Как повысить эффективность тренингов

// // Образование //

О пользе тренингов сказано немало. Однако действительность такова, что на некоторых тренингах слушатели откровенно скучают, с нетерпением ожидая их окончания. И поминают недобрым словом тренера, а также всех тех, чьей волей им пришлось оказаться на занятиях. Какое же эмоциональное состояние участников оптимально для тренинга, и что требуется от профессионального тренера?

Тренинг - это, не только несколько часов обучения. Уникальность его - в том, что он является полноправной по своей насыщенности частью жизни участников.
Жизнь можно проживать с разной степенью интенсивности, насыщенности и удовлетворенности. Задача тренинга - показать его участникам хороший пример того, как структурировать время так, чтобы обогатить и украсить свое бытие. Показать самим стилем своего проведения и ощущениями участников в процессе тренинга.

Отвлечение от тренинга - тоже тренинг

  1. "Я не смог усвоить 50% информации, потому что часто отвлекался и быстро устал".
  2. "Я понимаю, что тренер - интересный и умный человек, но слушать его больше не в состоянии".
  3. "Не ничего более утомительного, чем сегодняшний тренинг".

Вот такие отзывы нередко получают тренинги, недостаточно профессионально организованные с точки зрения распределения активности и внимания участников.
Стандартный тренинг длится около восьми часов. Способны ли участники усваивать новую информацию в течение всего этого периода времени? Известно, что человек может концентрироваться на доносимой до него устной информации не дольше 30-40 минут. Далее наступает пресыщение и, как следствие, спад интереса, внимание рассеивается, человек начинает отвлекаться и думать о своем.

Каковы наиболее успешные методы оптимизации освоения информации на тренинге? Первое средство снижения утомления группы - частые перерывы. Их необходимо делать через каждый час занятий. Если тренинг предполагает высокое разнообразие упражнений и игр, можно делать перерыв через полтора часа. Когда помещение недостаточно просторно и плохо проветривается, лучше делать перерывы через каждые сорок пять - пятьдесят минут.

Второе средство - специальные "разогревающие" упражнения и игры. Тренер должен уметь профессионально подбирать "разогрев" под группу. Повысить активность и мобилизовать внимание в начале тренинга могут подвижные упражнения на взаимодействие. В середине тренинга уместно поменять направление деятельности, например, вслед за лекцией предложить что-то изобразить или угадать.

Активизировать психическую активность после обеда или в конце дня можно упражнением, включающим в себя моторную активность, элементы соревнования и обмен эмоциями. Полезны упражнения, повышающие творческую активность.

Наиболее плодотворно работают с группами те тренеры, которые чувствуют состояние группы в каждую минуту работы с ней и владеют техниками по ее коррекции.

При выборе тренера для обучения персонала, руководителям следует:

  1. Обращать внимание на умение тренера быстро переключаться в беседе с делового стиля на неформальный с элементами юмора. Такая эмоциональная гибкость свидетельствует о профессиональном умении тренера разнообразить процесс деятельности и общения.
  2. Узнать у предыдущих клиентов тренера, не слишком ли сух и академичен стиль его работы, умеет ли он подстраиваться к эмоциональному состоянию группы.

Построение команды - синоним тренинга

"Я не знаю, понравился ли тренинг всем участникам нашей группы, потому что я никого так и не узнал за три дня обучения". "В течение двух дней занятий я чувствовал себя крайне скованно и от записи на видеокамеру отказался. Сами посудите: легко ли впервые выступать перед незнакомыми людьми?"

Как уменьшить количество подобных отзывов? Перед тренером стоит серьезная и ответственная задача: настроить каждого участника группы так, чтобы он узнал ближе своих коллег по обучению, почувствовал симпатию и доверие к ним. А затем без стеснения и страха допускал все те ошибки, которые полагается допускать на тренинге. Ведь тренинг как метод обучения успешен еще и потому, что здесь участники должны пробовать новые формы поведения и допускать ошибки.

Понравиться друг другу и быстро начать взаимодействовать незнакомым людям помогут специальные раскрепощающие и сплачивающие группу упражнения. Настоящее мастерство тренера состоит в том, чтобы сделать эти игры естественной, необременительной и спонтанной частью тренинга. Участники должны воспринять игры как нечто "само собой разумеющееся", как подарок, который доставляет удовольствие. Важно уметь разглядеть в человеке ребенка, который может устать и раскапризничаться. Ребенка, который иногда просто хочет поиграть и таким способом открыть что-то новое для себя.

Руководителю, который выбирает тренера для постоянного сотрудничества необходимо ориентироваться на отзывы участников его тренингов, узнать было ли им комфортно на тренинге, помогал ли тренер всем познакомиться и наладить контакт друг с другом, была ли атмосфера на тренинге теплой, доброжелательной и непосредственной.

Можно ли переусердствовать с тренингами?

"Помогите! У нас в компании начались тренинги. Меня обязывают ходить на эти мероприятия ежедневно после работы. Там нужно откровенничать тогда, когда этого совсем не хочется, отвечать на личные вопросы, отчитываться во всех мелочах. Любая попытка сопротивления вызывает у моих коллег негативное отношение ко мне. Как мне избавиться от этих тренингов?"

Такое письмо получила автор этой статьи от одной из сотрудниц крупной компании. Подобные случаи нередки. Время от времени приходится слышать о том, что тренинги не вызывают положительных эмоций у их участников. Что они слишком навязчивы, тяжелы для восприятия, способны вызывать депрессию или просто раздражают.

Стоит напомнить о том, что тренинг - это интерактивная форма обучения. Следовательно, он подразумевает личную активность обучающихся. Личная активность возможна только при условии высокой мотивации и удовольствия, получаемого от тренингового процесса.

Доставить истинное удовольствие участникам группы может только такой тренер, который сам получает удовольствие от тренинга. Если тренер испытывает высокий эмоциональный, энергетический и духовный подъем во время работы, умеет красиво и с удовольствием проживать этот групповой процесс вместе с участниками и возвращается с тренинга удовлетворенным и довольным, он - мастер своего дела.