Что такое НЛП

// // Образование //

Вы владеете нейро-лингвистическим программированием (НЛП)? Давайте проведем тренинг по НЛП! Когда мы будем проходить НЛП?” - часто приходится слышать тренеру от различных групп обучающихся. При этом никто толком не может объяснить, что такое НЛП. Одни полагают, что это – магическое знание, овладев которым человек непременно добивается успеха. Другие – что это новые продвинутые сверхчеловеческие методы воздействия на мозг. И все-таки что такое НЛП?

НЛП: прекрасно и загадочно, но не знакомо

Нейро-лингвистическое программирование (НЛП) было создано в США в начале 70-х годов прошлого века программистом Ричардом Бендлером и лингвистом Джоном Гриндером. Обоих объединила интерес к психологии, ставшей предметом их живейшего профессионального интереса. От этого интеллектуального союза и родилось новое направление практической психологии, цель которой – помочь человеку успешно пользоваться собственными и чужими особенностями восприятия и речи так, чтобы достичь необходимого результата в общении и самоощущении.

Основой нового направления психологии послужили длительные исследования Бендлером и Гриндером самых успешных навыков и техник таких крупнейших психотерапевтов, как Милтон Эpиксон (основатель школы гипноза, названного впоследствии “эpиксонианским”), Виpжиния Сатиp (известный семейный психотеpапевт) и Фpиц Пеpлз (основатель гештальт-теpапии).

“Нейро-” напоминает, что поведение берет начало в неврологических процессах видения, слушания, восприятия запаха, вкуса, прикосновения и ощущения, которыми человек может воспользоваться для диагностики поведения других и управления собственными реакциями. “Лингвистическое” означает тонкое и психологичное использование определенных языковых приемов для воздействия на других. “Программирование” подразумевает четкие и алгоритмизированные психотехнологии воздействия на поведение.

НЛП – это сильная и действенная техника, которая может дать высокие результаты, если ее использовать грамотно и профессионально. В то же время, эта техника может сильно запутать или ввести в заблуждение того, кто поддался существующим вокруг нее мифам.

НЛП – это сильная и действенная техника, которая может дать высокие результаты, если ее использовать грамотно и профессионально. В то же время, эта техника может сильно запутать или ввести в заблуждение неопытного человека.

Миф первый: НЛП – это панацея

“Я могу провести обучение персонала на любую тему, - утверждает тренер, - Я ведь прошел несколько ступеней тренинга по НЛП”. После этих слов, тренер обходит компании и с завидной уверенностью предлагает всем группам обучающихся одни и те же методы НЛП. Ему неважно, какую проблему компания хочет решить: муштровать ли нерадивых продавцов, учить ли секретарей отвечать по телефону, или мотивировать менеджеров управлять своим временем. Во всех этих и в десятке других случаев, группы обречены на слушание длинных и непривычных слов типа “калибровка”, “якорь”, “субмодальности”, и т.д. В результате участники тренинга, безусловно, узнают много новой информации. А вот задача, поставленная руководством перед тренером, решается далеко не всегда.

А ведь многие организационные проблемы НЛП действительно в состоянии решить. Тренеру необходимо лишь правильно подобрать нужные техники и приспособить их к специфике и запросам конкретной аудитории. Например, исходные жизненные установки, которые НЛП дает слушателям, весьма конструктивны, так как помогают становиться гибкими в общении, доходчивее доносить собственные мысли, обретать оптимизм, быстро восстанавливаться в стрессовых ситуациях, приобретать настойчивость в делах и веру в успех. Именно поэтому, некоторые отдельные простейшие техники, такие, как, например, “вхождение в ресурсное состояние” или “ре-фрейминг”, часто успешно используются на тренингах по стресс-менеджменту или мотивации.

НЛП в состоянии решить многие организационные проблемы, нужно лишь правильно подобрать необходимые техники и приспособить их к запросам конкретной аудитории.

Миф второй: НЛП – быстрый метод достичь невозможного

Вера в чудо и мечта о быстром исполнении своих желаний свойственны многим людям. Особенно справедливо это в отношении тренингов. Впрочем, подобная позиция редко приводит к успеху. Для освоения техник НЛП труд и желание особенно важны. Чтобы освоить и практически применять их, необходимы не только глубокое понимание и осмысление, но и постоянная тренировка. Простой пример. Достаточно ли для выздоровления больного прописывания ему лекарства врачом? Нет, необходимо это лекарство еще и принимать. Более того, принимать в определенные часы, в соответствии с требованиями диеты и сочетании с другими препаратами. То есть, необходимо приложить личное усилие, которое зависит только от силы воли и терпения. Похожая ситуация наблюдается на тренингах.

Большинство людей не в состоянии одновременно воспринимать содержание речи, улавливать интонацию, диагностировать категории употребляемых слов, следить за направлением взгляда, анализировать все это, сравнивать с данными минуту назад и поддерживать располагающее к себе поведение. А этот навык является одним из базовых для НЛП. Чтобы освоить его, нужно настойчиво и долго заниматься под наблюдением тренера–инструктора.

Миф третий: НЛП – эффективный метод воздействия

Метод НЛП – далеко не единственный. Решить проблемы можно множеством других методов. Самое главное – профессионально и четко выбрать наиболее подходящий. Зачастую, вместо того, чтобы просто отрепетировать несколько наиболее подходящих для расположения клиента фраз, продавцы тратят время на постижение сложных и малоприменимых ими правил человеческого восприятия, связанных с работой полушарий мозга. После тренинга менеджеры пытаются проверить, используют ли продавцы метод “якорения” во время первого контакта с покупателем в торговом зале и, к своему великому удивлению, выясняют, что – нет. Оказывается, что до первого контакта дойти не всегда удается. Тогда они начинают размышлять о том, какие же методы НЛП нужно преподать продавцам, чтобы те научились устанавливать первый контакт? Они начинают судорожно искать профессионального тренера – знатока НЛП с заграничными сертификатами в кейсе и американизмами в лексиконе.

Вскоре приходит новый продавец с хорошим профессиональным опытом и так располагает к себе большинство покупателей, что вызывает подозрения: неужели он – мастер, или уж на худой конец, практик НЛП? Оказывается, что он слышит об НЛП впервые, и просто любит общаться с покупателями. Сняв его поведение в торговом зале на видеокамеру и записав несколько его успешных обращений к покупателям, менеджеры демонстрируют запись другим продавцам в качестве примера для подражания и приглашают обычного (не НЛП) тренера, который с помощью видеокамеры вырабатывает у каждого продавца оптимальный для него стиль произнесения фраз первого контакта с покупателем. Через неделю уровень продаж повышается, а вместе с ним повышаются настроение и энтузиазм продавцов.

Заключение

Отличительные особенности НЛП – интеллектуальная сложность и высокая технологичность, которая состоит в наличии четких и стройных алгоритмов действия. Полные курсы НЛП, включающие несколько этапов, больше подходят тем, кто сознательно и самостоятельно на это идет из любви и глубокого интереса.

Тренеру, который решает использовать определенные элементы НЛП во внутрикорпоративном тренинге, желательно предварительно обсудить совместимость данных элементов с особенностями корпоративной культуры и потребностями компании - заказчика. Более сложные элементы НЛП подходят, скорее, для более опытных и успешных сотрудников, которые имеют склонность к интеллектуально-аналитической работе. Азам можно обучать сотрудников с более низким профессиональным уровнем на более поздних стадиях обучения.

Читать же литературу по НЛП – это действительно увлекательное занятие, которое полезно любому развивающемуся человеку.