Заработная плата на "АвтоВАЗе": принципы формирования и механизм индексации

// // Интересное в сети //

Оплата труда автозаводцев постоянно находится в фокусе внимания профкома. Труд всех работников акционерного общества оплачивается по единой схеме тарифных ставок и окладов, в основе которой - утвержденные правлением АО по согласованию с профкомом тарифные коэффициенты, часовые ставки рабочих, должностные оклады руководителей, специалистов и служащих. Использование единой нормативной базы - ЕТКС - позволяет системно подходить к организации зарплаты, решая ключевой для коллектива вопрос в рамках единого тарифного соглашения. Кроме того, заработок заводчан напрямую увязан с уровнем инфляции в Автозаводском районе Тольятти, где расположен завод и проживает большинство наших работников.

Почему в качестве критерия выбран районный, а, скажем, не городской или областной уровень цен на товары и услуги? Когда в начале 90-х годов мы приступили к разработке заводской потребительской корзины, необходимых методик не было даже в Минтруде, поэтому пришлось формировать ее по международным стандартам, корректируя их с нашими реалиями. С администрацией был согласован перечень более чем 200 товаров и услуг, а также нормы потребления, учитываемые при расчете потребительской корзины.

До 1999 г. индексация заработной платы была ежемесячной. Сегодня тарифные ставки и оклады работников завода пересматриваются ежеквартально. Однако учитываются не только изменения потребительской корзины, но и (чего раньше не было) важнейшие экономические показатели хозяйственной деятельности АвтоВАЗа: выполнение плана по объему товарной продукции, процент отчислений от выручки в заводской бюджет и т.д. И если, к примеру, эти показатели не выполняются или доля зарплаты в товарной продукции начинает выходить за установленную соглашением границу, то, несмотря на рост стоимости потребкорзины, в силу вступает понижающий коэффициент.

С точки зрения полной компенсации инфляционных потерь этот инструмент далек от оптимального. В плане же социальной защищенности работников, стабилизации вазовского коллектива он играет позитивную роль. "АвтоВАЗ" - градообразующее предприятие. Если, не дай бог, случится сбой или остановка, то тысячи людей вполне могут оказаться на улице. Поэтому все переговоры с администрацией идут в русле поиска компромисса в решении трех проблем: обеспечения устойчивой работы автозавода, повышения заработной платы и сохранения рабочих мест. Всегда ли удается найти "золотую" середину? По большому счету - да. Деятельность предприятия ритмична и устойчива; необходимые средства есть не только на приобретение материалов и комплектующих, но и на развитие; коллектив полностью загружен работой и люди получают неплохую по сегодняшним меркам зарплату.

Вместе с тем индексационный механизм безусловно требует серьезной коррекции. Нас, например, не устраивает методика применения коэффициента на стадии сравнения увеличения стоимости потребительской корзины с результатами хозяйственной деятельности. Допустим, стоимость корзины возросла на 5%. Означает ли это, что уровень зарплатной индексации будет таким же? К сожалению, нет. Дело в том, что сначала вступает в действие коэффициент 0,725, заметно понижающий удорожание потребительской корзины. И поэтому при последующем сравнении этого показателя с индикатором заводского производства первый оказывается всегда ниже второго. В результате - заработная плата индексируется менее чем на 5%. А учитывая, что и многие другие зарплатные коэффициенты носят понижающий характер, то, видимо, стоит либо полностью отказаться от коэффициента 0,725, либо его существенно пересмотреть.

Однако прежде чем выходить на серьезный разговор с администрацией, к нему надо серьезно подготовиться, попытавшись в первую очередь спрогнозировать показатели деятельности завода на ближайшие годы. Потому что сегодняшние темпы роста производства практически соответствуют темпам роста тарифов и окладов работников завода. Можем ли мы в этих условиях радикализовать наши требования к администрации? Видимо, нет, потому что тогда нам придется пойти на уступки, связанные с сокращением какой-то части персонала, урезанием социальных льгот, выплат и т.п. Есть и еще один немаловажный фактор, удерживающий нас от резких шагов. За последние годы, несмотря на недовольство людей уровнем зарплаты, с завода именно по этой причине уволились единицы. Правильно или неправильно мы поступаем в этой ситуации, пытаясь совместить эти проблемы, покажет жизнь. Однако убежден, что нам все же придется в рамках подготовки коллективного договора на 2002 г. вести серьезные переговоры в части, связанной с установлением тарифов и окладов.

Что касается совершенствования механизма стимулирования работников к производительному и качественному труду, то, на наш взгляд, недавно внесенные в него изменения оптимальны. Все показатели, характеризующие качество сборки, были серьезно ужесточены, так как в условиях острейшей конкуренции "АвтоВАЗ" может выжить, только выпуская высококачественную продукцию. Произошла, соответственно, и серьезная корректировка премиальных схем, особенно на участках сборки новейших моделей. Пока система поощрения, в основе которой - балльная шкала оценки качества, действует не в полную силу. Профком считает: прежде чем повысить планку требований к работникам, нужно чтобы они как следует изучили оборудование и новые комплектующие. Ведь если перед работником сразу же поставить завышенные задачи, он их не сможет выполнить. Поэтому ужесточение устанавливаемых показателей происходит по мере обучения людей, приобретения ими новых навыков, создания для них достойных условий труда. В дальнейшем же требования к качеству работы будут повышаться. Остановиться на достигнутом, значит, никогда не выйти на приличный международный уровень качества.

Кстати, система поощрения качественного труда распространяется не только на рабочих. Так, наиболее жесткие нормативы установлены для службы по закупкам, возглавляемой вице-президентом акционерного общества. Ведь многие водители, чертыхаясь за рулем вазовского автомобиля, даже не подозревают, что "полетевший" стартер или неработающий бортовой компьютер - это вина не столько рабочих на конвейере, сколько вазовских снабженцев, приобретающих некондиционные комплектующие у поставщиков. Хотя новая схема действует недавно, уже сегодня можно твердо сказать: ответственность работников, обеспечивающих завод электроникой, фарами и колесами, существенно выросла.

Автор:

Андрей КАНТЕЕВ
Заместитель председателя профкома АО "АвтоВАЗ"
Другие материалы интернет-журнала "Нано Дайджест":

Разработки нанотехнологии. Уходящий 2011 год оказался не менее плодотворным на различные интересные инновации в области нанотехнологий, чем предыдущий.

Что такое нанотехнологии. Появившись совсем недавно, нанотехнологии все активней входят в область научных исследований, а из нее – в нашу повседневную   жизнь. 

Нанороботы. Современная наука и инженерия нуждаются в помощи роботизированной техники для решения различных задач.

Нанотехнологии в косметике. Масштабы использования наночастиц в производстве косметики растут с каждым годом, и, как считают производители, в этом нет ничего дурного.