Малое предпринимательство в республики Мордовия

// // Интересное в сети //

В настоящее время в малом бизнесе Мордовии действует 2504 малых предприятия различных организационно-правовых форм, в которых занято более 18 тыс. человек, а также более 21 тыс. частных предпринимателей без образования юридического лица, т.е. 9,5 % общей численности занятых в экономике республики. На 1 тыс. жителей республики приходится 2,7 малых предприятия.
Около 80% общего количества малых предприятий сосредоточено в трех сферах экономики: в промышленности - 328 единиц (13,1 %), в строительстве - 449 (17,9 %), в торговле и общественном питании - 1224 (48,9 %).
    
    Динамика численности занятых на малых предприятиях за период с 1995 по 2002 г. такова: 1995 г. - 31,2 тыс. человек, 1996 г. - 23,4 тыс., 1997 г. - 24,1 тыс., 1998 - 19,8 тыс., 1999 г. - 18,1 тыс., 2000 г. - 17,5 тыс., 2001 г. - 18,5 тыс. человек. Темпы снижения занятых в малом бизнесе опережают темпы снижения числа малых предприятий, что говорит об уменьшении их размера. Кроме того, зарегистрировано более 21 тыс. частных предпринимателей без образования юридического лица. Таким образом, по республике в малом бизнесе занято более 39 тыс. человек, что составляет 10% общей численности занятых в экономике. С учетом членов семей предпринимателей, работников, привлекаемых на договорной основе, с малым бизнесом связано около 150 тыс. человек, что для республики Мордовия имеет важное социально-экономическое значение. Работу в этой сфере многие рассматривают как дополнительный род занятий, дающий средства к существованию, что снижает социальную напряженность в республике. Из общего количества занятых на малых предприятиях республики каждый третий работает в торговле, каждый четвертый - в строительстве или промышленности.
    
    Представляет интерес анализ размеров малых предприятий в Мордовии: в 1997 г. - 13 человек; в 1998 г. - 9; в 1999 г. - 10; в 2001 г. 8 человек на одно предприятие. Они обладают достаточным потенциалом в привлечении рабочей силы, на них может быть занято более половины трудоспособного населения республики. Малое предпринимательство в Республике Мордовия представлено в основном мелкими фирмами, которые наиболее остро реагируют на изменения состояния рынка. В 2001 г. ими произведено продукции и оказано услуг в объеме 1 млрд. 627 млн. руб., что на 14 % выше, чем весь 2000 г. Почти 70% всего объема их продукции и оказанных услуг приходится на торговлю и общественное питание (41,5 %), строительство (17,1 %), промышленность (11,3 %). Заметно увеличился вклад малого бизнеса в транспортном обслуживании населения, выпечке хлеба и хлебобулочных изделий, различных службах сервиса, в сферу оказания социально значимых услуг населению.
    
    Доля малых предприятий в валовом региональном продукте республики в 2001 г. составила 5,2 %, средняя ежемесячная производительность труда на каждого работника - 7,6 тыс. руб. По данному показателю республика переместилась с 13-й на 10-ю позицию среди всех субъектов, входящих в Приволжский федеральный округ.
    
    За 2000 г.субъектами малого предпринимательства было реализовано 63 бизнес-проекта, на освоение которых потребовалось инвестиций на сумму 17 млн. 613,1 тыс. руб. В 2001 г. реализовано 58 инвестиционных бизнес-проектов предпринимателей общим объемом финансирования 48,5 млн. руб., в том числе начата реализация 17 новых проектов. Их успешное освоение позволит создать более 500 дополнительных рабочих мест.
    
    Малый бизнес стал надежным источником поступления денежных средств в бюджеты всех уровней и государственные внебюджетные фонды. В последние годы существенно увеличились доля и объем налоговых отчислений субъектов малого предпринимательства в общем, объеме собственных налоговых доходов бюджетов муниципальных образований, районов и городов республики. Следовательно, необходима активизация совместной деятельности с теми районными администрациями, где малый бизнес еще слабо привлекается к решению социально-экономических задач районов и городов. Прежде всего - это создание необходимых нормативно-правовых экономических условий, учитывающих специфику различных видов предпринимательской деятельности, стимулирующих местного товаропроизводителя, и предоставление социально-значимых услуг населению.