Проблемы чиптюнинга

// // Интересное в сети //

Множество статей из раз­ных источников описывают, как это хорошо,... ЧИПТЮНИНГ! Но почти везде умал­чивают, либо забывают упо­мянуть, о том, на какие проблемы можно "попасть" при проведении програм­мирования блока управле­ния двигателем.

Рассмотрим стандартный подход: пришла в работу машинка Хундай Туксон 2.0л (здесь и далее я рас­скажу о конкретных случаях, из практики произошедших со мной, или с моими това­рищами по работе). Откры­ваю ЭБУ, 167 проц, внешний флеш 29F400. Пытаемся вычитать через бутстрап - пусто (толи Серега с драй­верами что-то напутал, толи погода была нелетная). Времени нет, клиент ждет, ставлю плату не нижний по­догрев, 120 градусов, фе­ном 10 секунд прогреваю ноги флеша, поднимаю, в программатор, читаем, пи­шем тюгинг, паяю обрат­но....а в ответ тишина... на диагнозу не выходим, мо­тор не заводится.

Тут же на стол, подаю питание к ЭБУ, смотрю обмен по шине данных и адреса. На одной адресной ноге - тишина. Прозваниваю - сидим на земле! Режу дорожку возле проца и возле флеша (обхо­жу переходные отверстия и внутренние слои платы), бросаю воздушку - зарабо­тало!!! Обмен пошел! Об­легченно вздыхаем, отдаем тюнингованую машину счастливому хозяину. При температурном воздей­ствии на плату, произошла деформация внутренней структуры текстолита. Хоть и были предприняты все меры для обеспечения бе­зопасности пайки флеша, (равномерный нагрев всей платы, для уменьшения ее деформации и снятия нап­ряженности при локальном нагреве ног микросхемы памяти) произошло замы­кание внутренних слоев пе­чатной платы. Вывод: очень часто (осо­бенно у корейских автомо­билестроителей), с кон­вейера выходят явно ширпотребовские, удешевлен­ные по всем параметрам изделия. Что аппаратная часть ЭБУ (электронные компоненты и качество пе­чатной платы) что програм­мная, желают быть много лучшими. Волка бояться - в лес не ходить.

Ауди А8 3.3 битурбо. Сня­ли, открыли электронный блок управления (ЭБУ). Банально статический разряд вышибает весь процессорный комп­лект (проц, флеш и вся переферия) по P0L.4/AD4. Процессор с подходящей маской найти не удалось. Купили за $1200 новый блок управления. Вывод: перед любыми операциями с ЭБУ, сначала дотрагиваемся до полигона заземления и снимаем ста­тическое напряжение между печатной платой и инстру­ментом, а уже потом произ­водим измерения, пайку и прочее.

Микас 10.3/11. Стандарт­ная ошибка: в М11 решил залить абитовскую прошив­ку от Таврии. Залилось, но не заводится. Лью обратно М11 - связи нет, авто не за­пускается. Чищу флеш и еепром, лью родной софт и еепром. На диагнозу не от­вечает. Выбираю в диагнос­тике как 10.3 - открылся. В идентификаторах полный бред, там и абит, и м11 при­сутствует. В комплектации мап и пр. Как сделать об­ратно м11? Да никак. При перезаписи были изменены конфигурационные биты процессора. Каждый бит можно поставить в единицу, но в ноль, его переписать нельзя. Только замена про­цессора. Специально для таких случаев закупил не­большую партию STIO-ых процессоров. Вывод: в М10.3\11, можно записы­вать только оригинальный, считанный именно с этого ЭБУ и по усмотрению моди­фицированный софт. Применение сто­ронних прошивок недопус­тимо.

Лансер X. В ЭБУ мотор­ного используется Renesas 32-bit RISC SH7055 микроп­роцессор. Для программи­рования можно использо­вать Tactrix OpenPort 2.0, что многие и делают. Для чтения процессора, OpenPort переводит про­цессор в режим програм­мирования и посылает ло­гин. Дальше процесс прог­раммирования останавли­вается. Процессор замира­ет в режиме программиро­вания. Двигатель не заво­дит. Отключение питания, сброс ошибок и прочие тан­цы с бубном не помогают. Необходимо завершить процесс программирова­ния (что запись, что чтение, для этого проца есть ре­жим программирования)! Продвинутые тюнинговые ателье открывают процес­сор одним,стандартным, логином а закрывают дру­гим. В результате баналь­ная попытка прочитать флеш старым логином при­водит к неисправности ЭБУ моторного. Мне 3 дня пришлось потратить, чтоб разобраться с этой пробле­мой и научиться выводить проц из режима незакон­ченного программирования корректно.

Данная пробле­ма касается всех без исключения ЛансерХ 1.5литра, Сольт 1 .Зл и некоторых тюнингованых 2.0л. Хундай сантафе 2.2 CRDI, Туксон 2.0 CRDI, Kia Ceet 1.5 CRDI EDC 16C39 при прог­раммировании моторного блока Galetto OBD Flasher в EEPROM теряется кодиров­ка типа трансмиссии (АТ/МТ) и светится лампоч­ка неисправности на щитке приборов. Произвести ко­дирование дилерским обо­рудованием не удается. Приходится вскрывать ЭБУ и в программаторе ручками править ЕЕПРОМ. На мно­гих других типах ЭБУ Galetto некорректно рабо­тает с ЕЕПРОМ. Крайне же­лательно перед програм­мированием блока, выпаи­вать и делать ре­зервную копию дампа. 

В моторном стоит  МС912DT128PMPV. Для чтения/записи этого процессора можно исполь­зовать программатор ETL. Только он несовсем кор­ректно работает с данной маской процессора и за­частую выдает сообщение о том, что нужно дополни­тельно подать напряжения программирования 12 вольт на 97-й, тестовый вывод. Подали. Шваркнуло, задымилось. В процессоре дырка. Выгорел только SPI интерфейс управления драйвером вентиляторами, компрессором кондицио­нера и бензонасосом. На­сос включили напрямую и о чудо!!! Двигатель завелся, с дырой в процессоре и оши­бок нет! Понятно процес­сор поменяли. Нашли толь­ко в Москве у своих, тех, кто раньше нас наткнулся на данную проблему.

Машин­ку настроили. На ней, кста­ти, вместе с Андреем Шуль­гиным отстроили новый скрипт, для осциллографа Постоловского, определе­ния момента и мощности двигателя по сигналу с дат­чика коленвала. Три разго­на автомобиля на второй передаче с XX до отсечки на заводской и три на тюнин- говой прошивке дал такие графики (красным цветом тюнинг): по осциллограммам сня­тым при тесте авто, решили провести оценку неравно­мерности момента двигате­ля и участия каждого цили­ндра в суммарной мощности двигателя. Нашли очень ин­тересный фрагмент. На од­ном из разгонов, на станда­ртной прошивке из-за пере­обедненной смеси при обо­ротах 1200-1500, один ци­линдр явно отказался рабо­тать. Это четко видно на гра­фике поцилиндрового при­ращения скорости. Оптими­зация топливоподачи и УОЗ привела к более стабильным параметрам момента мото­ра при тестировании. Быстродействия осцил­лографа для того чтобы можно было видеть эффек­тивность работы каждого цилиндра хватает только до 3000об\мин. На 4-ом ос­циллографе Постоловского (заявлена частота дискре­тизации 250мггц) можно будет оценивать момент каждого цилиндра в отдель­ности и строить поцилинд- ровые графики мощности двигателя от оборотов.

Другие материалы интернет-журнала "Нано Дайджест":

Разработки нанотехнологии. Уходящий 2011 год оказался не менее плодотворным на различные интересные инновации в области нанотехнологий, чем предыдущий.

Что такое нанотехнологии. Появившись совсем недавно, нанотехнологии все активней входят в область научных исследований, а из нее – в нашу повседневную   жизнь. 

Нанороботы. Современная наука и инженерия нуждаются в помощи роботизированной техники для решения различных задач.

Нанотехнологии в косметике. Масштабы использования наночастиц в производстве косметики растут с каждым годом, и, как считают производители, в этом нет ничего дурного.

Нанотехнологии в медицине. Идеи современной наномедицины были упомянуты еще Ричардом Фейнманом в его знаменитой лекции «Там внизу есть много места» в 1959 году.

Нанотехнологии и экология. Опасны ли нанотрубки для зеленых водорослей? В последнее время на фоне достижений в области нанотехнологий не раз раздаются предупреждения о возможных последствиях их внедрения.