Великие иллюзионисты

// // Интересное в сети //

Иллюзионисты прошлого были популярны не меньше современных звезд или шоуменов - они буквально творили чудеса на глазах внимательной публики. И даже скептики вынуждены были признать огромные таланты и способности, которыми владели великие иллюзионисты. В этой статье мы расскажем о трюках, которыми прославились самые великие иллюзионисты прошлого.

Граф Сен-Жермен (1696-1785)

Легенда гласит, что в государственном перевороте 1762 года, в результате которого на трон взошла Екатерина II, участвовал, среди прочих, граф Сен-Жермен, друг Алексея и Григория Орловых. Исследователи уверяют, будто легенда не гласит, а бесстыдно врет, а Сен-Жермен — обычный проныра и обманщик, который умудрился стать ученым, химиком, врачом, полиглотом, музыкантом, политиком, дипломатом и доверенным лицом Людовика XV. Сам же граф Сен-Жермен на голубом глазу рассказывал, что он бессмертен, родился на заре времен и при этом приходится сыном принцу Ракоци (1676-1735) из Трансильвании.

Еще Сен-Жермен утверждал, будто умеет выращивать драгоценные камни и может из десятка мелких алмазов собрать один крупный очень чистой воды, а в доказательство предъявлял великолепную коллекцию самоцветов. Он почти не ел во время приемов, потому что бессмертие требует особой диеты, зато рассказывал забавные анекдоты из жизни исторических личностей — да так, будто сам был свидетелем этих случаев (даром что речь шла, скажем, о Понтии Пилате).

В общем, для талантов графа обычная сцена оказалась слишком тесной, и он превратил в блистательное шоу всю свою жизнь, которая на 88 году как будто закончилась... Только вот в истории есть сведения о том, что Сен-Жермен гастролировал и в 1785 году, выступая на собраниях масонов. Граф Калиостро был современником Сен-Жермена и позаимствовал у него немало идей — например, Калиостро заставил своих слуг говорить, что они знают его еще с тех пор как были детьми и за все эти годы граф ничуть не изменился.

Людвиг Деблер и яйца

Людвиг Деблер, известнейший в XIX веке иллюзионист, пообещал королю Пруссии Фридриху Вильгельму IV добыть все, что угодно, прямо из воздуха. "Можете добыть мне армию?" — скептически спросил король. В ответ Деблер протянул ему корзину, наполненную куриными яйцами, и предложил выбрать любое. Избранное королем яйцо Деблер положил на стол, под стеклянный колпак; потом снял колпак и разбил яйцо. Тут же вверх полетели гирлянды цветов, и среди них показался помощник артиста, одетый генералом. "Неужели у вас в каждом яйце по генералу?" — спросил король. Тогда Деблер повторил фокус, но на этот раз в его инкубаторе вылупился полицейский. "Простите, Ваше Величество, это яйцо было тухлое", — сказал иллюзионист.

Итак, дамы и господа, у меня в руках, как видите, самая обыкновенная колода в 32 карты. Назовите, пожалуйста, любые две масти. Пики и трефы? Замечательно! Значит, у нас остались бубны и червы. Назовите теперь любую из оставшихся двух мастей. Червы? Я нисколько не удивлен! Значит, у нас остались бубны — восемь карт, начиная с туза и кончая семеркой... Назовите любые четыре карты из этих восьми...

Интересно? Разумеется, интересно! Потому что еще через пару секунд вас ловко надуют, искусно облапошат, вынут из кармана загаданную карту, а из бумажника — последнюю купюру. И вы еще будете громко аплодировать и вопить браво. Ведь все мы любим, когда нас обманывают. Но не просто так — а красиво.

Гарри Гудини (1874-1926)

Родился в Будапеште (тогда это была Австро-Венгрия), но очень скоро перебрался с родителями в Соединенные Штаты, которые и считаются родиной самого распиа- ренного фокусника всех времен и народов.
Гудини своими трюками доводил толпу до священного ужаса — он выбрался из мешка, подвешенного на крыше небоскреба; во время гастролей в Лондоне его в наручниках и кандалах с арестантской гирей сбросили в Темзу, а через несколько минут он всплыл с оковами в руках; Европа была в шоке от "Исчезновения живого слона": животное прятали под покрывалом, потом покрывало снимали — и слон исчезал. Во всяком случае, зрители его больше не видели. В России Гудини сбегал из камер в Бутырке и Петропавловской крепости, в Нью-Йорке собирал у зрителей носовые платки, прятал их в пакет и поджигал — а потом всех пострадавших отвозили к статуе Свободы, и там на верхней смотровой площадке находили ящик со всеми "сгоревшими" платками. Сторожа, разумеется, уверяли, что ни одна живая душа мимо не проходила.

Едва познакомившись, Гудини и Конан Дойль быстро подружились, но потом рассорились в пух и прах: скептик Гудини хорошо знал цену фокусам, а сэр Артур твердо верил в сверхъестественное, обожал спиритические сеансы и безумно злился, что у Гудини не хватает храбрости признать себя одаренным медиумом.

Умер Гудини накануне Хэллоуина (скорее всего, это произошло из-за воспалившегося и лопнувшего аппендикса), оставив жене секретный код, без которого медиумы и прочие шарлатаны "не смогли бы вызвать его истинный дух": Гудини не выносил спиритов, с удовольствием их разоблачал и не мог допустить, чтобы они взяли верх хотя бы после его смерти.

Финеас Тейлор Барнум (1810-1891)

Талантливый антрепренер и король надувательства еще ребенком устраивал лотерею для мальчишек и в качестве призов предлагал негодный товар из отцовской лавки. В 19 лет Барнум учредил газету, но скоро сел в тюрьму за клевету, а освободившись, уехал в Нью-Йорк. Там Барнум начал с того, что приобрел древнюю как мир негритянку за 1000 долларов, разучил с ней биографию Джорджа Вашингтона и заявил, что эта женщина вырастила покойного президента, в доказательство предъявив бумаги, из которых следовало, что "няньке" 161 год. Журналисты раздули это до уровня сенсации, народ хлынул на представления, а когда интерес публики угас, Барнум через подставных лиц разместил несколько статей о скандальном разоблачении, сообщив, что негритянка — качественно изготовленная кукла- робот. Народ опять стал расхватывать билеты, чтобы убедиться в подмене лично, но вскоре "кукла" умерла. Чехарду с подменой робота трупом человека газеты продолжили самостоятельно, а Барнум нашел себе дело поинтереснее. Он купил музей, где выставил всякий мусор вроде мумии фараона, белого негра и тела русалки с Фиджи, состряпанного из чучел обезьяны и рыбины. В том же музее давали представления великаны и карлики, волосатые женщины, дикари и труппа "цыган-альбиносов". После музея появился цирк Барнума, где публику веселили сиамские близнецы Банкеры, русский мальчик с песьей головой (Федор Евтищев, подросток с гипертрихозом, оволосением лица и тела), человек-скелет и другие уникумы. В 1880-е годы цирк Барнума объединился с цирком Джеймса А. Бэйли, и появился The Barnum and Baily Circus, в котором представления шли сразу на трех сценах. Барнум считал что так и должно быть: "Люди охотно позволяют себя дурачить, если это их забавляет", — объяснял он.

7 фактов о Барнуме

  1. Барнум терпеть не мог медиумов и предсказателей за то, что они наживались на человеческих несчастьях. Он предложил 500 долларов тому, кто сумеет доказать, что действительно способен контактировать с умершими. Никто так и не рискнул принять пари.
  2. Барнум вступил в партию республиканцев, попал в законодательное собрание штата Коннектикут, боролся за искоренение рабства и даже баллотировался в Конгресс США, а в 1875 г. стал мэром Бриджпорта.
  3. Барнум помог открыть Бриджпортскую городскую больницу и стал ее первым директором.
  4. Его знали все: письмо из Новой Зеландии с адресом "Мистеру Бар- нуму, Америка" нашло адресата.
  5. Когда звезда Барнума — лилипут Чарльз Страттон ("Генерал Том Тамб") решил жениться, босс устроил ему грандиозную свадьбу, не забыв превратить ее в шоу.
  6. Барнум всегда говорил: если вы хотите провернуть дельце и у вас есть всего пятерка, 4,5 доллара стоит пустить на рекламу.
  7. В конце XIX века биографии Фи- неаса Барнума обогнали по тиражу все книги, кроме Нового Завета.

 
Вольф Мессинг (1899-1974)

Говорят, именно он предсказал скорую и бесславную гибель Гитлеру, если тот "повернет на восток", поэтому Мессинга разыскивали гестаповцы, так что в 1939 году ему пришлось оставить родной городок под Варшавой и пробираться в СССР. А задолго до этого 11-летний Мессинг сбежал из отцовского дома и отправился в Берлин, и, поскольку денег на билет у него не было, решил ехать зайцем, спрятавшись в вагоне под лавкой. Но кондуктор все равно нашел его и выудил на свет — тогда Вольф протянул ему клочок газеты, подобранный на полу, и отчаянно пожелал, чтобы клочок оказался билетом. Кондуктор преспокойно прокомпостировал бумажку и посоветовал мальчишке выбрать место поудобней, а не отсиживаться на полу.

Когда Мессинга все-таки арестовали и должны были отправить в концлагерь Майданек, он, сосредоточившись, мысленно позвал в камеру охранника, потом еще одного... а потом офицера — и так до тех пор, пока не собрал всех тюремщиков возле себя. Тогда Мессинг тихонько вышел, закрыл незадачливую охрану в камере и сразу двинул в Советский Союз, где скоро стал героем эстрады и народных мифов: любое событие в его жизни немедленно обрастало легендами, в которых сегодня почти невозможно разобраться. Окончательно запугали дело мемуары — "Вольф Мессинг. Книга о самом себе", которые в 1965 году написал заведующий отделом науки "Комсомольской правды" Михаил Васильевич Хвастунов. Говорят, на роль автора его выбрал сам Вольф Григорьевич — только вот эти мемуары были не столько написаны, сколько сфабрикованы, причем, возможно, по поручению самого Мессинга. Ну а что вы хотели? Сцена дело такое: не напустишь туману — гастролям конец!