История автомобилей в России. Общественные организации российского автомобилизма

// // Интересное в сети //

Первая общественная организация автомобилистов в России - Московский клуб - основана в 1900 г., что подтверждается датой на одной из разновидностей ее герба. В Москве также активно работала и другая организация - Московское автомобильное общество (МАО), председателем которого был Н.С. Щербатов.

Здесь уместно отметить такое замечательное совпадение, символизирующее собой связь времен: по соседству с ныне существующим Научно-исследовательским институтом автомобильного транспорта (НИИАТ), находящимся на территории бывшего села Братцево (Москва, Северное Тушино), расположен один из примечательных памятников архитектуры - Братцевский дворец, последним владельцем которого был Н.С. Щербатов. Здесь часто собирались энтузиасты московского автомобилизма и среди них - старшина МАО Н.А. Понизовкин. Его сын Андрей Никитович Понизовкин, потомственный автомобилист, мастер автомобильного спорта международного класса, автор многих научных публикаций, составитель широко известного автомобильного справочника, до настоящего времени работает в НИИАТе со дня его основания.

Кроме своего герба, МАО имело и другие элементы отличительной атрибутики: форменную фуражку члена общества и треугольный флажок, который устанавливался на автомобилях, принадлежащих его членам.

В ноябре 1902 г. журнал "Автомобиль" известил читателей о создании Санкт-Петербургского автомобильного клуба (впоследствии Петроградского), вся дальнейшая деятельность которого была тесно связана с Российским автомобильным обществом (РАО).

Российское автомобильное общество основано 15 мая 1903 г. В этот день на первом собрании учредителей под председательством генерал-майора В.М. Безобразова состоялось официальное открытие РАО. В юбилейном отчете РАО указывалось, что создателем и наиболее деятельным сотрудником по проведению этой идеи в жизнь является Павел Павлович Бекель. Устав Общества был утвержден 11 апреля 1903 г., а 4 июня были избраны председатель комитета - В.М. Безобразов, товарищ председателя - В.В. Гудович, секретарь - П.П. Бекель. Почетным президентом стал Великий князь Михаил Александрович.

Первым практическим начинанием комитета РАО было устройство собственной мастерской с приглашением опытных механиков-специалистов. При гараже имелся склад бензина и смазочных материалов. Торжественное открытие помещения Общества состоялось 26 июля.

Возникновение Российского автомобильного общества вызвало самые теплые отклики со стороны иностранных автомобильных клубов. К концу 1903 г. оно насчитывало в своем составе 11 почетных и 33 действительных члена. На международный съезд автомобильных клубов, состоявшийся в декабре 1904 г. в Париже, был направлен секретарь РАО П.П. Бекель, так был отмечен выход РАО на международный уровень.

В 1905 г. председатель комитета Общества В.М. Безобразов сложил с себя полномочия, и его преемником был избран В.В. Гудович. Осенью 1908 г. В.В. Гудович, уделявший много внимания выполнению обязанностей предводителя санкт-петербургского дворянства, передал впредь до новых выборов управление текущими делами Общества флигель-адъютанту В.В. Свечину, который ранее был избран общим собранием на должность товарища председателя. В.В. Свечин передал мастерскую и гараж в аренду акционерному обществу "Г.А. Лесснер" на условиях, отвечающих интересам РАО.

В связи с развитием автомобилизма Общество зимой 1908 г. приступило к переработке прежнего устава. 10 октября 1909 г., во врем доклада В.В. Свечина, Николай II, осведомившись о деятельности Общества и одобрив ее, выразил согласие на присвоение ему наименования Императорского, а сам Николай II стал Державным покровителем ИРАО. В марте 1909 г. В.В. Свечин представил императору два эскизных проекта герба, один из которых был утвержден.

В октябре 1909 г. В.В. Свечин в качестве представителя ИРАО участвовал в конференции по регулированию уличного движения, созванной в Париже. Здесь была установлена форма международных водительских удостоверений, затем был решен вопрос о номерных знаках, выдаваемых при поездках за пределы своей страны, т.е. кроме номера, полученного владельцем автомобиля по месту жительства, он был обязан иметь еще дополнительный знак установленного конференцией образца с обозначением крупных размеров начальных букв названия государства владельца автомобиля. Конференция приняла решение, запрещающее пользоваться в населенных пунктах звуковыми сигналами и ослепляющими огнями, и полном объеме была принята конвенция о дорожных знаках, включая постановление об обязательной их установке. Эта конвенция была утверждена в России 10 октября 1909 г. Не дожидаясь опубликования, ИРАО приступило к проведению ее в жизнь. Первые дорожные знаки были установлены на шоссе Москва-С.-Петербург. Их рисунок с тех пор почти не изменился и был бы понятен современному автомобилисту.

Но не только в отношении разработки и реализации правил дорожного движения, но также при решении налоговых и финансовых вопросов Российское автомобильное общество имело право голоса. Немало усилий было приложено представителями Общества при установлении величины шоссейных сборов и налога на автомобиль, а также при разработке положения об уголовной и гражданской ответственности автомобилистов.

Российское автомобильное общество не было административной организацией, а представляло собой, образно говоря, "автомобильную академию", вручало дипломы отечественным и иностранным членам - действительным и почетным. К числу почетных членов принадлежал председатель Совета Министров П.А. Столыпин, уделявший немало внимания развитию автомобилизма. Изучение исторических документов показывает, что высшие государственные деятели России достаточно ясно представляли себе преимущества автомобиля и не только широко пользовались им для передвижения и официальных поездок, но и оказывали всемерное содействие его распространению.

Активисты и руководство РАО были инициаторами и устроителями многочисленных автомобильных выставок, в том числе и международных, гонок и пробегов, осуществляло издание журналов и специальной литературы, периодически вводило массовые автомобильные праздники. Программа одного из таких праздников (1904 г.) сообщает о том, что его директором-распорядителем был выдающийся оперный певец Николай Николаевич Фигнер. Однажды он едва не погиб из-за неосторожного обращения со своим автомобилем, чем сильно взволновал петербургскую публику.

Проведению в жизнь этого обширного круга задач активно способствовали местные автоклубы. Кроме Санкт-Петербурга и Москвы, они были созданы в Киеве (1904 г.), Риге, Харькове (Южно-Русский автомобильный клуб), Одессе, Екатеринославе, Варшаве и других городах. 30 ноября 1909 г. под председательством В.В. Свечина, при участии специально прибывших представителей местных автоклубов было принято решение об учреждении Союза российских автомобильных организаций во главе с ИРАО. Соглашением предусматривалось создание Союзного комитета, состоящего из членов президиума ИРАО и представителей вступивших в Союз автоклубов.

Первое упоминание об организации корпуса добровольцев-автомобилистов относится к 10 июня 1910 г., когда начальник Генштаба генерал-лейтенант А.З. Мышлаевский обратился к председателю комитета ИРАО В.В. Гудовичу с письмом, в котором, ссылаясь на пример Германии и Австрии, организовавших в 1907 г. подразделения автомобилистов-добровольцев и убедившихся на опыте проведенных маневров в полезности их участия, просил об осуществлении такого же начинания в ближайшее время и у нас. Комитет РАО, со своей стороны, откликнулся на инициативу начальника Генштаба и выразил готовность приложить все усилия для проведения ее в жизнь. Однако серьезным препятствием для немедленного осуществления этой задачи явилось отсутствие свободных средств в распоряжении Общества. Военное Министерство выдели о ИРАО для этой цели субсидию в размере 15 тыс. руб. В.В. Свечин взял на себя разработку проекта положения о Добровольной автомобильной дружине, который был направлен военному министру. Кроме проекта В.В. Свечина в комиссию поступали еще проекты, выработанные при штабе войск Гвардии н в Петербургском военном округе. Обсуждение проекта долго откладывалось из-за болезни В.В. Свечина, пострадавшего в автокатастрофе во время пробега. Не дожидаясь утверждения проекта, комитет ИРАО в мае 1911 г. разослал соответствующие обращения во все автомобильные организации России с предложением участвовать в предстоящих военных маневрах. от число участников было небольшим (всего 26 добровольцев), тем не менее их участие было особо отмечено императором на параде войск 2 сентября 1911 г. словами: "Благодарю Вас, господа, за Вашу работу для армии и надеюсь на Ваше содействие в будущем".

Первая мировая война резко нарушила планы и изменила характер деятельности общественных автомобильных организаций России. Не смог состояться международный съезд автомобилистов в Москве, проведение которого намечалось на август 1914 г. Многие автоспортсмены, предприниматели, общественные деятели стали участниками военных действий. Российским автомобильным обществом и местными клубами были организованы автомобильные колонны и отряды. Особенно большую помощь действующей армии оказывали санитарные автомобильные отряды. В боевой обстановке автомобилисты неоднократно проявляли находчивость и героизм, за что многие из них были представлены к наградам.

После февральской революции 1917 г. ИРАО стало называться Всероссийским автомобильным обществом. 8 марта 1917 г. совет ВАО обратился к председателю Совета Министров Временного правительства с письмом, подписанным вице-президентом Общества В.В. Свечиным, где говорилось о том, что Российское автомобильное общество, направлявшее свою деятельность в течение четырнадцати лет существования исключительно на развитие отечественного автомобилизма, оказало в этом направлении весьма существенную пользу, признанную всеми теми, кому были дороги интересы автомобильного дела в России. Далее в этом письме указывалось, что война обратила деятельность Общества в другое русло: на посильное удовлетворение нужд армии путем организации санитарных колонн. Затем В.В. Свечин выразил полную готовность к сотрудничеству с Временным правительством.

27 апреля 1917 г. вышло постановление Временного правительства "Об учреждении Автомобильного отдела", содержащее утвержденное положение об Автомобильном отделе при Временном правительстве. Отдел был создан на основе объединения транспортных государственных и общественных организаций, в числе которых были Петроградский автомобильный клуб и Всероссийское автомобильное общество, прекратившее свое существование. Деятельность автомобильных общественных организаций в России была приостановлена до 1922 г., когда удалось снова открыть Петроградский автомобильный клуб.

Новые материалы интернет-журнала "Нано Дайджест":

Наномашина. Уходящий 2011 год оказался не менее плодотворным на различные интересные инновации в области нанотехнологий, чем предыдущий.

Что такое нанотехнологии. Появившись совсем недавно, нанотехнологии все активней входят в область научных исследований, а из нее – в нашу повседневную   жизнь. 

Нанороботы. Современная наука и инженерия нуждаются в помощи роботизированной техники для решения различных задач.

Нанотехнологии в медицине. Идеи современной наномедицины были упомянуты еще Ричардом Фейнманом в его знаменитой лекции «Там внизу есть много места» в 1959 году.