Рой Нойбергер

// // Интересное в сети //

«Я стал раздавать искусство, поскольку понял, что брал его взаймы. Я верю, что вы должны отдавать этому миру: не важно, деньги, искусство или душу. Вы обязаны что-то отдавать», - заявил Рой Норбергер. В декабре 2010 года скорбная новость облетела, все информонные агентства мира - в Нью- Йорке в возрасте 107 лет скончался крупнейший американский коллекционер Рой Нойбергер. Этот прославленный собиратель живописи - успешный финансист Уолл-стрита, соучредитель инвестиционного фонда Neuberger Berman - страстно любил соврменное искусство и сделал многое.

История чаще помнит тех, кто не только приобрёл многое при жизни, но и многое безвозмездно отдал. Имена состоятельных и щедрых людей произносятся с уважением и восхищением. Минувший XX век подарил нам немало удивительных личностей, сумевших при жизни скопить огромные состояния, составить блестящие коллекции предметов искусства и завещать их обществу. Мне хочется рассказать о наиболее выдающихся предпринимателях, коллекционерах и меценатах. Их благородное служение искусству достойно подражания. Но что двигало каждым из них? Что повлияло на их пристрастие к арт-коллекционированию? Что побудило отписать бесценные собрания не родственникам, а государству? Начну я с американских коллекционеров XX века...

А началось всё в 1903 году, в городе Бриджпорте, США, когда в весьма состоятел ьном семействе Нойбергеров родился третий ребёнок - Рой. К двенадцати годам мальчик осиротел и вместе со старшей се- строй_ переехал в Нью-Йорк. Началом карьеры стала работа в "Альтман и Компания". Рой отвечал за продажу картин.

Сотрудники отдела сразу подметили его прекрасный эстетический вкус и стали уговаривать пойти учиться живописи. К сожалению, Рой Нойбергер усомнился в своих способностях. Но именно тогда он серьёзно увлёкся искусством. Получив родительское наследство, 21-летний Рой переезжает из Америки во Францию. В Париже он устраивается декоратором, читает серьёзную художественную критику, изучает шедевры Лувра и, как минимум, три раза в неделю посещает различные музеи и выставки. Кроме того, Рой начинает вести богемный образ жизни, знакомится с интересными людьми. Среди его новых друзей оказывается и всемирно известный искусствовед Мейер Шапир. Здесь во Франции Рой принимает решение посвятитъ себя искусству и меценатству: поддержке небогатых, но талантливых художников. Довольно страстно Рой приступает к коллекционированию современной живвписи. При- м делает это не для выгодного вложения своих денег, а из-за чувства глубокой эмоциональной связи с произведением искусства.

Через четыре года Рой Нойбергер возвращается в США. Его приезд совпал с началом Великой Депрессии. В Нью-Йорке он устраивается на работу в галерею Halle & Stieglitz на Уолл-стрит, где приобретает полезный опыт. В 1939 году совместно с Робертом Берманом открывает инвестиционный фонд Neuberger Berman. В это время его коллекция живописи начинает активно пополняться серьёзными дорогостоящими работами.Успешный финансист продолжает помогать талантливым художникам, предлагает музеям выкупать картины наиболее одарённых мастеров. Всем сердцем Нойбергер желает раскрыть перед общественностью новые интересные имена. Важно отметить, что Рой Нойбергер всегда доверял своему вкусу, мало зависел от критиков и самостоятельно принимал решение о приобретении картины.

Прежде всех он предоставил открытый доступ к своей неповторимой коллекции: любой желающий может увидеть работы Джексона Поллока, Бена Шана, Стюарта Дэвиса, Эдварда Хоппера, Милтона Звери... В 2007 году американский президент Джордж Буш вручил Рою Нойбергеру награду.  Он обожал необычную композицию и игру цвета. За это им особенно ценились картины Анри Матисса и Милтона Звери («американского Матисса»!. Коллекция Нойбергера насчитывала свыше ста работ Милтона Звери.
В 1950 году Нойбергер купил картину абстракциониста  Поллока «№ 5. 1948». Он восхищался коллекцией Гойбергера и хотел выкупить её, однако получил отказ. Спустя время Рокфеллер предлагает Нойбергеру создать собственный музей, и Рой соглашается. Открытие нового музея состоялось в мае 1974 года. Рой Нойбергер передал ему 950 картин и скульптур, а также выделил средства на покупку новых интересных полотен. После смерти Роя Нойбергера огромная коллекция стала достоянием американского народа. Рой Нойбергер писал в своих дневниках: «Много читайте. Посещайте музеи. Прислушивайтесь к советам, но принимайте свои собственные решения».