Энергосбережение

// // Интересное в сети //

Огромные масштабы извлечения из недр природных ресурсов в нашей стране, значительное ухудшение условий их добычи, переработки и транспортировки, относительно высокая доля традиционных технологий, требующих повышенных расходов на обеспечение рационального природопользования, обусловливают необходимость использования качественно новых подходов к ресурсосбережению как к одному из определяющих факторов роста эффективности общественного производства и улучшения экологической ситуации. Для переориентации отечественной экономики на решение социальных задач и всемерное уменьшение затрат на производство продукции требуется сокращение удельного ресурсопотребления за счет комплексного использования сырья, энергосбережения, утилизации и переработки отходов производства, широкого внедрения прогрессивных, главным образом безотходных, технологий, создания материалов с заранее заданными свойствами и пр.
Энергоемкость российского ВВП в несколько раз выше, чем в промышленно развитых странах, а потенциал энергосбережения достаточно высок по сравнению с ними, и составляет, по расчетам, на 1 тыс. долл. произведенной продукции 0, 43-0, 64 т усл. топлива.
    
    Высокая доля энергетических затрат в издержках производства отечественной продукции и тенденция к их увеличению оказывают негативное воздействие на развитие хозяйствующих субъектов, конкурентоспособность их продукции. По отдельным регионам энергетические затраты в издержках производства промышленной продукции в настоящее время составляют 8-12%. В совокупности с топливными ресурсами эта величина возрастает вдвое. Доля материальных затрат в целом (включая топливно-энергетические) достигает 60%. Это еще раз свидетельствует о наличии значительного потенциала энергосбережения, уменьшения потребления энергоресурсов на единицу ВВП при реализации экономических, организационных, правовых, научных, производственных и технических мер. Использование показателя энергоемкости ВВП при определении резервов энергосбережения обусловлено возможностью учета всех видов потерь из-за нерационального использования энергоресурсов на стадиях их преобразования, потребления для нужд энергетического сектора, транспортировки и конечного потребления. По мере научно-технического прогресса вполне возможно, что производство и использование новых видов товаров и услуг потребуют большего расхода энергоресурсов. Однако научно-технический прогресс обусловливает и прирост ВВП, поэтому его энергоемкость не увеличивается.
    
    Научно-технический прогресс способствует рациональному ресурсопотреблению в основном в двух направлениях: выпуск новых видов сырья и материалов с улучшенными техническими и экономическими параметрами, обусловливающими рациональное использование топливно-энергетических ресурсов; а также техническое перевооружение предприятий и совершенствование технологических процессов.
    
    Рациональное потребление энергетических ресурсов тесно связано с проблемами охраны окружающей среды и эффективного природопользования. Для оздоровления экологической обстановки огромное значение имеют разработка технологий и оборудования для использования возобновляемых источников энергии - солнца, ветра, океана, биомассы, малых рек, приливной, волновой, более широкое применение экологически чистых технологий, альтернативных видов топлива, вторичных ресурсов, утилизация и пр.
    
    В промышленно развитых странах проводится достаточно эффективная энергетическая политика, позволяющая обеспечивать экономику энергетическими ресурсами при уменьшении общих издержек, оптимизировать структуру применяемых ресурсов, сокращать затраты на производство энергии и улучшать природопользование. В энергетическом секторе осуществляется активная ценовая политика, которая отличается от затратного способа формирования тарифов на энергоресурсы, применявшегося до последнего времени в нашей стране. За счет меньшей капиталоемкости энергосберегающих мероприятий по сравнению с инвестициями для производства эквивалентного объема производства энергии прибыль энергосистемы увеличивается, а значит, возрастают и доходы федерального и региональных бюджетов. Широко используется интегрированное планирование производства энергетических ресурсов для удовлетворения потребностей в них с наименьшими затратами, энергосберегающего оборудования и материалов. Совершенно очевидно, что и в нашей стране энергосберегающие проекты должны занимать центральное место по сравнению с проектами увеличения выработки энергии. Целесообразность этого дополнительно обусловливается тем, что при привлечении крупных инвестиций в создание новых энергетических объектов усиливается финансовый риск.
    
    Однако в России, как и в большинстве стран с переходной экономикой, рациональному использованию энергоресурсов уделяется меньше внимания, чем остальным направлениям реформ.
    
    Важными факторами экономического стимулирования энергосбережения являются приведение цен на энергию к мировым и отказ от дотаций. Однако при этом необходимо учитывать особенности сформировавшейся системы производства, транспортировки и распределения энергоресурсов, специфику и уникальность электроэнергетической системы России, экономическую целесообразность ее целостности (которая, в частности, позволяет поддерживать минимально потребный запас энергии за счет диспетчеризации перетоков электроэнергии). Не следует также забывать, что энергосбережение в развитых странах материально поощряется государством.
    
    Для страны и отдельного региона программные документы по энергосбережению разрабатывают на длительную перспективу. Поэтому потенциал энергосбережения следует устанавливать на определенный период, ибо его величина изменяется во времени, например, в зависимости от данного уровня потребления энергоресурсов и темпов внедрения энергосберегающих мероприятий.
    
    К сожалению, при определении последовательности энергосберегающих мероприятий почти не учитывают указанный временной фактор. Кроме того, многие проекты программ содержат лишь набор мероприятий без научно обоснованных сценариев их реализации. Чаще всего мероприятия формируются по принципу малозатратности и на основе экспертных оценок. Для обеспечения эффективности энергосберегающих программ очень важно рассчитывать экономическую эффективность соответствующих мероприятий с учетом всех факторов, проводить ранжирование и временную оптимизацию инвестиционного портфеля проектов.
    
    Суммарный прирост освоенного потенциала, отнесенный к затратам, мог бы характеризовать эффективность мероприятий по энергосбережению. Однако при ее определении следует учитывать и результаты, которые количественно измерить трудно, например социальные (с помощью экспертных оценок). Эффект от энергосбережения за рассматриваемый период представляет собой сумму всех указанных составляющих за вычетом затрат на разработку и реализацию программы энергосбережения.
    
    С учетом всех этих показателей можно разработать научную концепцию измерения и повышения эффективности энергосбережения в виде системы управляющих воздействий (экономическая оценка, освоение и учет изменения потенциала энергосбережения на различных уровнях управления экономикой). Оценка потенциала энергосбережения необходима для определения исходного аргумента управляющих воздействий. Реализация данного потенциала связана с созданием, осуществлением и корректировкой научно обоснованных сценариев энергосбережения при имеющихся ограничениях.
    
    Поскольку содержание элементов концепции отражает целевой характер оценки потенциала энергосбережения и направлено на рациональное формирование комплекса мероприятий (целей) для программ энергосбережения, то при разработке совокупности методов оценки необходимо использовать методологию программно-целевого планирования и управления.
    
    С этих позиций следует выделять основные этапы подготовки программы энергосбережения: разработка прогнозов по освоению потенциала энергосбережения (оценка потенциала на перспективу) в рамках данного территориального образования и определение основной цели программы; формирование комплекса подцелей программы, характеристика сроков и финансовых ресурсов, необходимых для их реализации; определение важности каждой подцели с учетом ее роли в достижении основной цели, разработка древа целей и их ранжирование, оптимизация финансовых ресурсов с определением последовательности реализации мероприятий, направленных на энергосбережение; формирование сценариев реализации программы энергосбережения, выбор наилучшего варианта.
    
    Для осуществления указанных этапов разработаны методы оценки потенциала энергосбережения и формирования совокупности энергосберегающих мероприятий. Определена последовательность их реализации в рамках программ энергосбережения и проведено сравнение этих методов с существующими. В частности, предложен и обоснован метод оценки потенциала энергосбережения на стадии формирования целевых программ, который заключается в определении предполагаемого снижения потребления первичных энергоресурсов (за исключением их использования в качестве сырья и на нетопливные нужды) на единицу ВВП на основе сравнительного анализа уровней энергоемкости ВВП России и промышленно развитых стран с близким значением потребления энергоресурсов на душу населения. По нашим оценкам, потенциал энергосбережения России составляет 420-530 млн. т усл. топлива. Сравнение количественных оценок, полученных данными методами, и результатов расчетов на основе выявленных тенденций с последующей их экстраполяцией на 2010 г., показывает, что они вполне согласуются друг с другом. Однако в условиях экономической нестабильности и невозможности учета всех тенденций экономического развития в долгосрочной перспективе использование последних из указанных методов ограничено, поэтому целевая оценка потенциала энергосбережения методологически более правомерна. Кроме того, экстраполяция не может проводиться бесконечно, уже в настоящее время при сравнении фактического уровня потребления энергоресурсов с данными, полученными на основе выявленных тенденций с последующей экстраполяцией, выясняется, что значение потенциала энергосбережения по некоторым отраслям и видам энергоресурсов выше существующего уровня их потребления.
    
    При формировании и реализации программ энергосбережения, конечно, имеются финансовые ограничения, но отсрочка их осуществления приведет к значительным экономическим потерям. Выборочное финансирование проектов, оказывающих прямо или косвенно энергосберегающее воздействие, с целью создания демонстрационных зон или бессистемное тиражирование проектов не могут быть основой эффективной инвестиционной политики в рассматриваемой области и не позволят рационально осваивать потенциал энергосбережения.
    
    Нами предложен новый метод формирования совокупности энергосберегающих инвестиционных проектов, основанный на учете экономической эффективности, определении экономических индикаторов и ранжировании мероприятий, оптимизации инвестиционного портфеля энергосберегающих проектов в условиях финансовых и временных ограничений. При этом принимались во внимание экономические потери при непроведении энергосберегающих мероприятий как для предприятий - потенциальных участников энергосбережения, так и для народного хозяйства в целом.
    
    Данный метод апробирован при экономическом обосновании перспективной программы энергосбережения Республики Татарстан. В соответствии с программно-целевым подходом была сформулирована основная цель программы - освоение потенциала энергосбережения республики (11, 4 млн. т усл. топлива.) за пятилетний период для обеспечения рационального использования энергоресурсов, снижения энергоемкости валового регионального продукта, повышения конкурентоспособности отечественной продукции, обеспечения общественных потребностей без ухудшения экологической ситуации. Программа включает пять подпрограмм.
    
    1. Организация коммерческого учета и контроля в производстве и потреблении энергоресурсов всех видов на основе приборов и систем учета, контроля, регулирования (инвестиции - 92, 95 млн. руб.; экономия энергоресурсов в год - 1724, 1 млн. м3 газа; 113, 6 тыс. т нефтепродуктов; 1507, 9 тыс. Гкал тепловой энергии).
    
    2. Модернизация средств транспортировки всех видов энергоресурсов (инвестиции - 90 млн. руб., экономия -513, 1 млн. м3 газа в год).
    
    3. Переход на энергосберегающие технологии на всех стадиях производства и потребления энергоресурсов (инвестиции - 117, 5 млн. руб., экономия энергоресурсов в год - 70, 8 тыс. т нефтепродуктов; 4573170, 0 кВтч электроэнергии, 4195, 8 тыс. Гкал тепловой энергии).
    
    4. Модернизация и обновление энергопроизводящего и энергопотребляющего оборудования (инвестиции - 200, 5 млн. руб.; экономия тепловой энергии 874, 1 тыс. Гкал, газа - 756, 9 млн. м3 в год).
    
    5. Использование альтернативных видов топлива и возобновляемых источников энергии (инвестиции - 13, 2 млн.руб., экономия традиционных энергоресурсов - 386, 1 тыс. т угля и 61, 2 тыс. т нефтепродуктов).
    
    Необходимые инвестиции в программу -514, 15 млн. руб. Финансовые ресурсы для программы определялись как сумма инвестиций по проектам. Поскольку привлечь такой объем средств при существующих финансовых ограничениях достаточно сложно, финансирование программы предполагалось осуществлять равными долями в течение пяти лет. Данные, полученные в результате ранжирования энергосберегающих проектов, использовались при разработке сценариев реализации потенциала энергосбережения, который составит 5, 25 млн. т усл. топлива. Объем сэкономленных энергоресурсов за пять лет равняется 15, 57 млн. т усл. топлива, а народнохозяйственный эффект от реализации программы энергосбережения - 7873, 4 млн. руб. (в действующих ценах). При этом будут более рационально использованы энергоресурсы, снижена энергоемкость валового регионального продукта (на 18%) и ВВП (на 1, 15 %), повышен уровень обеспечения потребностей в энергетических ресурсах без ухудшения экономической обстановки. Расчетная эффективность реализации программы энергосбережения, разработанной с использованием предложенного метода, выше на 1, 3% по сравнению с методом ранжирования по объему инвестиций, и на 10, 5%-с методом экспертных оценок.
    
    1 При расчете энергоемкости по отдельному региону используется валовой региональный продукт (ВРП). Показатель энергоемкости для конкретного хозяйствующего субъекта представляет собой соотношение затрат на энергоресурсы и объема произведенной продукции. Применяются также коэффициенты полезного использования энергоресурсов, которые определяются как отношение полученного объема ТЭР на стадиях добычи, переработки и генерирования к объему вовлеченных на этих стадиях ТЭР.