Технологии развивающего образования

// // Образование //

В начале двадцатого века Л.С. Выготский, отечественный психолог и педагог, обосновал идею обучения, ориентированного на развитие ребенка. Именно его учение о зоне ближайшего развития, в которой и должен быть организован процесс обучения, стало научной основой для появления развивающего образования. Разнообразные методики, приемы, целевые ориентации, средства развивающего обучения, способствовали тому, что появились разнонаправленные технологии развивающего образования.

Одна из первых технологий, направленная на общее развитие личности, была разработана и апробирована в 50-е годы Л.В. Занковым, и имела название «система интенсивного всестороннего развития». Под общим развитием автор понимал единство ума, воли, чувств ученика. Идея гармонизации отражалась в сочетании рационального и эмоционального, коллективного и индивидуального, информационного и проблемного в обучении. Основой развивающей концепции Л.В.Занкова стали следующие учебные идеи: ведущее значение теоретических знаний, продвижение быстрыми темпами в изучении материала, высокий уровень трудности, проблематизация содержания.

Цель технологии развивающего образования Д.Б.Эльконина и В.В.Давыдова, разработанной в 60-е годы, направлена на развитие интеллектуальных способностей детей. Опирается данная технология на познавательную мотивацию, поэтому наиболее успешна именно в начальной школе. Учитель поддерживает инициативу ребенка, ведет к целям обучения не через передачу готовых знаний, а обращаясь к детям с вопросом. Результатом развития становятся СУДы – способы умственных действий, развитие теоретического мышления учеников.

Ряд педагогов-новаторов в 70-е годы разработали технологии развивающего образования, направленные на развитие у личности творческих качеств. Их цели: развитие выявленных творческих способностей (И.П.Волков), решение изобретательских задач с помощью технического творчества (Г.С. Альтшуллер), технология воспитания коллективного творчества (И.П.Иванов). Обучение детей проводится по единой базовой программе с применением творческой деятельности. Авторы едины во мнении, что творчеству можно учить, используя базовые знания. Результатом такого образования стало развитие сферы эстетических и нравственных качеств (СЭНы). Среди приемов технологии – эвристические игры, мозговой штурм, состязательность, коллективный поиск. Результат творчества –фиксация в творческой книжке ученика определенного продукта деятельности: фотографии моделей, устройств, литературные произведения, рисунки, музыкальные произведения, исследования и т.д.

В 80-е годы появилось новое направление в создании технологий развивающего образования – технология саморазвивающего обучения, предложенная Г.К. Селевко. Целью образования становится самосовершенствование личности: самообразование, самовоспитание, самоопределение. Акцент при этом делается на индивидуальный стиль обучения, где учитель – партнер, старший товарищ, имеющий больший запас знаний и готовый ими поделиться с учеником. В результате такого образования, у школьников формируется самоуправляющий механизм личности (СУМ). Это такие социальные качества, которые регулируют отношения человека к окружающему миру: интересы, убеждения, взгляды, социальные установки, морально-эстетические принципы, ценностные ориентации и мировоззрение.

С помощью технологий развивающего образования у детей формируются не только знания, умения и навыки (ЗУНы), но и развивается личность. В зависимости от того, какая часть личности требует развития и совершенствования, можно выбирать любой технологий, широко представленных в современной практике обучения.