Презентации и манипуляции: лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать

// // Интересное в сети //

Полки книжных магазинов забиты пособиями и рекомендациями для менеджеров с зазывными и многообещающими заголовками типа: «Как стать успешным лидером за три дня». Толпы бизнес-тренеров осаждают мою электронную почту, предлагая поделиться секретами, как замотивировать сотрудников так, чтобы они работали больше и не просили прибавки зарплаты.

Посмотрев «Хозяина морей» с Расселом Кроу, я лишний раз убедился в актуальности пословицы «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Действительно, одно дело получать рекомендации в духе Дейла Карнеги («Улыбайтесь — и все у вас будет ОК!»), другое — воочию увидеть поведение успешного лидера, которого подчиненные зовут «счастливчиком», верят и повинуются ему безоговорочно. Причем, речь идет не о концепциях и моделях, а о мгновенных управленческих решениях и «приемчиках», основанных на таланте и звериной интуиции командира фрегата Его Величества «Неожиданный» Джека Обри. Первой мыслью после выхода из кинотеатра было — отзвониться всем знакомым преподавателям вузов и рекомендовать фильм к обязательному просмотру и «разбору» для студентов факультетов менеджмента и слушателей программ MBA.

Как человек, который предстал перед оценивающими взглядами подчиненных в возрасте 20 лет и совершил почти за тридцатилетнюю карьеру менеджера, пожалуй, все мыслимые управленческие ошибки, я могу лишь сожалеть, что с опозданием посмотрел этот фильм.

В принципе, деятельность менеджера — это сплошь манипуляции людьми. В русском языке в этом слове изначально заложен некий негативный смысл, хотя английское «to manage» имеет один корень со словом «манипуляция», восходящий к латинскому «manus» — рука. Кстати и русское «руководить» происходит от того же слова. Весь вопрос не в методах управления, а в целях и этических ограничениях (попросту в порядочности) менеджера. Джек Обри, по поему мнению, самый талантливый манипулятор. И самое поразительное в том, что он практически ни разу не повторяется по ходу авантюрного сюжета, изобилующего крутыми разворотами.

Тонко чувствуя потребности каждого из своих подчиненных, он к каждому обращается в соответствии с его опытом, служебным положением, характером и ожиданиями.

 Как настоящие профессионалы, все на своем веку повидавшие, они в меру циничны, и излишняя патетика не вызовет у них ничего, кроме раздражения. На глазах у кадетов, раскрывших рты от одной мысли, что капитан разговаривал с самим Нельсоном, и ожидающих дословной передачи великой фразы великого человека (а какими еще могут быть фразы у великих людей?), счастливчик Обри после многозначительной паузы цитирует обращение к нему гениального флотоводца: «Обри, подайте мне соли...».

Профи смеются

В кают-компании собираются убеленные сединами морские волки и четырнадцатилетние кадеты-стажеры. Как бы случайно (а на самом деле спланировано в виду близящегося боевого крещения кадетов) заходит речь о Нельсоне. Капитан прекрасно понимает, что высокопарные фразы о чести, славе и патриотизме — не для «стариков». Их этим не проймешь. Как настоящие профессионалы, все на своем веку повидавшие, они в меру циничны, и излишняя патетика не вызовет у них ничего, кроме раздражения. На глазах у кадетов, раскрывших рты от одной мысли, что капитан разговаривал с самим Нельсоном, и ожидающих дословной передачи великой фразы великого человека (а какими еще могут быть фразы у великих людей?), счастливчик Обри после многозначительной паузы цитирует обращение к нему гениального флотоводца: «Обри, подайте мне соли...». Профи смеются. Но мальчишкам нужно другое — они не готовы к крушению своих мальчишеских идеалов. И тут же в миг посерьезневший капитан вспоминает и о других словах Нельсона (Родина, Честь, Слава, Долг). Профи молчат, они прекрасно понимают, зачем и для кого капитан произносит фразы, которые Нельсон, скорее всего, никогда не говорил (в бою на мостике произносятся совсем другие слова...). Глаза мальчишек горят, они рвутся в бой за Англию. Что это как не манипуляция? Вам тошно от красивых слов — получите соленую шутку, господа профессионалы! Ваша юношеская восторженность требует патетики — нате вам патетику! Кто знает, о чем думает сам капитан? Да наплевать на это — менеджер просто должен находить нужную ниточку, за которую надо дернуть в нужное время! Весь фокус в том, что нет одной ниточки на всех, у каждого она своя.

А что говорить о сцене «накрутки» матросов перед боем с французским кораблем? У матросов ниточки совсем другие. И капитан «заводит» подчиненных теми же способами, которые используют все успешные манипуляторы толпы (от футбольных болельщиков до избирателей).

В глазах команды фанатизм и готовность «порвать» всех, на кого укажет их капитан. Что и требовалось получить. Наверное, Джек Обри и не знал, что про его методы написаны тома диссертаций и монографий по социальной психологии, не ведал про NLP и теорию «заражения». Как впрочем, мало что знали про это и другие гениальные менеджеры. Все сказанное выше совершенно не означает, что теория не нужна. Все дело в том, что в менеджменте теория часто рождается после практики. Следите за Джеком Обри, господа, а потом читайте учебники MBA — вот это будет по-настоящему здорово! Говорят, в Голливуде затевают продолжение.

Новые материалы интернет-журнала "Нано Дайджест":

Наномашина. Уходящий 2011 год оказался не менее плодотворным на различные интересные инновации в области нанотехнологий, чем предыдущий.

Что такое нанотехнологии. Появившись совсем недавно, нанотехнологии все активней входят в область научных исследований, а из нее – в нашу повседневную   жизнь. 

Нанороботы. Современная наука и инженерия нуждаются в помощи роботизированной техники для решения различных задач.

Нанотехнологии в медицине. Идеи современной наномедицины были упомянуты еще Ричардом Фейнманом в его знаменитой лекции «Там внизу есть много места» в 1959 году.