Как привлечь инвесторов в российское тяжелое машиностроение?

// // Интересное в сети //

Инвесторы и банкиры неохотно вкладываются в российское тяжелое машиностроение, особенно на начальных этапах реализации проекта. А отечественные промышленники столь же неохотно раскрывают информацию о своем бизнесе. Игорь Кузнецов не исключение: акции ни одной из его компа­ний не котируются на бирже. Как найти средства и при этом избежать ненужной публичности? Три года назад под эгидой полпреда президента в Сибирском федеральном округе Анатолия Квашнина г-н Кузнецов начал работу по созданию площадки взаимного проникновения капитала из России и Китая, а также Малайзии и Сингапура, которая открылась в июле 2010-го.

Партнером ГК «Фактор» выступила китай­ская биржа China Beijing Equity Exchange Group (CBEX Group). Правда, глава China Window Capital Ltd Александр Зайнигабдинов относится к данной инициативе с осторожностью. Год назад его компания рассматривала возможность сотрудни­чества с CBEX Group, но решила не работать с ней напрямую, поскольку основные клиенты биржи - госпредприятия, доля в которых должна продаваться через конкурсные торги. Однако новосибирского бизнесмена это не смущает: он утверждает, что правила игры ему знакомы, и планирует привлечь через новую площадку более 0,5 млрд долларов. Осваиваются и новые место­рождения в Сибири.

Все это вызывает у отраслевых компаний потребность в дополнительном финансировании и означает, что для банка этот рынок весьма привлекателен», - поясняет он. Но даже на фоне игроков второго эшелона - «Южтрубо- проводстроя», «Новы» и еще десятка фирм поменьше-детище Игоря Кузнецова выглядит скромно. «В сегменте несколько крупных компаний, рынок насыщен, - считает аналитик по нефтегазовой отрасли Альфа-Банка Александр Беспалов. - А новичкам тяжело выигрывать тендеры нефтегазовых гиган­тов из-за того, что при выборе подрядчика рассматривают­ся опыт участия в похожих проектах, длительность взаимо­отношений, финансовая стабильность».

С ним согласен и гендиректор East European Gas Analysis Михаил Корчемкин, отводящий сибирякам роль второго плана. «Главные контрак­ты получают фирмы первого эшелона. Но, думаю, у игроков типа «Сибтрубопроводстроя» есть шанс стать субподрядчи­ками лидеров рынка», - полагает он. Эксперт уверен, что для этого нужно всего лишь уметь прокладывать трубы, тогда как генподрядчику необходимо иметь связи. Между тем, по мнению Кирилла Наконечного, именно связи с сильными мира сего - основной конек Игоря Кузне­цова.

«У него есть лоббистские возможности на федеральном уровне - без этого за заказы «Газпрома» и нефтяников бороться было бы бесполезно», - утверждает аналитик. Да и сам владелец «Фактора» полон оптимизма: сегодня почти 80% заказов в его портфеле - подряды газовой монополии, остальное - в основном субподряды лидера рынка, компании «Стройгазмонтаж» Аркадия Ротенберга.

Однако за­цикливаться на трубостроении г-н Кузнецов не намерен. 1 кшротив, борьбу за приглянув­шийся сегмент он начал по всем фронтам: три года назад выкупил у новосибирской обл­администрации нефтебазу «Красный Яр» за 15 млн долларов. Этот актив стал ядром смеж­ного с трубостроительным направления, ко­торое, по прогнозам предпринимателя, будет приносить сотни миллионов долларов в год. С января 2010-го «Роснефть» перегоняет через нефтебазу до 20 тыс. тонн нефтепродуктов.

Группа компаний «Красный Яр» занимается также производством резервуаров для «Газпрома», «Роснеф­ти», Росатома и газораспределительных станций. Кроме того, у «Сибтрубопроводстроя» появились заветные инфраструк­турные объекты в Сочи, которые будут обслуживать Олимпиаду топливом. В 2010-м выручка «Фактора» по трубостроительному направлению составила 650 млн долларов. В концепцию создания крупного холдинга укладывает­ся и строительство в Западной Сибири завода по производ­ству техники в сотрудничестве с Caterpillar.

Это позволит существенно сэкономить на доставке тяжелых строительных машин на будущие стройки бизнесмена и снизить себестои­мость подрядных работ «Сибтрубопроводстроя» - немало­важный фактор для победы в тендерах госмонополий. Что­бы привлечь необходимые для развития средства, летом 2010 года Игорь Кузнецов открыл инвестиционную площад­ку для взаимного проникновения капитала из Китая, стран Юго-Восточной Азии и России. Если идея выгорит и ему удастся создать дееспособный машиностроительный хол­динг, то новосибирский «переговорщик» вскоре может на равных войти в российскую элиту собственников, знакомых ему еще со времен империи Льва Черного.В В концепцию создания крупного холдинга укладывает­ся строительство в Западной Сибири завода по производ­ству техники в сотрудничестве с Caterpillar.

Это позволит существенно сэкономить на доставке тяжелых строительных машин на будущие стройки бизнесмена и снизить себестои­мость подрядных работ «Сибтрубопроводстроя» - немало­важный фактор для победы в тендерах госмонополий. Что­бы привлечь необходимые для развития средства, летом 2010 года Игорь Кузнецов открыл инвестиционную площад­ку для взаимного проникновения капитала из Китая, стран Юго-Восточной Азии и России. Если идея выгорит и ему удастся создать дееспособный машиностроительный хол­динг, то новосибирский «переговорщик» вскоре может на равных войти в российскую элиту собственников, знакомых ему еще со времен империи Льва Черного.

Желание г-на Кузнецова скооперироваться с Caterpillar понят­но: он планирует создать холдинг, который предоставлял бы полный спектр логистических и строительных услуг нефтега­зовым гигантам. Эта мысль появилась у него еще пять лет назад после знакомства с Александром Поветьевым, гендиректором треста «Сибтрубопроводстрой» - небольшого регионального игрока трубостроительного рынка. Предприятию требова­лись инвестиции, и г-н Кузнецов принял решение о выделении средств в считанные часы. «Этот бизнес должен быть просто выдающимся, и я не мог понять, почему он в тот момент прозя­бал», - вспоминает владелец «Фактора». По данным компании «Стройтрансгаз». емкость российского рынка магистральных трубопроводов сегодня составляет 60 млрд долларов, а общую их протяженность аналитики «Фактора» оценивают более чем в 300 тыс. км.

Кроме того, по информации «Роснефтегазстроя», свыше 60 тыс. км труб уже выработали свой расчетный ресурс, что, конечно же, на руку сервисному бизнесу. При мысли о подобных масштабах у  Игоря Кузнецова заго­раются глаза. «Ниша огромная: хочешь - занимайся бурением, хочешь-разведкой месторождений, ремонтом техники или ее созданием. Я до сих пор не вижу ограничений размера этого проекта»,- считает он.

Сегодня «Сибтрубопро­водстрой» строит и ремонтирует магистраль­ные трубопроводы во всех уголках России: на Сахалине, в Сибири, Хабаровском крае, Яку­тии, Поволжье и на Ставрополье. В 2008-м ком­пания совместно с «Газпромом» приступила к работе на Кшукском газовом месторождении на Камчатке. Еще один крупный проект - обу­стройство Верхнечонского нефтегазоконденсатного месторождения (проект «Роснефти», оцениваемый в 3,5 млрд долларов) и строи­тельство трубопровода к нему. Управляющий филиалом «Новосибир­ский» банка «ГЛОБЭКС» (кредитует проекты «Сибтрубопроводстроя») Василий Ожередов констатирует, что за последние 30 лет обору­дование действующих трубопроводов износи­лось и требует замены.

Другие материалы интернет-журнала "Нано Дайджест":

Разработки нанотехнологии. Уходящий 2011 год оказался не менее плодотворным на различные интересные инновации в области нанотехнологий, чем предыдущий.

Что такое нанотехнологии. Появившись совсем недавно, нанотехнологии все активней входят в область научных исследований, а из нее – в нашу повседневную   жизнь. 

Нанороботы. Современная наука и инженерия нуждаются в помощи роботизированной техники для решения различных задач.

Нанотехнологии в косметике. Масштабы использования наночастиц в производстве косметики растут с каждым годом, и, как считают производители, в этом нет ничего дурного.

Нанотехнологии в медицине. Идеи современной наномедицины были упомянуты еще Ричардом Фейнманом в его знаменитой лекции «Там внизу есть много места» в 1959 году.

Нанотехнологии и экология. Опасны ли нанотрубки для зеленых водорослей? В последнее время на фоне достижений в области нанотехнологий не раз раздаются предупреждения о возможных последствиях их внедрения.