Эффективность государственных предприятий

// // Интересное в сети //

Эффективность функционирования государственных предприятий, как и любых других, представляет собой отношение результата к затратам или ресурсам. В связи с этим различают ее затратное и ресурсное выражение.
Данное различие имеет для государственных предприятий особое значение, что обусловлено характером государственной собственности (принадлежностью всем и никому в отдельности, особенностями спецификации прав собственности, когда владеет ею государство, распоряжаются органы государственной власти и управления, пользуется все население). Это и порождает отклонение ресурсной эффективности от затратной, означающее возможность неоптимального формирования и использования ресурсов.
    
    Необходимо различать также технико-экономическую и социально-экономическую эффективность. Первая выражается показателями производительности труда (трудоемкости), фондоотдачи (фондоемкости), материалоотдачи (материалоемкости) и т.д. Вторая заключается в создании нормальных условий жизнедеятельности государства, в реализации его социально-экономических целей и определяется не только относительными, но и качественными показателями, а также условными оценками.
    
    Социально-экономическая эффективность деятельности государственных предприятий, государства и государственного сектора неодинакова. И дело не только в несопоставимости ее масштабов. Различия здесь прежде всего содержательные, качественные. Социально-экономическая эффективность деятельности государства связана с реализацией им своих внутренних и внешних функций и выражается в обеспечении национальной безопасности, общественного правопорядка, достижении социальной справедливости, продолжительности и качестве жизни населения и т.д. Социально-экономическая эффективность функционирования государственного сектора зависит от итогов деятельности как предприятий и учреждений, находящихся в собственности государства, так и государственных финансов, и определяется показателями результативности использования бюджетных средств, взаимодействия с частным сектором, достижения социально-экономических целей, которые ставятся перед государственными предприятиями, и др.
    
    Различие эффективности государственных предприятий имеет не только теоретическое, но и практическое значение, связанное с общественной оценкой результатов их деятельности, материальным и экономическим стимулированием менеджеров, трудовых коллективов, выделением бюджетных ассигнований на новый цикл производства и т.д.
    
    Важно различать также первичную и вторичную эффективность функционирования государственных предприятий. Объясняется это тем, что они могут работать эффективно (первичная эффективность), но поскольку являются объектом собственности государства, то последнее может, исходя из тех или иных целей, вмешиваться в их деятельность, а это нередко приводит к убыткам и низкой рентабельности (вторичная эффективность).
    
    Эффективность государственных предприятий проявляется в зависимости от "чистоты" государственной собственности. Часто они убыточны, низкорентабельны. Предприятия же со 100%-ным или доминирующим капиталом государства, способного реализовать свою волю и свой интерес, являясь, по определению, коммерческими, обязаны быть прибыльными, рентабельными. Это свидетельствует о том, что различия в эффективности государственных предприятий предопределены, конституированы характером удовлетворяемых ими общественных потребностей, их отраслевой, производственной спецификой.
    
    Анализ экономической литературы, посвященной проблеме эффективности государственных предприятий, а также практики приватизации в 1992-2001 гг. свидетельствует о различии мнений на данный счет. Экономисты либерального толка, ссылаясь на общеизвестные цифры о количестве убыточных, малорентабельных государственных предприятий, об объемах бюджетных дотаций, на факты бюрократизма, коррупции, волокиты, низкой производительности труда, невысокое качество выпускаемой ими продукции по сравнению с частным сектором, полагают, что эти производства неэффективны.
    
    Существует и иная, более взвешенная точка зрения, исходящая из того, что для деятельности государственных (и частных) предприятий характерны как позитивные, так и негативные эффекты. Поэтому не может быть речи о том, что они при любых условиях обречены уступать в эффективности частным производствам.
    
    Некоторые экономисты считают, что причины неэффективности многих государственных предприятий предопределены государственной собственностью на эти производства, ее нерасчлененностью с управлением. Однако такой подход к анализу эффективности односторонен, поскольку не учитывает характер отрасли (конкурентный, неконкурентный), условия деятельности предприятий (коммерческое, некоммерческое), формируемые государством.
    
    Другие ученые связывают решение проблемы с использованием предпринимательской инициативы работников, помогающей преодолеть их отчуждение от средств и результатов труда. Думается, что и такой подход односторонен.
    
    Способ соединения работника со средствами производства, форма собственности - недостаточные условия для повышения эффективности предприятий. На последнюю существенно воздействуют характер и уровень производительных сил, технологий, организации труда, масштабность производства, управление, менталитет населения, институциональные структуры (право, суд и др.), открытость экономики, конкуренция, специализация и кооперация, интеграция, налогообложение, экономическая политика правительства и т.д.
    
    Высокая эффективность государственных предприятий в немалой степени способствует спецификации их прав собственности. Только на этой основе можно создать и применить разнообразные механизмы реализации государственной собственности: оперативного управления и хозяйственного ведения, аренды, концессии, трастового управления, акционирования и т.д. Отсутствие же четкой, непротиворечивой спецификации прав собственности государственных предприятий усиливает неопределенность их взаимодействия с иными субъектами, связанными с государственной собственностью, неоптимальность расходования ограниченных ресурсов, трансакционных издержек. Об этом свидетельствует практика хозяйствования, когда, в частности, руководители предприятий нередко используют государственную собственность в своих корыстных интересах.
    
    Заметим, что эффективность последней более сложная категория, чем, скажем, эффективность частной формы собственности, ориентированной на прибыль, которая выступает условием достижения в том числе и иных целей: наращивания объема продаж, завоевания и расширения рынка и т.д. Поэтому к ней не везде и не всегда применим данный критерий оценки. Дело в том, что в ряде отраслей государственная форма собственности действительно может обеспечить получение прибыли, в других же сферах ее эффективность проявляется в таких показателях, как обеспечение надежной обороны страны, правопорядка, выравнивание уровней регионального развития, в прогрессивной структурной перестройке экономики и т.д.
    
    Вряд ли можно согласиться с бытующим мнением о том, что государственный сектор аморфен и однороден. Государственные предприятия могут быть по характеру своей деятельности как коммерческой, так и некоммерческой направленности (полностью или частично), как целиком защищенными, так и незащищенными (в той или иной мере) от рыночной конкуренции. Поэтому неправомерно утверждать, что все они неэффективны. у нас есть Их эффективность или неэффективность определяются спецификой статуса, обусловленного выполняемыми ими функциями, решаемыми ими конкретными задачами общества, в том числе и с учетом фактора времени. Фактор времени в данном случае очень важен, поскольку в силу тех или иных обстоятельств, в том числе и форс-мажорных, государство может поручить своему предприятию, даже имеющему прибыль, такие функции, осуществление которых способно привести его к тяжелому финансовому положению.
    
    Корректное сравнение эффективности государственных и частных предприятий предполагает, что сопоставляться должны одноуровневые субъекты, находящиеся в одинаковых условиях. Поэтому утверждения некоторых экономистов о том, что все государственные предприятия якобы защищены от конкуренции как фактора эффективности, на наш взгляд, являются отрицанием сложности, структурированности данных производств. Дело в том, что одни из них действительно ограждены от конкуренции (естественные монополии, ряд предприятий военно-промышленного комплекса и др.), другие же функционируют в конкурентной среде, сосуществуя не только с отечественными, но и с иностранными хозяйствующими субъектами. Это, естественно, заставляет их вести себя соответствующим образом при конкурентной борьбе, исходя из особенностей рынка (олигополистического, монополистической конкуренции с дифференциацией товара и т.п.).
    
    Что касается государственных предприятий, работающих в неконкурентной среде, то последняя в условиях НТП уменьшается. Яркий пример тому -связь, которая длительное время была монополией государства, но стала конкурентной отраслью, что мотивирует ее конкурентные позиции. Уже само существование государственных предприятий в рыночной экономике способствует развитию добросовестной конкуренции, а тем самым и их конкурентной мотивации. Государственные предприятия практически не имеют барьеров для проникновения на любой рынок, что обусловлено, с одной стороны, политической волей государства, способной в принципе преодолеть любые барьеры, с другой - экономической мощью, потенциалом государственного сектора.
    
    Государство, в отличие от иных собственников, может (при прочих равных условиях) легко сформировать любое предприятие в любой отрасли экономики при относительно низких (по сравнению с негосударственными субъектами) затратах организации. Оно может преодолеть любой эффект масштаба в любом производстве за счет высокой способности к мобилизации капитала на основе различных возможностей: бюджета, эмиссии ценных бумаг, получения иностранного кредита и т.п. Располагая материальными, финансовыми, правовыми и иными факторами, оно может преодолеть входные барьеры и в тех отраслях, где налицо использование патентов, профессиональных секретов (ноу-хау). В результате благодаря государственному сектору в экономику не будет существовать способов, которые удерживали бы цену на уровне выше конкурентного. Появление на рынке новых предприятий тем самым увеличит общий объем выпуска, что приведет к понижению цены до конкурентного уровня.
    
    Более того, сама угроза появления новых предприятий на рынке позитивно влияет на поведение действующих производств, имеющих прочное положение в отрасли. При этом последние будут стараться работать так, чтобы избежать упреков со стороны общества в том, что они используют ценообразование, нарушают общепринятые стандарты загрузки производственных мощностей, фальсифицируют качество продукции, уменьшают объемы ее выпуска и т.д.
    
    Государство способно также, применяя меры принуждения, эффективно противостоять негласным, незаконным методам конкурентной борьбы, помогая тем самым поддержанию нормального функционирования экономики в целом. Используя собственность на невоспроизводимые ресурсы, оно может, создавая государственные предприятия, не допустить монополизации рынка данных видов ресурсов, обеспечить равный доступ к нему частных собственников, что также будет обеспечивать здоровую конкуренцию.
    
    Конкурентоспособность государственных предприятий как фактор повышения эффективности их деятельности обусловлена также их определенными преимуществами в экономии трансакционных издержек по сравнению с частным сектором. Экономия достигается за счет, во-первых, существенно меньших затрат на поиск информации (о ценах, покупателях, поставщиках и т.д.); во-вторых, на государственных предприятиях меньше расходы на ведение переговоров между администрацией, профсоюзами, вышестоящими органами; в-третьих, им легче, используя правовые институты государства, обеспечить свою юридическую защиту; в-четвертых, с точки зрения контрактов предприятиям государственного сектора дешевле обходится их заключение, оформление, защита, исполнение; в-пятых, на государственных предприятиях внешние эффекты способны быстрее и с меньшими издержками превратиться во внутренние, поскольку для государства нет нужды разрабатывать специальное законодательство, уговаривать, убеждать, как в случае с частными собственниками, ибо оно может непосредственно прибегнуть к принуждению, в-шестых, государственные предприятия значительно сокращают свои издержки на поиск нужной им информации также и за счет использования специально созданного государством трансакционного сектора (торговых палат, атташата, аналитических центров и т.п.).
    
    Государственные предприятия как участники конкурентной борьбы обладают специфическими преимуществами, нередко недоступными для частных фирм. Так, они опираются на разнообразные возможности государства (правовые, материальные, кадровые, финансовые, международные), что помогает их устойчивости в реагировании на перемены в экономике, на рынке.
    
    Научно-технический прогресс также усиливает мощь государственных предприятий. Это связано, в частности, с эффектом масштаба в сфере НИОКР, инновационной деятельности. Для многих частных собственников не под силу финансирование НИОКР, внедрение в производство инноваций, дело усугубляется зачастую отсутствием квалифицированных кадров, соответствующих технологий, ноу-хау, материальной базы. Общеизвестно, что для НИОКР и инновационной деятельности требуется некоторый оптимальный масштаб предприятия, который варьируется в зависимости от той или иной отрасли. Поэтому многие частные предприятия существенно проигрывают государственным, и в этом смысле менее жизнеспособны и устойчивы.
    
    Конечно, государственные предприятия не так гибко, как частные производства, реагируют на изменение спроса продукции. Они при прочих равных условиях обязаны обеспечивать нормальное функционирование хозяйственного механизма, не допускать сбоев в экономике, руководствуясь интересами государства. А это - важный фактор эффективности.
    
    Научно-технические достижения, полученные и используемые государственными предприятиями, расширяя границы наукоемких отраслей, делают возможным привлечение в них частных фирм, поскольку новая или улучшенная продукция изготавливается с меньшими издержками. В этих условиях может случиться так, что частные товаропроизводители будут в состоянии открыть новые производства, осуществить необходимые капиталовложения, в том числе используя опыт, кооперативные связи с предприятиями государственного сектора. Это также способствует развитию конкуренции в экономике как фактора повышения эффективности и самих государственных предприятий. На эффективность их деятельности влияют изменение в государственном регулировании экспорта и импорта, мирохозяйственных связей, открывающее или закрывающее национальную экономику для иностранных конкурентов, инфляция и т.д.
    
    Подводя итог сказанному, заметим, что объективных причин, которые бы обусловили неэффективность всех без различия государственных предприятий, не существует.