовления пищи, тепла или защиты от диких животных? Скорее всего огонь применялся во всех трех случаях. Но глиняная посуда еще не была известна в эпоху палеолита. Гончарное искусство появилось в период неолита, о чем свидетельствуют раскопки в районах Кегалла, Баттикалоа и других местах. В эту же эпоху началось возделывание земли и приручение животных. В своей работе «Народ Цейлона» Н. Д. Виджесекера пишет, «что примитивные формы сельского хозяйства, которые используют ведды и некоторые другие крестьяне острова, в ряде случаев настолько первобытны, что применение к ним термина «сельское хозяйство» совсем не отвечает действительности».

Данные археологических раскопок

Данные археологических раскопок не дают полного представления о материальной культуре древнего человека. Однако обычаи современных веддов дают какую-то информацию об этом.

Изучение веддов представляет несомненный интерес для антропологической науки, поэтому ученые многих стран уделяют ему серьезное внимание. Слово «ведда» (вьядха) в переводе с санскрита означает «охотник», так же переводится и с тамильского слово «ведан». Часто «ведда» переводят как «лесные люди».Ланкийский профессор Г. С. Мендис считает, что ведды пришли из Индии по суше через Адамов мост. Советский этнограф В. И. Кочнев считал, что древнейшее население появилось на острове в то время, когда Шри-Ланка еще не была отделена от материка Полкским проливом.

Мендис так описывает веддов: они маленького роста, чуть выше пяти футов. Голова у них сильнее вытянута, чем у ариев и дравидов, нос приплюснут, волосы курчавые. Многие из них живут не в хижинах, а в пещерах. Они носят лишь набедренные повязки, сделанные из листьев или коры деревьев. Когда-то многие из них ходили без всякой одежды.

Сейчас в Шри-Ланке осталось примерно 850 веддов. Когда-то, в отдаленные времена, они селились по всему острову, но позже были оттеснены в глубинные районы центральной и восточной части страны. Большинство их теперь живет в верховьях рек Гал-Ойя и Мадуру-Ойя. В результате продолжающегося процесса ассимиляции их язык стал похож на диалект сингальского языка. Письменность отсутствует. Чертами лица они весьма сильно отличаются от сингалов и тамилов. С каждым днем все реже удается встретить ведда-охотника с луком и стрелами.

Этнический состав Шри-Ланки

По этническому составу Шри-Ланка — многонациональная страна. Общая численность населения около 15 млн. человек. 74% населения, или 11 млн., составляют сингалы, свыше 18%, или 2,7 млн., — тамилы. Сингалы проживают в основном в западных, центральных и южных районах страны. Вопрос о происхождении сингалов еще окончательно не решен. Существует мнение, что они — продукт ассимиляции различных групп завоевателей коренным населением острова. Близость сингальского языка к языкам народов Северной Индии свидетельствует в пользу североиндийского происхождения предков сингалов.

Ланкийские тамилы происходят от дравидийских народов Южной Индии, переселившихся на остров в древние времена. Они очень похожи на современных жителей Тамилнада в Индии по языку, одежде и образу жизни, у них такая же, как у тех, темная кожа. Основное их занятие — сельское хозяйство. Другая группа тамилов, проживающих в Шри-Ланке, — плантационные рабочие, переселившиеся из Южной Индии во второй половине XIX и начале XX в. в поисках заработка. Они проживают в основном в Центральной провинции, где находятся чайные плантации.

К малым народам и этническим группам смешанного происхождения относятся мавры (1 млн. человек) — потомки арабских торговцев, бюргеры — 44 тыс. человек — происходят от смешанных браков между португальцами и голландцами, с одной стороны, и сингалами и тамилами — с другой. На острове проживает около 42 тыс. малайцев.

Прирост населения по стране около 2% в год. Мужчин несколько больше, чем женщин, -— 51,3%. Средняя плотность населения 226 человек на 1 кв. км. Горожане составляют 22,4% от всего населения.

Демографические сдвиги

За годы независимости произошли определенные демографические сдвиги. Изменился характер естественного движения населения. Прежде всего надо отметить значительное снижение смертности. Число смертей на 1000 житетелей составляло в первые послевоенные годы 19, а в начале 80-х годов — менее 7,5. Одновременно снижается и детская смертность. Падение смертности связано с некоторым улучшением питания и медицинского обслуживания населения. Приняты меры по охране материнства и младенчества. Весьма большое значение для снижения смертности имеет достаточно эффективная борьба против эпидемических болезней, особенно против малярии, уносившей в прошлом немало жизней.

Рождаемость тоже уменьшилась, но не так значительно, как смертность. В среднем на 1000 жителей число рождений составляло в середине 40-х годов 38, в начале 80-х годов — около 27. Сохранение достаточно высокого уровня рождаемости связано с историческими, этическими и религиозными традициями, присущими южноазиатским народам. Для них Характерны раннее вступление молодежи в брак и обычай многодетности. В то же время, как видно из приведенных цифр, рождаемость в Шри-Ланке сокращается. Это связано с происходящими в стране социально-экономическими изменениями: вовлечением большего числа женщин в общественное производство, распространением городского образа жизни. Эти изменения по-разному проявляются среди разных национальных групп. В наибольшей мере рождаемость снижается у сингалов, часть семей которых начала сознательно ограничивать число детей (следуя государственной политике «планирования семьи»). Более высокая, не изменяющаяся рождаемость сохраняется в семьях тамилов и некоторых мусульманских групп населения.

Естественное движение определяет почти целиком динамику численности населения Шри-Ланки. Постепенно естественный прирост населения в стране сокращается, но остается еще на довольно высоком уровне. За годы независимости число жителей Шри-Ланки более чем удвоилось. Прогнозируется, что к 2000 г. на острове будет жить более 20 млн. человек.

Население современной Шри-Ланки

В населении современной Шри-Ланки большую долю — свыше 1/3 — составляют дети. Трудоспособное население в возрасте от 15 до 64 лет — около 60%. Лица старших возрастов образуют небольшую группу — порядка 5% населения.

Внешние миграции (главным образом обмен населением с Индией) имели большое значение в прошлом, но в настоящее время их роль заметно сократилась, они не оказывают существенного влияния на динамику численности населения. До 50-х годов сальдо миграций было для Шри-Ланки положительным, позднее стало отрицательным. Так, некоторые бюргеры эмигрируют в Канаду и Австралию. Часть тамилов возвращается в Индию. Индия и Шри-Ланка приняли некоторые меры для решения «тамильской проблемы». По заключенным двусторонним соглашениям 1964 и 1974 гг. ланкийские власти должны были предоставить гражданство 375 тыс. тамилов, а 600 тыс. человек подлежали репатриации в Индию. Эти меры предполагалось осуществить в 1981 г. Однако выполнены они далеко не полностью. К началу 1982 г. ланкийское гражданство получили лишь 164 тыс. тамилов, а в Индию выехало только 285 тыс.

Официальный язык страны — сингальский, на котором говорит более 70% жителей острова; широко используется английский, на севере и востоке страны — тамильский.

Основная часть жителей (70%) исповедует буддизм (в основном сингалы). Большая часть тамильского населения — индуисты. Мусульманской религии придерживается 7% жителей — малайцы и мавры. Христиан-католиков на острове тоже 7% — это бюргеры и часть сингальского населения.

Сингалы

Сингалы расселены по всему острову, но основная масса их живет в наиболее экономически развитых районах — западном и юго-западном. Их делят на две группы: прибрежных и горных, или кандийцев. Сингалы — среднего роста, имеют европеоидные черты лица, светло-коричневую кожу и черные волосы. Они очень похожи на бенгальцев. Встречаются сингалы с очень темной кожей и вьющимися волосами. Видимо, в их этногенезе велика роль веддов. На облике других групп сингалов сказались смешанные браки с европейцами, арабами, тамилами, малайцами.

Среди сингалов, как и среди жителей соседней Индии, издавна существует деление на касты. Всего имеется около 20 каст. Наиболее многочисленная из них — гояга-ма — объединяет земледельцев. Она неоднородна по социальному составу, так как в нее входят и крупные землевладельцы, и крестьяне. Очень многочисленна каста ка-раве —- рыбаков. К низшим кастам относятся прачки, танцоры, музыканты-барабанщики. Особое положение среди низших каст занимают родии — самые униженные.

Происхождение родиев неизвестно, у них благородная внешность и ярко выраженные европеоидные черты лица. Женщины этой касты — высокого роста, хорошо сложены и очень красивы. Поэтому одна из легенд связывает происхождение родиев с женщиной царского рода, которая якобы была изгнана в джунгли за измену. Людям из этой социальной группы запрещалось даже черпать воду из колодцев и рек, находящихся поблизости от других поселений. На них лежала обязанность очищать все дороги от падали.

В последнее время положение родиев изменилось к лучшему. Так, многие их дети учатся в школах. Живут родии в районе Канди, а также в провинциях Сабарагамува и Ува.

Социально-этнические группы Шри-Ланки

Среди социально-этнических групп Шри-Ланки выделяются бюргеры, живущие преимущественно в городах. Их быт и традиции не отличаются от европейских. Говорят они, как правило, на английском языке. Занимаются предпринимательством, а некоторые — журналистикой, юридической практикой.

Коммунистическая партия Шри-Ланки выступает за дружбу и равноправие всех наций и этнических групп страны. Летом 1983 г., когда в Шри-Ланке разыгрался острый конфликт между сингалами и тамилами, унесший сотни жизней, ланкийский народ смог по достоинству оценить справедливую позицию коммунистов.

По мере капиталистического развития страны ускоряется развитие рабочего класса и национальной буржуазии. Три ведущих профсоюзных центра объединяют 2,9 млн. членов (более 60% всех работающих). Основной контингент промышленных и транспортных рабочих, как правило, состоит из тамилов.

Индийские тамилы образуют основной отряд сельскохозяйственных плантационных рабочих. Они получают низкую заработную плату и страдают от политической дискриминации. Многие индийские тамилы лишены ланкийского гражданства, не обладают избирательными правами.

Национальная буржуазия Шри-Ланки

Среди национальной буржуазии Шри-Ланки более сильные позиции занимают предприниматели-сингалы. Часть крупных предпринимателей связана с иностранным капиталом. Это поощряется правительством, о чем свидетельствуют созданные на острове «зоны свободной торговли», в которых главная роль принадлежит иностранным монополиям.

Позиции тамильской буржуазии обычно слабее, чем у сингальской. Между этими группами идет упорная борьба за сферы влияния. Усиливается конкурентное противоборство в области торговой и промышленной деятельности, а также за получение выгодных постов государственных чиновников. Каждая из групп буржуазии для достижения своих экономических и политических целей стремится заручиться поддержкой широких кругов «своего» по национальной принадлежности населения, нередко на этой почве разжигаются противоречия национального и религиозного характера.

Основную часть населения острова составляют крестьяне. Среди сингальских земледельцев сохраняются некоторые обычаи, связанные со старинной сельской общиной. Сингалы обычно живут большими семьями, состоящими из родителей, женатых сыновей с женами и детьми, неженатых или незамужних детей.

Сингальские деревни

Сингальские деревни невелики — 200—300 жителей. Дома не окружены заборами, двери широко распахнуты, жизнь проходит в значительной степени на улице. Стены деревенских хижин сплетены из бамбука, обмазаны глиной и побелены. Кровля делается из сплетенных пальмовых листьев, рисовой соломы или тростника.

Существуют достаточно четко выраженные социальные различия между ланкийскими и индийскими тамилами.

Ланкийские тамилы в своем большинстве — мелкие крестьяне и рыбаки. Они сохраняют многие специфические особенности быта, связанные с регламентирующей жизнь ролью индуизма. Обычно жилища тамилов обнесены высокими заборами, скрывающими от посторонних глаз жилые помещения и внутренний двор. Часто женщины в тамильских семьях ведут замкнутую жизнь, в изоляции от окружающего мира. Домашнее затворничество женщин носит название «парда». Дома ланкийских тамилов на полуострове Джафна часто строятся из камня.

Подавляющее большинство индийских тамилов — наемные рабочие на плантациях. Близость к материку, к Южной Индии, оказала большое влияние на культуру Шри-Ланки. Только население глубинных районов сохранило свою самобытность и культурные традиции древних времен.

Искусство и ремесла давно прославили остров. Древние архитектурные ансамбли, скульптура, живопись, резьба по дереву и металлу возникли здесь еще до нашей эры. Трудолюбивые и талантливые ланкийцы славились по всему миру изделиями своих рук. В странах Востока и Запада высоко ценились изделия из слоновой кости и красивые драгоценные украшения, сработанные местными умельцами.

Наиболее выдающимися памятниками древней культуры и архитектуры Шри-Ланки являются буддийские ступы, или дагобы. Это культовые сооружения куполообразной формы. Само слово «ступа» (на языке пали — «тхупа», а по-сингальски — «дагоба») означает место для религиозных реликвий. Происхождение дагоб на Востоке относится еще к добуддийским временам. Но на острове они стали возводиться вместе с распространением буддизма, как памятники в честь Будды и его последователей. Первая такая дагоба на острове — Тхупарама сооружена в III в. до н. э., во времена правления Тиссы. Она имела высоту 120 м. К древнейшим дагобам относится и Тисса-Махарама на юге, построенная, вероятно, в I в. н. э. Эти гигантские сооружения каменной кладки — примеры удивительного строительного мастерства древних зодчих. С течением веков строительство сингальских дагоб продолжалось, их архитектурный стиль почти не изменялся.


Распространение буддизма

Распространение буддизма и укрепление экономического могущества духовенства привели к массовому строительству монастырей (вихар). Остатки самых древних из них сохранились в районе Анурадхапуры.

Большого расцвета архитектура достигла в полоннарув-ский период (IX—XIV вв.). Сохранившиеся до наших дней величественные постройки этого города-заповедника привлекают тысячи туристов из разных стран мира. Среди многочисленных архитектурных памятников притекает особое внимание главный храм культового комплекса Ланкатилака.

Период европейских завоеваний принес с собой совершенно отличные тенденции развития ланкийской архитектуры. Получило значение гражданское строительство, которое лишь слепо копировало некоторые архитектурные стили Европы, приспосабливая их к местным условиям.

Многовековую историю насчитывает живопись в Шри-Ланке. Наиболее древняя ее форма — раскраска масок демонов и различных божеств для обрядовых церемоний. Древняя живопись сохранилась в виде наскальной росписи и росписи деревянных храмов. Сюжетами фресок служили различные буддийские предания и легенды. Встречаются и светские по содержанию изображения. Выдающимися образцами сингальской живописи являются фрески Сигирии, имеющие много общего с фресками Аджанты и Эллоры в Индии и вместе с тем глубоко национальные и самобытные. Народные мастера пользовались для росписи натуральными красителями.

Классический период школы сингальской живописи длился до полного падения царства Полоннарувы. Храмовая роспись, и особенно фрески Сигирии, оказала влияние на дальнейшее развитие живописи в стране.

Сейчас в Шри-Ланке храмовой стенописью занимается небольшая наследственная группа народных художников-профессионалов, называемых «ситтару», возглавляемая выдающимся ланкийским художником Манджусри. Они в основном копируют оригинальные рисунки древних храмов.

Новая эпоха в развитии национальной культуры

Новая эпоха в развитии национальной культуры началась после достижения Шри-Ланкой независимости. В результате развития сети школ по уровню грамотности (86,5% в 1981 г.) населения Шри-Ланка занимает одно из первых мест среди стран Азии и Африки. Образование здесь бесплатное, включая университетское, обязательное в возрасте с 5 до 14 лет. В государственных школах обучение совместное. Школьники, как правило, очень опрятно одеты. И теперь иногда мальчики и девочки носят амулеты, которые родители надевают детям, чтобы уберечь их от сглаза, болезней и всяких других «козней» злых духов.

Председатель Компартии Шри-Ланки Товарищ Питер Кейнеман как-то сказал: «Меня пленяют деревенские сценки, когда девочки и мальчики в белой школьной форме и темных галстуках, словно стаи птичек, идут под ласковыми лучами утреннего солнца в свои школы».

Но живы еще старинные традиции. Куда бы вы ни поехали, вам обязательно встретятся в любой лавчонке сингальские маски, привлекающие своими необычными формами, яркостью и сочностью красок. В стране широко отмечаются буддийские или индуистские праздники. Большие мусульманские и христианские праздники тоже являются нерабочими днями.

Гостеприимство

Давний обычай народа Шри-Ланки — гостеприимство. Зайдите в любой ланкийский дом, и вы будете дорогим гостем. Вероятно, немаловажную роль в этом играет ланкийская женщина, давно избавившаяся от традиционной «восточной» кабалы. Она в целом находится в более благоприятных условиях, чем женщины в соседних странах — Индии и Пакистане. Хотя у сингалов главой семьи является муж, жена более или менее независима. В некоторых богатых семьях женщины наравне со своими мужьями являются компаньонами в тех или иных фирмах или других видах бизнеса. Немало женщин активно участвуют в политической и общественной жизни страны. Среди них много врачей, служащих, журналистов, издателей, художников, деятелей кино. Одной из самых известных женщин Шри-Ланки является Сиримаво Бандаранаике, лидер Партии свободы, дважды занимавшая пост премьер-министра. Все это свидетельствует о разительных переменах, которые произошли в жизни сингальской женщины за годы независимости.