Пищевая и перерабатывающая промышленность России

// // Интересное в сети //

Рыночные реформы в стране, положившие начало преобразованиям в развитии отраслей народного хозяйства, в том числе пищевой и перерабатывающей промышленности, увеличили производственные, экономические и сырьевые возможности по выработке разнообразных продуктов питания, размещения предприятий по регионам. 
    
Пищевая и перерабатывающая промышленность, включающая 30 подотраслей, 5, 3 тыс. крупных и средних предприятий, 17 тыс. мелких производств с численностью работающих около 1, 4 млн. человек, является устойчиво развивающейся системой, вырабатывающей сотни наименований различных видов пищевой продукции, составляющей более половины продовольственного товарооборота страны. Это огромный производственный потенциал, который за последние 10 лет обновился и может в значительной мере конкурировать со многими ведущими зарубежными фирмами по производству продовольствия высокого качества.
    
    Усиление роли пищевой и перерабатывающей промышленности в производстве и потреблении продуктов питания населением стало возможным в результате тех положительных сдвигов, которые происходят в сельском хозяйстве. Они прежде всего заключаются в том, что сельскохозяйственные товаропроизводители уходят от валового подхода в выращивании продукции к точечному (регламентированному) производству овощей, фруктов, картофеля, мяса, зерна по заказам перерабатывающих предприятий. Это необходимый процесс в условиях, когда спрос требует удовлетворения соответствующим предложением.
    
    При этом вхождение пищевой и перерабатывающей промышленности в мировой рынок является не только закономерным, но и положительным явлением. Как показали прошедшие годы реформ, более полное удовлетворение потребностей населения в продуктах питания (по ассортименту, качеству, содержанию жизненно необходимых веществ и др.) возможно лишь в конкурентной борьбе на рынке товаров. Обновление ассортимента всех видов пищевой продукции, представленного, например, на выставках и ярмарках продовольственных товаров, проводимых в Москве, - Агропромышленной недели, "Продэкспо", в Гостином дворе, Манеже, ВВЦ - свидетельствует о профессиональном подходе к удовлетворению спроса покупателей.
    
    Прорыв на мировые рынки новых предприятий - кондитерских фабрик "А. Коркунов" (Московская область), "Русский шоколад" и Экспериментального завода напитков (пивоваренного) в Хамовниках (Москва), Московского булочно-кондитерского комбината "Коломенское", Иркутского спирто-водочного объединения "Кедр" и других показывает, что российской продукции уже тесно внутри страны и она постепенно поступает на рынки СНГ, а также США, Франции, Англии, Германии.
    
    За годы рыночных реформ сложилось два этапа развития пищевой и перерабатывающей промышленности: первый - до 1995-1996 гг., второй - последующие годы, включая 2002 г. Первый этап характеризуется резким спадом объемов производства, разрушением хозяйственных связей, ухудшением всех показателей финансово-экономической деятельности предприятий. В этот период наблюдался самый низкий уровень их развития за все предыдущие годы. Однако это время не прошло бесследно. Вхождение в рынок было трудным, но предприятия учились работать в условиях жесткой конкуренции, вызванной массовым поступлением импортных товаров, отсутствием в достаточных объемах отечественного сырья и кредитных ресурсов.
    
    Начиная с 1997 г. ситуация меняется по многим видам продукции в положительную сторону (табл. 1).
    
    Как видно из табл. 1, предприятия пищевой и перерабатывающей промышленности постепенно увеличивают объемы производства. Эта тенденция к концу 90-х гг. приобретает стабильный характер. Так, из 20 видов продукции в 2000 г. по 14 видам обеспечивается прирост по сравнению с 1996 г., по 10-он составляет более 150%, по 5 (сахару, растительному маслу, пиву, минеральной воде, папиросам и сигаретам) - были превзойдены самые высокие объемы производства, достигнутые в предыдущие годы.
    
    В то же время в мясомолочной и зерновой подотраслях произошло падение производства по ряду причин: отсутствие достаточного количества сырья, высокие цены на продукцию, что привело к увеличению поступления импортных товаров. Однако в 2001 г., по предварительным данным, поставки мяса выросли в первом полугодии по сравнению с 2000 г. (в аналогичный период) и составили 715, 4 тыс. т против 256, 3 тыс. т, животного масла соответственно, - 64, 3 тыс. и 21, 8 тыс. т. Эту тенденцию надо закреплять.
    
    Высокими темпами развивается производство продукции для детского питания - плодоовощных консервов (314% по сравнению с 1996 г.), молочных продуктов для детей раннего возраста (260%) и др. Такие показатели - следствие реализации федеральной целевой программы "Развитие индустрии детского питания", которая в 1991 г. была утверждена Советом Министров РСФСР и вызвана необходимостью принятия срочных мер по улучшению питания детей, особенно раннего возраста (до 3 лет). По данным Минздрава РФ, более 60% детей первого года жизни нуждается в искусственном вскармливании. Кроме того, возросло число различных детских заболеваний.
    
    Программа предусматривала решение следующих задач: обеспечение промышленности высококачественным сырьем за счет создания специализированных зон по выращиванию кормовых культур, овощей, плодов и фруктов, производству мяса и молока с гарантированно низким содержанием пестицидов, солей тяжелых металлов; развитие материально-технической базы отрасли, ее техническое перевооружение, реконструкция, расширение и строительство новых предприятий, производящих детское питание и необходимые компоненты, с тем чтобы в основном удовлетворить биологическую потребность детей раннего возраста в специальных и лечебных продуктах по установленным нормам; снабжение производства детского питания современными видами тароупаковочных материалов, обеспечивающих сохранность продуктов, транспортабельность и необходимую дозировку, научное обеспечение развития производства продуктов детского питания и подготовка кадров, создание системы льгот, предоставление дотаций и возмещение дополнительных затрат для хозяйств и предприятий по выпуску сырья, детского питания, технологического оборудования и торговли; совершенствование системы реализации продуктов для детей раннего возраста.
    
    Программой было предусмотрено строительство 110 объектов по производству жидких и пастообразных молочных продуктов на мясной, плодоовощной, зерномолочной и рыбной основах, лечебных молочных смесей.
    
    За период строительства (1991-1995 гг.) было введено в эксплуатацию 7 объектов по выпуску детского питания мощностью: по производству жидких и пастообразных молочных продуктов -20 т в смену, плодоовощных консервов -19, 5 млн. усл. банок в год, сухих смесей на злаковой основе - 1, 7 тыс. т в год. Однако в связи с ограничением бюджетного финансирования строительство и реконструкция многих предприятий по детскому питанию были приостановлены.
    
    За 1998-2000 гг. вошли в строй производственные мощности на 8 заводах, в том числе по производству жидких и пастообразных молочных продуктов - 238 т в смену, плодоовощных консервов - 9 млн. усл. банок в год, легковскрываемой крышки для детских мясных консервов - 120 млн. шт. в год. Предприятия увеличили выпуск продуктов детского питания почти по всем видам. В 2000 г. по сравнению с 1998 г. производство жидких и пастообразных молочных продуктов возросло со 143, 9 тыс. до 176, 5 тыс.в год, продуктов детского питания на плодоовощной основе с 91, 8 млн. до 238, 5 млн. усл. банок в год, сухих продуктов на злаковой основе - с 1, 2 тыс. до 3, 3 тыс. т в год.
    
    Введены в действие мощности по производству детского питания в Москве, Санкт-Петербурге, Воронеже, Мичуринске Тамбовской области, Тихорецке Краснодарского края, Лебедяни Липецкой области, Хабаровске, Зеленодольске Республики Татарстан.
    
    Несмотря на это, производство детской продукции в стране находится на низком уровне, специальная и лечебная вообще не вырабатывается. Выпуск жидких и пастообразных молочных продуктов составляет от уровня потребности 20, 1%, мясных детских консервов - 17, плодоовощных - 16%.
    
    Тенденции, складывающиеся в развитии пищевой и перерабатывающей промышленности в последние годы, являлись в первую очередь следствием проводимой государством политики в отношении отечественного товаропроизводителя и приобретения предприятиями опыта работы в рыночных условиях. Защитные меры, введенные в 1994-1996 гг. в целях импортозамещения товаров, снизили возможности импортеров устанавливать пониженные (зачастую демпинговые) цены на продовольствие.
    
    Если в 1992 г. и 1993 г. таможенные пошлины использовались в качестве защитного инструмента только в отношении импорта алкогольной продукции и пива, то, начиная с 1994 г., ужесточаются требования к завозу в страну практически всей пищевой продукции. При этом приоритет отдается импорту сырья (путем снижения таможенных пошлин или их отмены). Особенно эта дифференциация на сырье и готовую продукцию характерна для 2000-2001 гг.
    
    Анализ данных по производству тех видов пищевой продукции, объемы производства которых стали увеличиваться, показывает, что эти виды стали конкурентоспособными как по ценам, так и по качеству. Поэтому в ряде подотраслей быстрыми темпами идет импортозамещение продукции (табл. 2). Например, по сигаретам и сигарам. В то же время объем импорта табака в страну возрос в 2000 г. по сравнению с 1998 г. , что позволяет развивать отечественное производство и создает новые рабочие места.
    
    Такие же тенденции происходят и по другим видам продукции: пиву, минеральной воде, фруктовым сокам, маргарину, водочным изделиям, сахару. Например, импорт сахара снизился в 2000 г. по сравнению с 1995 г. в 6, 6 раза. Это произошло потому, что в отношении Украины (ее доля в импорте сахара составляла более 65%) с 15 мая 1996 г. была введена таможенная пошлина, аналогичная странам дальнего зарубежья. Это потребовало изменения ряда договоренностей по двустороннему сотрудничеству.
    
    В дальнейшем, с 2001 г. для сокращения импорта сахара-сырца была введена тарифная квота в объеме 3, 65 млн. т. Ее распределение осуществлялось на аукционе (бирже) по кварталам. При этом большая часть продукции поставлялась в первом полугодии, что создавало более благоприятные условия для реализации сахара, выработанного из свеклы. Следует отметить, что таможенная пошлина на импортный сахар-сырец в рамках тарифной квоты составляет 5%, а сахар-сырец и белый без квоты - 40%.
    
    Улучшению работы предприятий в последние годы препятствовало так называемое скрытое перепроизводство пищевой продукции, которое получается, когда производственные мощности и наличие сырья позволяют наращивать объемы производства, а выпускаемые виды продукции не реализуются из-за сокращения реальных доходов населения.
    
    Дальнейшее увеличение выпуска продукции должно предусматривать и широкую программу мер по росту ее экспорта, который пока недостаточен (табл. 3), что позволит улучшить использование производственных мощностей отрасли (табл. 4).
    
    Вступление России в ВТО в сегодняшних условиях требует проведения в подотраслях и на предприятиях пищевой и перерабатывающей промышленности серьезной подготовительной работы. Она должна вестись по разным направлениям. На переговорах по данному вопросу необходимо вырабатывать не только общие с ВТО условия (таможенного регулирования, применения льгот и т.п.), но и единые требования к продукции различных подотраслей (кондитерской, сахарной и др.), несмотря на региональные особенности ее производства.
    
    Огромные дотации сельскому хозяйству в США, странах ЕС, Японии позволяют производить конкурентную продукцию, а применяемые в отношении России экспортные субсидии - поставлять ее по демпинговым ценам, что создает неравные условия для наших пищевых продуктов.
    
    В то же время отечественные товары при поставке в зарубежные страны встречаются с жесткими защитными мерами, применяемыми в отношении нашего товаропроизводителя. Например, на тот же сахар ввозная таможенная пошлина в европейских и других странах в 2-3 раза превышает российскую. Так, в Венгрии она составляет 74% (к стоимости сахара), Румынии -135, Финляндии - 149 (помимо пошлин необходимо выплатить дополнительно по 1, 74 финских марок за 1 кг сахара), в Литве - 87, Латвии - 57, Украине - 50%. В России при ввозной таможенной пошлине, равной 40%, а в период сезонной переработки свеклы - 50%, отечественная промышленность выпускает сахар в таком количестве, которым можно не только обеспечивать свои потребности, но и экспортировать около 1 млн. т. Ставка ввозной таможенной пошлины на крахмал картофельный в нашей стране составляет 44, 2 евро за 1 т, а в странах ЕС - 181, 7; на патоку крахмальную (сироп глюкозы) - соответственно 19, 8 и 219; крахмал кукурузный - 10 и 181, 7 евро.
    
    Поэтому при согласовании режимов торговли со странами <- членами ВТО необходимо учитывать складывающуюся ситуацию в отдельных подотраслях пищевой и перерабатывающей промышленности. Важным моментом является вопрос унификации стандартов качества на российскую и импортную продукцию, поскольку при вступлении в ВТО предъявляются единые требования.
    
    Сейчас в России на продукцию АПК действует около 2000 стандартов, из них более 890 - на саму продукцию и II 10-на методы испытаний качества пищевых и сельскохозяйственных продуктов, в том числе на термины и определения, а также упаковку, маркировку, транспортирование и хранение, более 40% из них уже соответствуют международным требованиям. Указанные стандарты охватывают практически все виды продукции и создают хорошую основу для выпуска высококачественных товаров, как для отечественного, так и зарубежного потребителя. В качестве примера можно привести стандарт (ГОСТ Р 51074-97) "Продукты пищевые. Информация для потребителя. Общие требования", который принят Госстандартом России во исполнение Закона РФ "О защите прав потребителей" и обеспечивает регулирование реализации на российском потребительском рынке как отечественной так и импортной пищевой продукции, а также дает возможность потребителю получить полную информацию о ней.
    
    Этот стандарт соответствует также международному, содержащему требования к этикетированию пищевых продуктов в соответствии с требованиями ЕС по содержанию информации, наносимой на потребительскую упаковку как для отечественных, так и импортных товаров, реализуемых на российском потребительском рынке. Он не создает барьеров в торговле между странами. Если продукт изготовлен в одной из стран ЕС и замаркирован в соответствии с требованиями ЕС, то достаточно перевести информацию на этикетке на русский язык.
    
    Говоря о стандартах на продукцию, следует отметить, что по ряду видов свежей сельскохозяйственной продукции (лук репчатый, морковь и др.) уже разработаны и будут введены с 1 июля 2002 г. унифицированные стандарты со странами ЕС. Постановления Госстандарта России по каждому виду продукции уже приняты. Ими отменено действие ранее установленных ГОСТов на сельскохозяйственную продукцию. Это создает надежную основу для выработки качественных продуктов, в первую очередь плодоовощных консервов, а также этилового спирта и алкогольной продукции, осуществления контроля за реализацией на рынке продукции в свежем виде, завозимой из стран ближнего и дальнего зарубежья.
    
    Так, только в 2000 г. были приняты и введены в действие 8 новых государственных стандартов на алкогольную продукцию и методы осуществления ее контроля. С 1 января 2001 г. на территории страны введен ГОСТ Р 51355-99 "Водки и водки особые. Общие технические условия". Стандарт отвечает зарубежным требованиям и устанавливает более жесткие градации по содержанию токсичных веществ. Кроме того, он взаимосвязан с ГОСТ 51698-2000 "Водка и спирт этиловый. Газохроматографический экспресс-метод определения содержания токсичных микропримесей". Комплекс этих документов дает возможность службам государственного контроля и надзора, предприятиям спиртовой и ликероводочной промышленности производить оценку качества спирта и водки инструментальными методами контроля.
    
    В целях установления технических барьеров в торговле и сокращения разногласий с импортерами принято 6 стандартов на методы контроля алкогольной продукции и сырья для ее производства, увязанных с параметрами ЕС. В то же время необходимо отметить, что в отдельных странах, например Германии, существуют ассоциации производителей и импортеров алкогольной продукции, которые самостоятельно (невзирая на действующие стандарты) осуществляют контроль при ввозе российской водки в страну.
    
    Большие нарекания потребителей вызывает наличие на рынке фальсифицированной продукции, выдаваемой за известные традиционные продукты питания. Так, вместо натуральных соков могут продаваться сокосодержащие напитки.
    
    Введение российских стандартов "Консервы. Соки, нектары и сокосодержащие напитки. Термины и определения" на методы контроля овощных и фруктовых соков требует от изготовителей правильного обозначения продуктов. Это даст возможность потребителям выбирать необходимый товар. В то же время органы государственного надзора и контроля смогут устанавливать, соответствует ли продукт своему наименованию и качеству. Ведется работа по унификации стандартов на молоко, сливочное масло, сметану, кефир и другие молочные продукты, кондитерские изделия (шоколад), минеральную воду и др.
    
    Все это будет способствовать увеличению поставок российской пищевой продукции на рынки европейских и других стран, а также обеспечит защиту отечественных покупателей от потребления некачественной продукции. В то же время данные об экспорте-импорте продукции за 1999-2000 гг. показывают (табл. 5), что объемы поставок продовольствия из России в страны ЕС несоизмеримы с импортом из этих стран.
    
    В соответствии с международным законодательством при вступлении России в ВТО должен осуществляться переход от обязательной стандартизации продукции к декларированию ее качества самим производителем, что предполагает добровольную сертификацию технологий производства или разработку систем качества самими предприятиями. Для защиты потребителя от некачественной продукции в соответствии с Федеральным законом от 24 мая 1999 г. "Об инженерно-технической системе агропромышленного комплекса" предусмотрено обязательное проведение государственных испытаний и сертификации новых технологий производства пищевой продукции, хранения и переработки сельскохозяйственных культур. Эта работа проводится Минсельхозом России.
    
    Техническое перевооружение производства, внедрение достижений науки и техники, новых технологий и современного оборудования, прогрессивных видов тары и упаковки - важнейшие факторы в конкурентной борьбе за удовлетворение потребительского спроса. Несмотря на некоторые сдвиги в этом направлении, пищевая и перерабатывающая промышленность испытывает потребность в капитальных вложениях.
    
    По данным Госкомстата, в 2000 г. инвестиции в продовольственный сектор составили около 3 млрд. долл., из них около 60% - иностранные. В российских более 80% приходится на собственные средства предприятий. Это позволяет сделать вывод о том, что промышленность находится на подъеме и имеет хорошую основу для повышения эффективности производства и увеличения поставок пищевой продукции на внутренний и зарубежный рынки.
    
    Возникает вопрос: что даст России вступление в ВТО? Ответ при этом однозначный. Если будут проведена тщательная подготовка и учтены национальные особенности агропромышленного производства, в том числе пищевой и перерабатывающей промышленности, которые приводят к высокой себестоимости производимой продукции и требуют установления повышенных таможенных пошлин на ввозимые продовольственные товары, то наряду с выходом на мировой рынок (без дискриминации и ограничений), наша страна получит широкую возможность для ознакомления с научно-техническими достижениями различных стран в области производства пищевой продукции. Однако Россия всегда должна иметь возможность вводить необходимые меры защиты отечественного товаропроизводителя.
    
    Итоги работы предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности за последние годы показывают, что многие из них сумели адаптироваться к рыночным условиям и смогут достойно конкурировать с зарубежными предприятиями, а при определенной государственной поддержке - обеспечить высокоэффективную работу в рамках, когда Россия станет полноправным членом ВТО.