Сфера культуры в России

// // Интересное в сети //

Сфера культуры имеет особенности функционирования в России и за рубежом. Прежде всего существуют различия в организационных формах хозяйствования предприятий сферы культуры. Большинство таких предприятий за рубежом действуют в некоммерческой организационной форме, как наиболее эффективной в рыночных условиях. Так, в США это характерно практически для всех театров, имеющих стационарные сцены, для 75% музеев, симфонических оркестров, хотя прибыльными из них являются только 3-5%. Остальная часть предприятий культуры принадлежит государству.
В России многие организации культуры находятся в государственной собственности. По состоянию на 1 января 1997 г. в стране насчитывалось более 120 тыс. федеральных и муниципальных учреждений культуры, составляющих около 50% общего их числа. Если государственная форма собственности относится к предприятиям, уже давно действующим на рынке, то коммерческая и некоммерческая характерны в основном для новых.
    
    Различия в организационных формах хозяйствования российских и иностранных предприятий создают предпосылки для разных тенденций развития сферы культуры в нашей стране и за рубежом.
    
    Во-первых, за последние два десятилетия в развитых странах наблюдается устойчивый рост объема спроса на услуги сферы культуры. Это, в частности, проявляется в увеличении потребительских расходов на услуги данной сферы. К середине 90-х гг., по данным ООН, их удельный вес в общих расходах домашних хозяйств почти удвоился по сравнению с 80-ми гг. и достиг в США 10, 4%, Великобритании - 10, 3, Германии - 9, 9, Швеции, Норвегии - 9, 1, Италии -8, 9, Франции - 8, 4%.
    
    Кроме того, рост объема спроса на услуги сферы культуры в этих странах выражается в быстром увеличении посещаемости таких учреждений, например, американских музеев - от 400 млн. человек в 1985 г. до 500 млн. в 1998 г., тогда как аудитория оперных театров за этот период удвоилась. По сравнению с передовыми странами в России наблюдаются противоположные тенденции развития сферы культуры.
    
    Проведено исследование спроса на услуги сферы культуры в нашей стране с 1985 по 1998 гг. на основе статистического показателя посещаемости ряда театров, музеев. Анализ показал, что посещение населением театров уменьшилось с 72, 9 млн. человек до 27, 6 млн., т.е. в 2, 6 раза, причем за 1985-1996 гг. - в 2, 5 раза, а за 1996-1998 гг. - практически не изменилось. Посещение музеев сократилось со 103, 8 млн. человек до 66, 8 млн., т.е. в 1, 6 раза. Вместе с тем изменение объема спроса на услуги музеев в разные периоды различно: с 1985 г. по 1990 г. наблюдалось повышение в 1, 4 раза, с 1990 г. по 1994 г. - понижение в 2, 3 раза, с 1994 г. по 1998 г. - колебание в незначительных пределах.
    
    Таким образом, выявлено, что за рубежом в 1980-1990 гг. наблюдалось существенное увеличение объема спроса на продукцию сферы культуры, тогда как в России - наоборот, сокращение. Представляют интерес также статистические данные посещаемости музеев и кинотеатров в России и ряде развитых стран мира (табл. 1).
    
    Уровень посещаемости музеев в России ниже среднеевропейского в 2-3 раза, а кинотеатров- в 6-9 раз. Суммарный уровень спроса на услуги музеев и кинотеатров в нашей стране, оцениваемый с помощью общего показателя активности посещений (музеи и кинотеатры), в 3-5 раз ниже, чем в развитых странах.
    
    Характерной особенностью европейских стран являются относительно равномерные показатели посещаемости музеев и кинотеатров с небольшим превышением последних, однако на Россию данная тенденция не распространяется.
    
    Результаты исследования показали также изменение структуры спроса на услуги сферы культуры за рубежом и в России. За рубежом самый высокий прирост спроса наблюдается на услуги театров и музеев, что находит отражение в расходах населения и показателях посещаемости учреждений культуры. Так, в США в 1980-1998 гг. затраты населения на приобретение таких услуг увеличились в 1, 8 раза. В нашей стране предпочтения населения к проведению культурного досуга возросли в отношении услуг музеев. Если в 1985 г. посещаемость музеев превышала посещаемость театров всего в 1, 4 раза, то в 1990 г. - в 2, 5, а в 1998 г.-в 2, 4 раза.
    
    Общим фактором изменения структуры спроса на услуги сферы культуры за рубежом и в России является предпочтение населением услуг музеев. Данные изменения связаны с реализацией новых требований и желаний населения, а также переориентацией политики организаций культуры. За последнее десятилетие в мировом обществе произошло переосмысление роли музеев, их влияния на развитие жизненных традиций населения. Если в 80-е гг. задачи музеев ограничивались сохранением и изучением памятников культуры и искусства, то в 90-е гг. они превратились в культурно-образовательные, досуговые и информационные центры общественной жизни.
    
    Во-вторых, в 1980-1990 гг. в развитых странах резко возрос объем предложения услуг организаций культуры. Это отразилось прежде всего на росте числа учреждений культуры и исполнительских коллективов. Например, в США к началу 1990 г. количество оперных компаний и симфонических оркестров по сравнению с 1970 г. увеличилось более чем в 2 раза, оперных трупп - в 6, современного балета - в 3 раза.
    
    Рост объема предложения услуг организаций культуры привел к увеличению уровня занятости в этой сфере. Так, в 1980-1991 гг. он превышал средний показатель по всему хозяйству в США на 39%, Франции - на 28, Швеции - на 19, Канаде - на 6%. По мнению социолога университета штата Мэриленд Д.Б. Робинсона, численность художников, писателей и артистов балета увеличилась за последние десять лет на 80%, что в 3 раза быстрее темпов роста занятых в других областях.
    
    В России объем предложения услуг организаций культуры оценивался с помощью количества учреждений культуры (театров, музеев и библиотек) и выпускаемых ими услуг. Анализ их динамики с 1985 г. по 1998 г. показал, что на всем протяжении исследуемого периода прослеживается постоянная тенденция к росту числа музеев и театров (табл. 2).
    
    Количество театров за 1985-1998 гг. возросло в 1, 5 раза, музеев - в 2. Противоположная ситуация сложилась с динамикой числа библиотек. Их количество сократилось за этот период в 1, 2 раза.
    
    Однако исследование объема предложения услуг организаций культуры на основе анализа количества выпускаемой ими продукции дает другие результаты. Так, несмотря на постоянный рост численности театров с 1985 г. по 1998 г., обще количество спектаклей сократилось со 146 тыс. в 1988 г. до 110 тыс. в 1995 г., т.е. в 1, 3 раза. Это свидетельствует о том, что в целом объем предложения услуг театров снизился.
    
    Таким образом, на основе приведенных данных можно говорить об общей тенденции сокращения объема предложения услуг организаций культуры на российском рынке. Исключение составляют лишь музеи, объем предложения услуг которых растет.
    
    Для проводимого исследования интерес представляет также сравнение статистических показателей предложения услуг организаций культуры за рубежом и в России. Для анализа использованы статистические данные численности музеев и кинотеатров в нашей стране и ряде развитых государств мира (табл. 3).
    
    Результаты исследования абсолютной численности музеев показали, что Россия занимает промежуточное положение среди развитых стран по объему предложения услуг музеев, а лидируют европейские страны, такие, как Германия и Италия.
    
    По числу кинотеатров Россия выступает лидером среди развитых стран. Однако по относительным показателям, например количеству музеев, театров в расчете на группу населения, на единицу территории в нашей стране самый низкий уровень предложения услуг музеев и кинотеатров.
    
    Кроме того, в российской сфере культуры наблюдаются большие диспропорции объема спроса и предложения услуг. Так, темп падения объема спроса на услуги театров за 1985-1998 гг. в 2 раза превышал темп падения объема предложения, что создало значительные диспропорции на рынке - избыток объема предложения при недостаточном объеме спроса. В итоге средняя нагрузка посещаемости театра за данный период сократилась в 4 раза: с 215, 7 тыс. человек в 1985 г. до 52, 8 тыс. в 1998 г. Среди музеев за весь исследуемый период отмечался недостаток объема спроса при постоянно растущем объеме предложения услуг музеев.
    
    В целом российский рынок услуг организаций культуры характеризуется неравновесным состоянием, проявляющимся в несоответствии объема спроса и предложения продукции сферы культуры. Таким образом, в ходе анализа выявлено, что в развитых странах имеется тенденция увеличения объема предложения услуг организаций культуры, тогда как в России - наоборот, сокращения объема предложения продукции сферы культуры при серьезных диспропорциях на рынке.
    
    В-третьих, за последние два десятилетия в развитых странах наблюдается тенденция усиления роли государства в управлении сферой культуры. Это проявляется в нескольких аспектах. Прежде всего широкое распространение получают процессы централизации координационных функций государства в управлении сферой культуры. Федеральные власти приобретают все больше полномочий в вопросах принятия стратегических решений, отборе приоритетных программ и проектов, планировании и контроле, что приводит к созданию и расширению специализированных министерств. Так, в Великобритании в 1993 г. вместо Совета по искусству было создано самостоятельное Министерство по делам национального наследия, преобразованное с 1997 г. в Министерство культуры, средств массовой информации и спорта, ответственное за разработку культурной политики и управление в сфере культуры. В Италии в 1997 г. было организовано Министерство культуры. В США при отсутствии специализированного министерства в составе Национального фонда искусств и гуманитарных исследований действует Федеральный Совет по делам искусств и гуманитарных наук, отвечающий за координацию политики в сфере культуры.
    
    Кроме того, за исследуемый период государственные расходы на сферу культуры за рубежом постоянно растут. С 1980 г. по 1993 г. они увеличились в текущих ценах в Италии - в 5, 5 раза, Норвегии - 3, 1, Франции - 3, Великобритании - 2, 5, Швеции - 2, 4, США - 1, 7, Германии - 1, 6 раза. К середине 90-х гг. удельный вес сферы культуры в государственных расходах достиг в Швеции - 5%, Норвегии - 3, 4, Франции - 3, Германии - свыше 2, 5, Великобритании-2, 1, Италии-1, 5, США- 1, 1%.
    
    В России с конца 80-х гг. наблюдается устойчивая тенденция децентрализации управления в сфере культуры. Это проявляется в расширении полномочий региональных и местных властей в области управления и распределения ресурсов в отрасли "культура и искусство".
    
    Вместе с тем с начала 90-х гг. отмечается постоянное сокращение государственных расходов на нужды культуры и искусства. Согласно Основам законодательства РФ о культуре 1992 г., не менее 2% средств федерального бюджета РФ и примерно 6% - региональных и местных бюджетов необходимо было направлять на развитие культуры. Однако на практике эта программа не выполняется. Так, в федеральном бюджете 1998 г. на культуру отводилось лишь 0, 65%, 1999 г. и 2000 г. - по 0, 48, 2001 г. - 0, 47%.
    
    Таким образом, заметна тенденция сокращения выделения федеральных бюджетных средств на нужды культуры и искусства. В региональных и местных бюджетах ситуация аналогичная. Например, в Санкт-Петербурге в 1997 г. на развитие культуры было предусмотрено лишь 1, 9% расходной части городского бюджета, 1998 г. - 2, 4, 1999 г. - 2, 2, 2000 г. - 1, 96% вместо 6%, указанных в законе, т.е. появилась тенденция сокращения бюджетного финансирования, характерная в целом для всех местных бюджетов.
    
    Бюджетное финансирование на уровне учреждений культуры за последние несколько лет также претерпело большие изменения. С 1997 г. государственные субсидии выделяются в основном на покрытие текущих расходов, а капитальные затраты практически не финансируются. Кроме того, при исполнении бюджета многие статьи подвергаются секвестру, за исключением средств на оплату труда и коммунальные расходы, поэтому на практике бюджеты учреждений культуры финансируются лишь в пределах 40-60% утвержденных сумм. Как следствие, российские учреждения культуры активно обращаются к использованию внебюджетных источников финансирования (табл. 4).
    
    Из табл. 4 видно, что доля внебюджетных средств в общих поступлениях музеев и библиотек постепенно увеличивается, тогда как доля платных услуг населению в этих доходах значительно сократилась с 1992 г. по сравнению с 80-ми гг. (табл. 5). Это позволяет сделать вывод, что учреждения культуры все больше внимания уделяют не столько регулированию ценовой политики сколько поиску новых источников финансирования, а также путей повышения эффективности управления.
    
    Таким образом, если в развитых странах наблюдается тенденция централизации влияния государственной власти в вопросах управления сферой культуры, а также увеличение соответствующих расходов, то в России - наоборот преобладают процессы децентрализации государственного управления культурой и сокращения бюджетного финансирования в данной сфере.
    
    В целом анализ спроса, предложения и роли государства в сфере культуры развитых стран и России за последние два десятилетия свидетельствует о противоположных тенденциях развития отечественного и зарубежного рынков услуг организаций культуры, а также систем управления данной сферой Выделенные тенденции свидетельствуют о сложном экономическом положении российской сферы культуры, причины которого связаны с кризисным влиянием на состояние бюджетной системы и государственное управление На экономическую ситуацию в сфере культуры оказывают влияние и такие факторы как масштабы применения организациями культуры эффективных моделей хозяйствования, рациональной системы управления.