Перспективы дальнейшего расширения зоны евро

// // Интересное в сети //

Статья посвящена современному состоянию и перспективам европейской валютной интег­рации. В ней рассматривается процесс эко­номического сближения стран - кандидатов в зону евро с Экономическим и валютным союзом. Анализируется динамика показа­телей, соблюдение которых является фор­мальным условием для участия в зоне евро (номинальная конвергенция), а также пока­зателей, характеризующих общее сближение уровня экономического развития и структу­ры экономики (реальная конвергенция) и др.

Механизм валютного курса ERMII предусматривает уста­новление регулируемого основного паритета национальной валюты по отношению к евро. Курс валюты должен откло­няться от паритета не более чем на 15% (возможен более узкий диапазон колебаний или даже фиксированный курс). Участниками механизма ERMII в настоящее время являются 4 страны- кандидата в зону евро (Латвия, Литва, Словакия, Эстония) и 1 страна, не планирующая в обозримом будущем вступление в зону евро (Дания). Болгария, Венгрия, Польша, Румыния, Чехия пока не присоединились к механизму ERMII.

Болгария поддерживает режим валютного курса на основании системы валютного комитета (currency board), которая предполагает, что количество нацио­нальной валюты в обращении соответствует резервам иностранной валюты (евро) в распоряжении централь­ного банка. Диапазон допустимых колебаний курса лева по отношению к евро составляет 0,5%. Румыния и Чехия поддерживают режим управляемого плавания нацио­нальных валют, устанавливая их курс по отношению к евро. Валюты Венгрии и Польши находятся в режиме свободного плавания.

Определение сроков присоединения страны к зоне евро официально отдано на усмотрение самой стра­ны. Страны-кандидаты в ряде случаев устанавливали нереальные сроки присоединения, которые впослед­ствии неоднократно переносились. В настоящее время большинство стран-кандидатов не определяет дату присоединения страны к зоне евро.

Комиссия Европейских сообществ и ЕЦБ в каждые два года публикуют отчеты о конвергенции с обзором положения в странах - кандидатах в зону евро. Оче­редной отчет о конвергенции был опубликован в мае 2008 г. Один раз в нем проанализировано положение в 10 странах - Болгарии, Венгрии, Литве, Латвии, Поль­ше, Румынии, Словакии, Чехии, Швеции, Эстонии. Из перечисленных стран нормативы выполнили: по инф­ляции - Словакия, Польша, Швеция; по долгосрочным процентным ставкам - Болгария, Литва, Латвия, Польша, Словакия, Чехия, Швеция (в Эстонии соответствующего финансового инструмента нет); по состоянию бюджета в 2007 г. и по прогнозу на 2008 г. - Болгария, Литва, Латвия, Польша, Румыния, Словакия, Чехия, Швеция, Эстония; по государственному долгу - те же самые страны.

В отчете приводятся также данные о важнейшем по­казателе реальной конвергенции - валовом внутреннем продукте на душу населения. Сближение страны с зоной евро по данному показателю не является условием для ее присоединения к зоне евро. Более того, в конечном счете оно рассматривается как цель перехода на единую европейскую валюту. Однако до известной степени сближение уровней экономического развития облегчает переход на евро. Чем меньше разрыв в уровне ВВП на душу населения, тем менее существенными могут быть, при прочих равных условиях, негативные последствия отказа от национальной валюты. Во всех странах-канди­датах, за исключением отказавшейся от вступления в ЭВС Швеции, ВВП на душу населения значительно ниже, чем в зоне евро. В 2006 г. (последнем, за который имеются данные по всем странам) он был максималь­ным в Чехии (71,3% от уровня зоны евро) и минималь­ным в Болгарии (33,3%). В то же время на протяжении 1999-2006 гг. все 9 стран-кандидатов, отстающих от зоны евро по данному показателю, значительно сократили разрыв. Если в 1998- 2000 гг. ВВП на душу населения 8 из 9 стран-кандидатов составлял менее половины данного показателя зоны евро, то в 2006 г. таких стран осталось 4 - Болгария, Латвия, Польша, Румыния.

Присоединение Словакии к зоне евро и его последствия

Комиссия Европейских сообществ 7 мая 2008 г. заклю­чила, что Словакия соответствует критериям, необходимым для ее приема в ЭВС. Совет ЕС 8 июля 2008 г. принял решение о присоединении Словакии к зоне евро с 1 января 2009 г. Согласно плану перехода Словакии на евро, одновременное обращение евро и словацкой кроны продолжится до 16 января 2009 г. Монеты в словацких кронах будут обмениваться на евро коммерческими банками до конца июня 2009 г., а банкноты - до конца 2009 г. Коммерческие банки обязаны принимать для обмена от физических лиц без комиссионных за один визит до 50 банкнот и до 50 монет. Национальный банк Словакии (НБС) будет обменивать на евро монеты в словацких кронах до конца 2014 г., а банкноты - бессрочно.
Эксперты НБС в 2006 г. отнесли к выгодам перехода на евро для словацкой экономики следующее:

•  исчезновение трансакционных издержек при куп­ле-продаже евро (экономия - 0,36% ВВП);
•  исчезновение валютного риска при сделках с евро (экономия - 0,02% ВВП);
•  упрощение конкуренции в связи с облегчением сравнения цен в Словакии и странах зоны евро;
•  стимулирование инвестиционной активности вследствие снижения стоимости кредита;
•  общее повышение темпов экономического роста вследствие увеличения товарооборота и инвестицион­ной активности в долгосрочной перспективе в сред­нем на 0,7 п.п. в год (соответствующий эффект будет максимальным в первые годы после введения евро и постепенно сойдет на нет в течение 20 лет).

В то же время от введения евро ожидается и негатив­ный эффект, который будет выражаться в следующем:

•  одноразовые дополнительные затраты на обмен денег, налаживание информационной системы, пересчет цен, исчисление цен в двух валютах в переходный пери­од, обучение персонала и т.д. Ожидается, что эти затраты составят в Словакии 0,3% годового ВВП (в других странах зоны евро они равнялись от 0,3 до 0,8% годового ВВП);
•  отказ от национальной валюты может негативно пов­лиять на банковский бизнес, который получает значитель­ную часть своей прибыли от валютообменных операций;
•  отказ от независимой денежно-кредитной полити­ки, невозможность сглаживать внешние шоки посредством изменения процентных ставок и валютного курса. По мнению экспертов, возможности НБС сглаживать их и сей­час крайне ограничены. Проблема будет смягчаться по мере синхронизации экономического цикла в Словакии и зоне евро. В настоящее время степень синхронизации недостаточна, что отчасти объясняется экономической политикой Правительства Словакии, решавшего задачу стабилизации экономики. Внешние шоки, затрагиваю­щие экономику Словакии и зоны евро, также совпадают лишь частично. Однако эксперты надеются, что расшире­ние торговли со странами зоны евро, особенно промыш­ленной продукцией, и сближение структуры экономики Словакии и зоны евро будут способствовать синхрониза­ции циклов. В целом, по их оценке, в результате отказа от независимой денежно-кредитной политики Словакия потеряет лишь 0,04% ВВП;
•  в процессе введения евро возможно повышение цен, связанное с округлением или некорректным пе­ресчетом. Количественную оценку такого повышения эксперты НБС не дают. По мнению экспертов Евростата, повышение цен в странах - участницах зоны евро в ре­зультате перехода на новую валюту составило 0,2%;
•  после введения евро возможно некоторое усиление инфляции в долгосрочной перспективе. Жизненный уро­вень и уровень цен в Словакии почти вдвое ниже, чем в зоне евро. Соответственно, в процессе «подтягивания» Словакии по этим показателям к уровню ЭВС неизбежно ускорение роста цен. По оценке экспертов НБС, на про­тяжении нескольких лет после введения евро уровень инфляции в Словакии будет на 1,5 п.п. выше, чем в сред­нем по зоне евро. Однако и в случае отказа от введения евро инфляция в Словакии также будет несколько выше, чем в ЭВС. Это объясняется и опережающим ростом за­работной платы по сравнению с производительностью труда в отраслях, работающих на внутренний рынок, и увеличением доли в потребительской корзине услуг, цены на которые растут быстрее, чем на товары.

Страны Центральной и Восточной Европы: структурные и технические проблемы перехода

В странах Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ) разрабатываются уточненные планы перехода на евро и оцениваются его последствия. Правительство Чешской Республики и Чешский национальный банк (ЧНБ) 29 августа 2007 г. одобрили обновленную стра­тегию присоединения к зоне евро, которая пришла на смену предыдущей стратегии, принятой в 2003 г. и не исполненной в установленные сроки. Данная стратегия предполагала присоединение к ЭВС в 2009- 2010 гг., после участия страны в механизме ERMII в течение минималь­но необходимого времени (2 года). В новой програм­ме сохранен принятый в программе 2003 г. принцип, согласно которому страна должна присоединиться к механизму ERMII после того, как она будет готова к принятию единой валюты, причем ее принятие должно дать положительный эффект.

В тексте пересмотренной программы, в частности, говорится: «Введение евро в 1999 г. было связано с ожиданиями сильных импульсов роста, хотя они были обусловлены проведением структурных реформ. Одна­ко многим странам зоны евро не удалось предпринять достаточных усилий для проведения необходимых ре­форм. Это, в сочетании с фазой спада экономического цикла, привело к замедлению роста экономики зоны евро...
В настоящее время зона евро находится в повыша­тельной фазе экономического цикла, что отражается, в частности, в увеличении числа вновь создаваемых рабо­чих мест. Опыт механизмов приспособления в условиях единой денежно-кредитной политики, таким образом, показывает, что экономический успех стран зоны евро зависит в первую очередь от их национальной экономи­ческой политики. Чтобы зона евро функционировала успешно, эта политика должна сосредоточиться на по­вышении гибкости и эффективности рынка. Это важное послание для чешской экономической политики».

В программе подчеркивается, что тесная экономи­ческая интеграция Чехии с зоной евро создает предпо­сылки для синхронизации экономического цикла, а по структуре финансового сектора страна весьма сходна с зоной евро. ВВП на душу населения Чехии в 2006 г. достиг 70% уровня зоны евро, это выше уровня большинства новых членов ЕС. Таким образом, страна демонстри­рует высокую степень реальной конвергенции. В то же время фактически синхронизации цикла в Чехии и ЕС не наблюдается, что в значительной мере объясняется высокими темпами экономического роста. Одной из причин асинхронности цикла эксперты ЧНБ считают более высокую, чем в зоне евро, долю промышлен­ности в ВВП Чешской Республики. Уровень цен в Чехии значительно ниже, чем в зоне евро (в 2005 г. - 56% от ее уровня), так что в процессе дальнейшей конвергенции цены и заработная плата должны повышаться.

В марте 2007 г. ЧНБ объявил об установлении с 2010 г. нового инфляционного ориентира - допускается прирост потребительских цен на 2% в год, что соответствует ори­ентиру ЕЦБ. Программа присоединения к зоне евро пре­дусматривает снижение бюджетного дефицита до уровня значительно ниже критериев ЭВС - 0,5% ВВП. В программе констатируется, что «определенные различия в структуре экономики и особенностях экономического цикла сохранят­ся даже после принятия единой европейской валюты».

Венгерский национальный банк (ВНБ) в своем ис­следовании экономической конвергенции приходит к выводу, что «структура венгерской экономики сходна со структурой экономики зоны евро по крайней мере в той же степени, что и структуры экономики наименее развитых стран ЭВС». Доля промышленности в ВВП Вен­грии несколько выше, чем в странах зоны евро, но это, по мнению экспертов банка, не должно препятствовать синхронизации экономического цикла, так как именно промышленность наиболее тесно связана посредством торговли с экономикой зоны евро. На протяжении 2000­2006 гг. наблюдалось сближение структур экономики.

Эксперты ВНБ ставят проблему следующим образом: «Если готовность страны к участию в валютном союзе за­висит от осуществления определенных структурных ре­форм или если членство в зоне евро будет существенно тормозить начало структурных реформ, важных с точки зрения долгосрочного экономического роста, то необхо­димо рекомендовать провести их до вступления. В про­тивном случае принятие евро и структурные реформы могут рассматриваться как независимые друг от друга». Проанализировав ситуацию в Венгрии, они приходят к выводу, что отказ от независимой денежно-кредитной политики не приведет к существенному затруднению структурных реформ. В то же время они подчеркивают важность приведения бюджетного дефицита к ориен­тиру, установленному Маастрихтским договором (3% ВВП). С 2005 г. допускается превышение данного ори­ентира для финансирования реформ, направленных на повышение потенциальных темпов экономического роста. Однако превышение должно быть временным и небольшим. Эксперты ВНБ отмечают, что меры по сокращению бюджетного дефицита могут политически затруднить проведение структурных реформ.

Среднесрочный ориентир инфляции, установлен­ный ВНБ на период начиная с 2007 г., составляет 3%, что выше ориентира ЕЦБ (2%). ВНБ объясняет это тем, что в процессе конвергенции неизбежно выравнивание уровней цен, а это предполагает повышение цен в Вен­грии - особенно цен на услуги, относительно низких по международным стандартам.

В условиях высокой инфляции, сохраняющегося значительного бюджетного дефицита и государствен­ного долга власти Венгрии фактически сделали шаг в противоположном направлении от механизма ERMII. 25 февраля 2008 г. ВНБ по согласованию с правительством объявил об отказе от 15%-ного коридора колебаний курса форинта по отношению к евро и о переходе к режиму свободного плавания валюты.

Правительство Литвы 25 апреля 2007 г. одобрило новый план обмена национальной валюты на евро. План предполагает введение евро в обращение с 1 января со­ответствующего года, после чего еще 15 дней будет допус­каться параллельное обращение лита и евро. Два месяца коммерческие банки будут обменивать литы на евро без комиссионных. Цены в течение 120 дней до и 120 дней после введения евро будут обозначаться одновременно в литах и в евро. Номинальная плата за проезд на желез­нодорожном, автомобильном и водном пассажирском транспорте в литах останется неизменной в течение 4 месяцев после введения евро, плата за услуги авиатран­спорта - 6 месяцев. Организациям предпринимателей рекомендуется принять кодекс добросовестной деловой практики, в соответствии с которым введение евро не должно использоваться для необоснованного повышения цен или иного ущемления интересов потребителей.

С 1 января 2009 г. Словакия становится членом зоны евро. В результате население зоны евро, составляющее 320 млн человек, увеличится на 5,4 млн (на 1,7%). Ре­альный ВВП зоны евро после присоединения Словакии возрастет примерно на 0,4%. Поскольку темпы роста экономики Словакии значительно выше, чем в зоне евро, ее присоединение к ЭВС приведет к некоторому повышению темпов роста его валового продукта. Со­гласно оценкам автора, сделанным на основе прогнозов Статистического управления ЕС (Eurostat), опубликован­ных в декабре 2008 г., темпы роста реального ВВП ЭВС в 2009 г. В результате присоединения Словакии повысятся примерно на 0,02 процентного пункта. После Словакии ближайшими кандидатами на присоединение к зоне евро являются страны, которые уже участвуют в механиз­ме валютных курсов ERMII - это Латвия, Литва, Эстония. Относительно более благоприятны перспективы Литвы и Эстонии, где ниже инфляция. Что же касается осталь­ных кандидатов в зону евро (Болгарии, Венгрии, Польши, Румынии, Чехии), то они, учитывая обязательный двух­летний срок участия в ERMII, даже теоретически могут стать членами ЭВС не ранее чем в 2011 г. На практике это может произойти еще позже.

Введение евро во всех этих странах возможно лишь в том случае, если им удастся выполнить нормативы по инфляции (а Венгрии - также по бюджетному дефициту и государственному долгу). Поскольку разрыв между до­пустимыми и фактическими темпами инфляции за пос­ледние два года существенно увеличился, дальнейшее расширение зоны евро, несомненно, затруднилось. В связи с этим в настоящее время большинство стран-кан­дидатов предпочитает не устанавливать официальные даты перехода на евро.

Автор: В.В. СОКОЛОВ, кандидат экономических наук

Другие материалы интернет-журнала "Нано Дайджест":

Разработки нанотехнологии. Уходящий 2011 год оказался не менее плодотворным на различные интересные инновации в области нанотехнологий, чем предыдущий.

Что такое нанотехнологии. Появившись совсем недавно, нанотехнологии все активней входят в область научных исследований, а из нее – в нашу повседневную   жизнь. 

Нанороботы. Современная наука и инженерия нуждаются в помощи роботизированной техники для решения различных задач.

Нанотехнологии в косметике. Масштабы использования наночастиц в производстве косметики растут с каждым годом, и, как считают производители, в этом нет ничего дурного.

Нанотехнологии в медицине. Идеи современной наномедицины были упомянуты еще Ричардом Фейнманом в его знаменитой лекции «Там внизу есть много места» в 1959 году.

Нанотехнологии и экология. Опасны ли нанотрубки для зеленых водорослей? В последнее время на фоне достижений в области нанотехнологий не раз раздаются предупреждения о возможных последствиях их внедрения.