Экологическая и экономическая безопасность в России

// // Интересное в сети //

Экологическая безопасность - это защита жизненных интересов общества от внутренних и внешних отрицательных эффектов, ее обеспечение - важное условие социально-экономического развития страны. Но национальная экологическая безопасность не является узкой проблемой в рамках одного государства. Это единство как внутригосударственных, так и международных жизненных интересов. Остроту проблемы еще более усилили нынешние масштабы и хаотичность воздействия на окружающую среду, поставившие мировое развитие перед реальной угрозой.
Без сомнения, охрана окружающей среды является проблемой социального значения и, следовательно, важной сферой государственного регулирования экономики. Проведение мероприятий, направленных на восстановление экологического равновесия, в значительной степени зависит от рыночного механизма. Какой бы развитой ни была страна, сегодня без учета феномена рынка весьма сложно достигнуть желаемых результатов в этой сфере.
    
    Кризис, возникший в сфере природопользования, привлек внимание и экономической науки, став предметом широкого обсуждения. В исследовании экономических аспектов природопользования важное место занимает вопрос об экстерналиях, т.е. внешних экономических расходах. Его суть заключается в том, что в большинстве случаев некоторые реальные результаты и затраты хозяйственной деятельности, находящие свое отражение во внешних отрицательных эффектах, остаются без внимания. К ним относятся загрязнение окружающей среды и связанные с этим расходы, которые часто не учитываются в производственных расходах предприятия, а тем более в социальных расходах. Разницу между социальными и производственными расходами составляют экстерналии, которые нарушают равновесие между обществом, экономикой и природой.
    
    В результате загрязнения окружающей среды и все большего вовлечения природных ресурсов в производство, происходящих на основе расширения и качественного изменения бизнеса, возрастает отрицательное влияние экстерналий на общественное развитие. Последнее рассматривается сегодня как устойчивый процесс, требующий активного вмешательства государства.
    
    В современной экономической литературе экстерналии рассматриваются как результат функционирования рыночного механизма, а производство - в качестве сферы, производящей как полезный продукт, так и неполезные, вредные вещества. В хозяйственной же практике экстерналии представляют конкретное экономическое бремя любого хозяйственного субъекта, требующее дополнительных затрат на воспроизводство использованных природных ресурсов и покрытие убытков, вызванных загрязнением окружающей среды. Неравномерность распределения этих внешних экономических расходов между хозяйственными субъектами меняет условия конкурентной борьбы. В современных условиях становления рынка государство должно, на наш взгляд, либо полностью взять на себя этот груз, либо включить его в производственные расходы, т.е. превратить в прямые расходы предпринимателя. Последнее в экономической теории известно под названием "интернационализация".
    
    По нашему мнению, для создания рационального экономического механизма природопользования и охраны окружающей среды необходимо отражать экстерналии в производственных расходах на основе создания соответствующей законодательной базы. Для предотвращения экологической опасности и восстановления экологического равновесия целесообразно использовать как законодательно-административные методы, так и экономический механизм. При этом акцент должен делаться на включение экстерналий в производственные расходы по принципу, что платить должен тот, кто загрязняет окружающую среду. С внедрением такого механизма охрана окружающей среды станет внутренней проблемой предприятия и вынудит плательщиков (т.е. производителей) искать эффективные, экономически выгодные методы сокращения внешних экономических расходов. Государство же в качестве арбитра интересов общества на основании законодательства должно установить экологические границы экономического развития.
    
    То обстоятельство, что в настоящее время экстерналии не учитываются в производственных расходах, указывает на несовершенство таких важных макроэкономических показателей, как общий национальный продукт и общий валовой внутренний продукт. Парадоксально, что в этих показателях, которые считаются универсальным мерилом благосостояния общества, не предусмотрены потери так называемого биологического капитала, возникшего в процессе экономической деятельности, и, исходя из этого, экономического роста. Более того, расходы на ликвидацию экологического загрязнения и экологических катастроф не вычитаются из этих макроэкономических показателей, а напротив, отражаются в них как компоненты экономического роста.
    
    В современной западной экономической литературе широкое развитие нашла концепция "экологической экономики" (ecological economic) - своеобразный отзыв на нынешнюю тяжелую экологическую ситуацию. Она поддерживает идею создания экологическо-экономической системы и предлагает два пути ее реализации. Представители первого направления считают связи и отношения экономической системы составной частью экономической деятельности и требуют включить природные процессы в экономическую деятельность. В основе другого подхода - связь урегулирования экологических проблем с использованием традиционных методов хозяйствования. Оно получило название "энвайронментального детерминизма". Это гипотеза, согласно которой окружающая среда представляет главный фактор, определяющий уровень экономического развития страны. Подобное особенно касается слаборазвитых стран, где вследствие ограниченности предложения капитала, отсутствия новых технологий и малого предпринимательского опыта местные природные ресурсы имеют крайне важное значение. Слабая экономика вынуждает эти страны осуществлять импорт устаревшего оборудования и технологий, и при этом они даже не владеют информацией о долгосрочных результатах их использования (с учетом воздействия на климат и других параметров окружающей среды). Поэтому там дешевая рабочая сила и незначительные интенсивные возможности обусловливают применение трудоинтенсивных технологий. Альтернативные технологии, которые характеризуются наименьшим использованием невоспроизводимых ресурсов, низким уровнем загрязнения окружающей среды, максимальным исключением эксплуатации рабочей силы и т.д., доступны им в меньшей степени. Местные примитивные и устаревшие импортированные технологии способствуют возникновению экологических катастроф и загрязнению окружающей среды.
    
    Для разработки промежуточных технологий, находящихся между высокими капиталоинтенсивными технологиями западных стран и устаревшими технологиями слаборазвитых стран, в 1965 г. в Лондоне была сформирована группа специалистов под руководством Э. Шумахера, которая поставила своей целью следующие основные задачи: сбор и систематизация данных об эффективных трудоинтенсивных технологиях с целью их использования в малом предпринимательстве; широкое развертывание пропаганды об использовании промежуточных технологий с целью оказания воздействия на правительства и международные организации; разработка программ помощи слаборазвитым странам и усиление внимания на промежуточные технологии в реализации конкретных проектов.
    
    На стыке перечисленных направлений возникла идея интеграции экономических и экологических процессов, которая в последнем десятилетии XX в. была положена в основу концепции устойчивого развития. В связи с этим создана международная комиссия по охране окружающей среды, определившая устойчивое развитие как модель развития экономики, важным компонентом которой является соблюдение экологического равновесия. Концепция была официально утверждена в 1992 г. в Рио-де-Жанейро на Конференции ООН, посвященной охране окружающей среды. Всемирный саммит принял программу устойчивого развития в рамках мирового сообщества, известную под названием "Порядок дня на XXI век". В ней подчеркивается, что развитие человечества достигло той определенной грани, за которой деградация природы, вызванная хозяйственной деятельностью, взрывоопасный рост населения в мире и углубление неравномерности мирового развития могут вызвать необратимые последствия для всего человечества. Программа исходит из того, что современные экологические проблемы носят общечеловеческий характер, и не следует ограничивать их рассмотрение национально-государственным происхождением.
    
    Программа устойчивого развития определяет направления мирового развития на новое тысячелетие, предусматривает структурные преобразования мирового хозяйства на основе внедрения ресурсосберегающих технологий, восстановление экологического равновесия в мировом развитии и, параллельно с рациональным использованием ограниченных ресурсов планеты, поиск эффективных путей разрешения социальных проблем, создание макропоказателей, адекватных социально-экономическому развитию. В связи с этим на передний план выдвигается вопрос о социальных партнерах, где важную роль играет реализация принципов справедливости.
    
    Как диктует международный опыт, экологическое регулирование и, следовательно, обеспечение экологической безопасности должны стать важным фактором экономической жизни Грузии, оказать воздействие на процессы воспроизводства, структурные преобразования экономики и конъюнктуру рынка. Тем более что экологическое равновесие в стране нарушено настолько, что если не изменятся современные тенденции хозяйственного развития, то это может вызвать экологические катастрофы.
    
    Одной из главных причин загрязнения окружающей среды в Грузии является применение преимущественно устаревших ресурсо- и энергоемких машин, оборудования и технологий. Ситуация усугубляется импортом экологически опасных товаров, в том числе вредных для здоровья продуктов питания, что ставит под сомнение продовольственную безопасность. Значительная часть импортированного продовольствия, предлагаемого населению по низким ценам, не соответствует экологическим стандартам. При этом импорт продовольствия по демпинговым ценам подрывает конкурентоспособность национального производства, развитие сельского хозяйства. Неурегулированность этой проблемы может вызвать непоправимые последствия.
    
    С целью обеспечения экологической безопасности в первую очередь необходимо разработать национальную экологическую программу как систему государственно-нормативных актов по охране окружающей среды и использованию природных ресурсов. В данной сфере она должна включать в себя различные механизмы разработки стандартов и нормативов, их определения и контроля. Особое внимание следует уделить нормативам в области внедрения технологий и введению различных административных санкций и штрафов, обеспечивающих соблюдение установленных нормативов. Необходимо, чтобы были ограничены и находились в пределах нормы загрязнение атмосферного воздуха такими отравляющими выхлопными газами, как двуокись углерода, азот и двуокись серы, вредные твердые отходы производства, промышленные и бытовые отходы и т.д. Исследования Института санитарии и гигиены Грузии подтвердили, что сильнейшим источником загрязнения атмосферного воздуха в стране являются выхлопные газы автомашин. Их удельный вес составляет 60-65%, а в Тбилиси превышает 80%. В особо больших количествах сажа и канцерогенные смолистые вещества выделяются при неисправном двигателе. Отмечается высокая концентрация серного ангидрида и двуокиси азота, которая в некоторых районах Тбилиси в 20 раз превышает допустимую норму. Крайне опасно для здоровья наличие свинца в составе этилированного бензина. Проведенные в США фундаментальные исследования показали, что даже небольшие количества свинца вызывают у детей в возрасте 2-6 лет умственную отсталость, серьезные заболевания нервной системы и т.д. Это заставило американцев отказаться от этилированного бензина. В США серьезные нарушения закона об охране воздушного бассейна и водных ресурсов даже в течение одного дня наказуемы выплатой штрафа в размере до 25 тыс. долл., а в случаях уголовной ответственности - лишением свободы на срок до двух лет. Одновременно законодательство предусматривает отмену штрафа, если правонарушитель представляет техническую и экономическую документацию, подтверждающую невозможность соблюдения установленной нормы загрязнения. Регулирование этой проблемы посредством штрафов является средством выработки взаимоприемлемых, оптимальных решений. Широко применяется также практика налогов и субсидий. Составляется "черный список" фирм - нарушителей экологической дисциплины, которым не предоставляются государственные субсидии и другие льготы. Суть налогообложения природопользования состоит в следующем: внешние экономические расходы, которые возникают в связи с использованием природных ресурсов и загрязнением окружающей среды, преобразуются во внутренние расходы субъекта природопользования. Этот механизм существенно уменьшает государственное финансирование и частично компенсирует урон, наносимый всему обществу. В связи с этим в 80-х гг. был введен закон о "суперфонде", 75% объема которого составляли налоговые взносы, а остальная часть - государственные субсидии. Причем доля государства постепенно снижается, а налоговых взносов - повышается. После принятия закона о "суперфонде" в США широко распространились природоохранные (трастовые) фонды, используемые для участия в ликвидации вызванных авариями негативных последствий эффектов и покрытии внешних экономических расходов.
    
    В последний период в США большое внимание уделяется механизму экологической экспертизы, составляющей комплекс мероприятий научного, юридического и экономического характера, которые предшествуют реализации конкретных проектов и проводятся для оценки внешних негативных эффектов на окружающую среду. Она включает в себя три основных элемента: экологическую экспертизу хозяйственных объектов, которая, в свою очередь, использует комплекс научно-исследовательских работ для корректировки экологических параметров; предоставление фирмам права на экологическую экспертизу в целях эксплуатации и модернизации производства на основании соблюдения государственных стандартов; экологическую экспертизу новой продукции в целях недопущения на рынки тех новых видов продукции, которые не отвечают экологическим требованиям.
    
    С 80-х гг. в США широко распространилась практика предоставления инвестиционными банками беспроцентных займов для поощрения приобретения "чистых" технологий. За счет указанного источника ежегодно финансируется в среднем 40% поставок такого рода оборудования для нужд промышленности. Гарантом своевременного погашения займов выступает само государство. Помимо этого, для оказания помощи малому и среднему предпринимательству в охране окружающей среды правительственные организации и коммерческие банки на основе государственных гарантий выдают долгосрочные займы (сроком на 30 лет) под низкий процент (6, 65%) в пределах 500 тыс. долл. Одновременно малым фирмам выделяется определенная помощь на охрану окружающей среды.
    
    Система воздействия экономических рычагов на охрану окружающей среды - это совокупность мероприятий налогового и кредитного характера, которые необходимо учитывать в Грузии для экологического регулирования. Считаем заслуживающим серьезного внимания апробированный в мире опыт, связанный с созданием экологических банков. Депозитами их являются не финансовые ресурсы, а документально подтвержденные технические показатели сокращения объема загрязнения сверх допустимой нормы, что представляет предмет коммерческого обмена. Этот метод использования рыночных отношений в экологическом регулировании нашел широкое распространение в США и других странах. Он связан с созданием рынка прав на загрязнение окружающей среды. Например, федеральные власти США разработали программу, согласно которой те фирмы, которые смогли обеспечить "сверхнормативное" уменьшение загрязнения окружающей среды (т.е. уменьшение более того, чем это требует законодательство), могут свой "излишек" (разницу между сверхнормативным и нормативным загрязнением окружающей среды) продать другим фирмам посредством экологического банка. Таким образом, "излишек" превращается в товар, что создает фирмам стимул не только соблюдать предусмотренные законодательством нормы охраны природы, но и еще больше понижать уровень загрязнения окружающей среды, чтобы получить возможность самим производить этот "излишек" и представлять вкладчиков в экологических банках. Например, в США в течение десяти лет было заключено 2, 5 тыс. сделок в связи с передачей права на загрязнение окружающей среды. В результате экономия расходов, предусмотренных на охрану окружающей среды, составила 4 млрд. долл.
    
    Этот опыт следовало бы учитывать в Грузии. Он придаст рыночному механизму направление экологизации и будет способствовать восстановлению экологического равновесия. Активизация мероприятий по охране окружающей среды окажет положительное влияние на экономическому конъюнктуру. Она будет способствовать оживлению деловой активности, особенно в период экономического спада. В реализации национальной экологической проблемы переходной экономики основная роль отводится государству, но постепенно в этой сфере должны утверждаться рыночные отношения с привлечением частного сектора. Например, в США от 60 до 70% ежегодных расходов на охрану окружающей среды приходится на частный сектор. Государственная система экологического регулирования ориентирована на рынок, а он способствует реализации общегосударственных интересов в экологической сфере.
    
    Таким образом, ликвидацию экологического дисбаланса и стремление к экологическому равновесию, что для любого общества является первостепенной задачей, нужно начинать с существенного повышения технико-технологического уровня экономики. Урегулирование этого процесса посредством рыночного механизма будет способствовать экономическому росту и сыграет важную роль в обеспечении экологической безопасности.