Минимальная зарплата как социальная гарантия и элемент системы оплаты труда

// // Интересное в сети //

Государственный минимум заработной платы выступает в качестве социальной гарантии и нижней границы оплаты труда. Минимальная заработная плата отражает минимально приемлемую для данных экономических условий величину потребления и является базой для определения размера оплаты труда наименее квалифицированного работника. В любом случае она призвана стабилизировать социально-экономическую ситуацию.

Подходы к определению уровня минимальной заработной платы, или совокупности потребностей, которые она должна обеспечить, существенно разнятся по странам (табл. 1): в одних ставится задача поднять минимальную заработную плату до прожиточного минимума, в других - обеспечить достойный уровень жизни. В первом случае установление минимальной зарплаты направлено на преодоление бедности и предусматривает защиту наименее квалифицированных работников. Во втором - на обеспечение такого уровня оплаты труда, который позволяет удовлетворить основные потребности работников и членов их семей. Минимальная заработная плата может также выполнять функцию регулятора всей системы оплаты труда.

Минимальная заработная плата как государственный стандарт раньше других стран начал использоваться (с 1907 г.) в Австралии.

В Германии минимальная заработная плата как государственный социальный норматив не устанавливается. Вместо нее используется минимальная тарифная ставка, которая определяется в тарифном соглашении.

Но во всех странах, где существует институт минимальной заработной платы, она постоянно повышается. Динамику ее изменения можно проследить на примере США. Законодательным актом, регулирующим оплату труда в этой стране, является закон о трудовых нормативах - Fair Labor Standards Act (FLSA), принятый в 1938 г. В соответствии с ним предусматривается постепенное повышение минимальной часовой заработной платы (табл. 2).

Условно можно выделить четыре модели установления и изменения минимальной заработной платы, применяемых в западных странах: законодательное регулирование, регулирование исполнительными органами власти, регулирование исполнительными органами власти на основе рекомендаций трехсторонних представительских комитетов и на основе трехсторонних соглашений. Так, в США минимальная часовая оплата труда регулируется либо законодательством, либо трехсторонними соглашениями между представителями государства, профсоюзов и работодателей. Она устанавливается как общегосударственный норматив, но может вводиться и на региональном уровне. Причем региональные минимумы заработной платы, устанавливаемые законами штатов, в одних случаях выше ее общефедерального размера, в других - ниже.

Наиболее общие моменты, касающиеся сущности минимальной заработной платы и основных аспектов ее регулирования, отражены в конвенциях и рекомендациях МОТ. В ее Уставе в качестве одной из основных задач провозглашено достижение "...гарантии заработной платы, обеспечивающей удовлетворительные условия жизни...". Однако возможности МОТ в этой области остаются весьма ограниченными.

Тем не менее еще в 1928 г. были приняты Конвенция № 26 и Рекомендация № 30 о выработке и применении процедуры установления минимальной зарплаты. Конвенция № 99 (1951 г.), посвященная процедуре установления минимальной заработной платы в сельском хозяйстве, определяет ориентиры для организации социальной защиты работников этой отрасли. Представители профсоюзов в МОТ на протяжении многих лет настойчиво ставили вопрос о принятии всеохватывающего и всеобязывающего международного акта по вопросам минимальной заработной платы. В результате в 1970 г. были приняты соответствующие Конвенция № 131 и Рекомендация № 135. В соответствии с Конвенцией установленная минимальная заработная плата имеет силу закона и не подлежит понижению, а неприменение этого положения влечет за собой уголовные или иные санкции. В этом документе сформулированы критерии определения уровня минимальной заработной платы: потребности трудящихся и их семей, стоимость жизни, общий уровень заработной платы и социальных пособий; производительность труда, поддержание высокого уровня занятости.

В соответствии с Рекомендацией МОТ № 135 "...основной целью установления минимальной заработной платы должно быть предоставление лицам, работающим по найму, необходимой социальной защиты в отношении минимально допустимых уровней заработной платы". Особенно важно положение о том, что минимальная заработная плата должна пересматриваться с учетом стоимости жизни и других экономических условий.

Мировое сообщество в лице соответствующих международных организаций (ООН и, прежде всего, МОТ) давно признало, что заработная плата ниже 3 долл. в час обрекает человека на полуголодное существование. В России соответствующие показатели существенно ниже. Исходя из того, что размер минимальной заработной платы зависит от уровня благосостояния общества и от проводимой социальной политики, в нашей стране минимальная заработная плата ориентирована на приближение к прожиточному минимуму. Согласно Закону "О прожиточном минимуме в Российской Федерации", который вступил в силу с 1 января 1998 г., его расчеты осуществляются на основе Методических рекомендаций по определению потребительской корзины для основных социально-демографических групп населения в целом по Российской Федерации и в субъектах Российской Федерации (они утверждены постановлением Правительства РФ № 192 от 17 февраля 1999 г.), постановления Правительства РФ № 232 от 16 марта 2000 г. "О внесении изменений и дополнений в Методические рекомендации по определению потребительской корзины для основных социально-демографических групп населения в целом по Российской Федерации и в субъектах Российской Федерации" и Методики исчисления величины прожиточного минимума в целом по Российской Федерации, утвержденной совместным постановлением Минтруда России и Госкомстата России № 36/34 от 28 апреля 2000 г.

Следует помнить, что прожиточный минимум, ориентированный на минимально допустимые размеры потребления наиболее важных для человека материальных благ и услуг, не обеспечивает нормального воспроизводства рабочей силы, так как не учитывает полного набора товаров и услуг, необходимых для удовлетворения первоочередных материальных и культурных потребностей. Поэтому его надо рассматривать только как временный ориентир в социальной политике, ограниченный периодом кризисного состояния экономики. В перспективе минимальная заработная плата должна обеспечить потребление на уровне минимального потребительского бюджета.

В настоящее время в соответствии с действующим Федеральным законом "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" от 24 октября 1997 г. № 134-ФЗ сроки и размеры повышения минимальной оплаты труда следует устанавливать исходя из необходимости поэтапного повышения минимальной оплаты труда в Российской Федерации до величины прожиточного минимума (ПМ) трудоспособного человека. По мере роста потребительских цен и ПМ минимальная оплата труда, а также стипендии, пенсии и другие социальные выплаты должны индексироваться. Поскольку основой благосостояния общества в целом является труд, темпы увеличения минимальной заработной платы должны быть выше темпов роста социальных выплат. Повышение минимальной оплаты труда наиболее оправданно увязывать с темпами роста потребительских цен, если они превышают 6% в год.

Минимальная месячная оплата труда до недавнего времени выполняла не свойственную ей роль технического норматива при определении размеров стипендий учащимся, пенсий, социальных выплат, предусмотренных законодательством, определении размеров налогов, штрафных санкций и т.д. В соответствии с действующим в настоящее время Законом "О минимальном размере оплаты труда" от 19 июня 2000 г. № 82-ФЗ с июля 2001 г. минимальный размер оплаты труда, установленный в сумме 300 руб. в месяц, применяется исключительно для регулирования оплаты труда и выплаты пособий, связанных с исполнением трудовых обязанностей. Для определения социальных пособий, выплат и т.д. с 1 января 2001 г. используется базовая сумма, равная 100 руб.

Постепенное приближение минимальной заработной платы к прожиточному минимуму и минимальному потребительскому бюджету растянулось на годы. Но даже когда у государства (и его бюджета) появились дополнительные доходы (благодаря высоким мировым ценам на энергоносители), оно не спешит сколько-нибудь существенно повысить минимальную заработную плату, возместить "недостачу" по оплате труда работников.

На необоснованно низкий уровень минимальной заработной платы указывает ее соотношение со средней заработной платой. В 2000 г. оно составляло примерно 6% (в 1990 г. в СССР - 27%), в то время как в развитых рыночных экономиках это соотношение колебалось от 31 до 57%, а в среднем - в пределах 44%.

Существует несколько вариантов установления минимальной заработной платы и способов ее регулирования. Так, в соответствии с концепцией государственной политики в сфере заработной платы предлагается осуществить постепенный переход на новый социальный стандарт заработной платы - минимальную часовую оплату труда, которая позволит более гибко учитывать условия найма работников, занятых неполный рабочий день, принять нормативные акты, предусматривающие условия почасового найма.

Заслуживает внимание мнение специалистов относительно перехода от единой минимальной заработной платы по стране к дифференцированной по субъектам Федерации. Это предлагается сделать, используя в каждом субъекте установленное в государственном бюджете на очередной год соотношение минимальной заработной платы и прожиточного минимума.

Автор:

Анна ФЕДЧЕНКО
Кандидат экономических наук
Воронежский государственный университет