Макроэкономическая эффективность внешней политики России

// // Интересное в сети //

Методические подходы к расчетам макроэкономической эффективности внешнеэкономических связей. Российская Федерация, как и другие страны мира, с последней четверти прошлого века вступила в новый этап интернационализации хозяйственной жизни - глобализации мировой экономики. Теперь как никогда ясно, что в XXI в. удержать, а тем более упрочить свои позиции в мировом хозяйстве смогут лишь страны, лидирующие в области высоких технологий, наукоемких производствах.
В современном мире не только национальные фирмы и ТНК, но и государственные власти внимательно следят за изменением мировой экономики, мирохозяйственных связей во всех их формах и сферах, повышением международной конкурентоспособности продукции своих фирм на мировых товарных рынках, опытом реструктурирования передовых корпораций. В нашей стране, в отличие от многих стран, слабо поставлен мониторинг и анализ внешнеэкономических связей страны, не проводятся оценки их эффективности на макроэкономическом (народнохозяйственном) уровне. В результате Россия и ее предприятия интегрируются в мировую экономику без тщательной оценки своих экономических выгод от участия в международном экономическом сотрудничестве, без выверенной стратегии включения в мировое хозяйство.
    
    В последние три десятилетия существования Советского Союза вопросы оценки и анализа эффективности внешнеторгового оборота страны, экспорта и импорта (в товарном и географическом разрезах) находились в центре внимания ученых и специалистов-практиков, государственных органов управления и планирования при формировании внешнеэкономической политики страны, международной специализации и кооперации производства, выборе эффективных направлений экспорта и импорта, вариантов совместно с иностранными партнерами строительства и эксплуатации хозяйственных объектов за рубежом и в нашей стране.
    
    В 1980 г. была принята и действовала вплоть до разрушения СССР обстоятельная методика определения экономической эффективности внешнеэкономических связей как обязательный к исполнению в практической работе нормативный документ. Оценки макроэкономической (народнохозяйственной) эффективности экспорта были государственным стандартом, имманентным существовавшему тогда общественно-экономическому строю. Они были предопределены системой централизованного директивного планирования народного хозяйства и управления им; государственной монополией внешней торговли при соответствующей системе учета внешнеэкономических связей, согласно которой внешнеторговые объединения передавали всю необходимую информацию в соответствующие сводные отделы Минвнешторга СССР. Многочисленные министерства по отраслям промышленности имели централизованную и детально расписанную статистическую, бухгалтерскую и иную информацию по каждому подведомственному предприятию, производству и реализации их продукции на внутреннем и внешних рынках. Министерства и ведомства, занимавшиеся вопросами не только производства, но и сбыта продукции на внутреннем и внешних рынках, исходя из государственного плана предписывали предприятиям номенклатуру производства продукции, объемы сбыта ее на внутреннем рынке, а также экспорта. Отраслевые министерства и предприятия напрямую не выходили со своей продукцией на внешние рынки, не знали их условий и требований к товарам, аналогичным выпускаемым нашими предприятиями, а зачастую и мировых цен.
    
    Продукция, изготовленная предприятиями по заказам Министерства внешней торговли, его внешнеторговых объединений, поступала в распоряжение последних для реализации на внешних рынках. Каждое объединение по экспорту и импорту товаров составляло годовые отчеты по итогам своей деятельности и определяло бюджетную эффективность, выражавшую его финансовые отношения с государственным бюджетом.
    
    Страна с действовавшей тогда системой хозяйствования представляла собою как бы грандиозную корпорацию, интегрированную по горизонтали и вертикали, а Минвнешторг с его объединениями - ее универсальный торговый дом. Такой порядок оценки эффективности экспорта имел немало существенных недостатков, в частности эта оценка была оторвана от учета реальных народнохозяйственных затрат, которых оптовые цены не отражали.
    
    Все это побудило Госплан СССР, министерства, ведомства, Академию наук, ряд институтов и видных ученых на протяжении почти 15 лет вести разработку упомянутой Методики определения эффективности внешнеэкономических связей СССР. Расчеты эффективности по ней опирались на показатели себестоимости и капиталоемкости (фондоемкости) конкретных видов продукции, нормативы эффективности и т.д.
    
    Методика определяла детально: какую информацию для расчетов народнохозяйственной эффективности внешнеэкономических связей и кто готовит, кто проводит расчеты эффективности, в какие организации представляются их результаты и рекомендации для принятия соответствующих решений в директивных органах страны.
    
    Переход к построению рыночного хозяйства, свобода действий предприятий в рамках закона внутри страны и за ее рубежами, возникновение института коммерческой тайны, ликвидация отраслевых и других министерств и ведомств, отслеживавших экономическую эффективность внешнеэкономических связей, изменение функций и прав федеральных, а также региональных органов управления и контроля за хозяйственно-финансовой деятельностью предприятий-экспортеров - все это сделало невозможным применение прежних методик для анализа и оценок эффективности экспорта и импорта российских товаров. Принципиально иными стали финансово-банковские механизмы регулирования экономики, государственная монополия внешней торговли как система управления внешнеэкономическими связями страны прекратила свое действие, хотя в ряде областей она сохраняется; главными действующими лицами в экономике страны стали хозяйствующие субъекты (предприятия, хозяйственные товарищества, акционерные общества, финансово-промышленные группы и т.д.); обрел особое значение институт коммерческой тайны.
    
    Происшедшие перемены пока не нашли отражения в теории, методике и практике расчетов макроэкономической эффективности внешнеэкономических связей России. Теперь невозможно и не нужно возвращаться к прежней системе формирования централизованной информации (банка данных) для оценок макроэкономической эффективности внешнеэкономических связей. Это противоречило бы конституционным основам переходной экономики страны.
    
    Сегодня необходимо создание новой системы и методов оценки макроэкономической (народнохозяйственной) эффективности внешнеэкономических связей, предопределяемых строительством рыночной экономики. Вместо возврата к дорогостоящей и ныне неоправданной глобальной системе расчетов эффективности экспорта мы предлагаем использовать этот инструмент лишь тогда, когда без него нельзя обойтись, не рискуя потерять общегосударственные выгоды и интересы.
    
    Нужна выборочность оценок эффективности внешнеэкономических связей для поиска решений конкретных вопросов, а не дорогостоящая постоянная, подчас не оправданная по объему статистика, для ведения которой понадобились бы тысячи служащих и затраты в миллиарды рублей.
    
    Выборочные расчеты эффективности экспорта конкретных видов продукции отвечают провозглашенному в июле 2000 г. Федеральным Собранием принципу не допускать государство в те сферы, где его не должно быть, и не терпеть его отсутствия там, где оно необходимо.
    
    Расчеты макроэкономической эффективности экспорта, импорта, внешнеторгового оборота в целом, решения, принимаемые с их учетом, помогут уменьшить риски при дальнейшей интеграции России в мировую экономику, содействовать расширению конкурентоспособного экспорта и рационализации импорта в страну, налаживанию отечественного производства, российскому предпринимательству за рубежом.
    
    Соответствующим органам государственного управления необходимо располагать данными о народнохозяйственном эффекте, представляющем собою сумму эффектов, получаемых государством и хозяйствующими субъектами. Это позволило бы повысить управляющую и координирующую функции федеральных и региональных органов исполнительной власти в рамках закона в интересах общества, государства и хозяйствующих субъектов в торгово-экономической, производственной и научно-технической сферах.
    
    Государство объективно заинтересовано в оптимизации макроэкономического эффекта, поскольку это ведет к увеличению его экономической мощи, повышению благосостояния народа, особенно той его части, которая зависит от его социальной помощи. Государство экономической политикой, в основном организационно-правовыми инструментами, влияет на деятельность предприятий, в том числе внешнеэкономическую (административно в нее не вмешиваясь), имея целью приумножить на этой основе совокупные ресурсы социально-экономического развития страны. В этом смысле оправданно искать надежные способы оценки макроэкономического эффекта страны, его динамики по годам, распределения в географическом, товарном и отраслевом разрезах.
    
    Конечно, дело это не простое. Ведь за каждой из групп товаров стоят сотни и тысячи конкретных видов продукции, особенно машиностроительной, однородных в конструктивно-технологическом отношении, но различающихся по технико-экономическим параметрам, изготовляемых десятками и сотнями предприятий-товаропроизводителей.
    
    Одни и те же или сходные продукты производятся на разных предприятиях с различным уровнем издержек производства и обращения. В рыночной экономике они реализуются в конкретных сделках непосредственно между производителями и потребителями по различающимся внутренним и внешнеторговым ценам, фиксируемым в контрактах, составляющих к тому же коммерческую тайну партнеров.
    
    Следует учитывать, что полноценные расчеты эффективности внешнеэкономических связей, а среди них внешней торговли, и прежде всего экспорта, на макроэкономическом уровне ныне не проводятся в России в силу ряда причин, особенно требований сохранения коммерческой тайны, ни хозяйствующими субъектами, ни управляющими и координирующими органами на федеральном и региональном уровнях.
    
    Министерства и ведомства, различные органы государственного управления и контроля не имеют конституционного права безоговорочно требовать от предприятии и других хозяйствующих субъектов данные по конкретным изделиям в части издержек их производства, транспортировки, таможенных платежей и т.д. В ст. 139 Гражданского кодекса РФ на этот счет четко зафиксировано: "Информация, составляющая служебную или коммерческую тайну, защищается способами, предусмотренными настоящим Кодексом и другими законами. Лица, незаконными методами получившие информацию, которая составляет коммерческую или служебную тайну, обязаны возместить причиненные убытки".
    
    Принципиальное значение имеет положение ст. 16 Таможенного кодекса: "Информация, составляющая государственную, коммерческую, банковскую, или иную, охраняемую законом тайну, а также конфиденциальная информация (информация, не являющаяся общедоступной и могущая нанести ущерб правам и охраняемым законом интересам предоставившего ее лица) не должна разглашаться, использоваться должностными лицами Таможенных органов Российской Федерации в личных целях, передаваться третьим лицам, а также государственным органам, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами Российской федерации".
    
    В Российской Федерации пока нет закона о коммерческой тайне (и в законодательстве ведущих государств мира, как правило, нет соответствующих специальных актов). С появлением в российском законодательстве положений о коммерческой тайне любое лицо может обеспечить защиту своих имущественных и иных прав не только получением патента, лицензии и т.п., но и засекретив свои достижения в определенной сфере.
    
    К коммерческой тайне, применительно к нашей области исследования, относят обычно сведения о заключенных сделках и применяемых ценах, потенциальных покупателях и поставщиках, договорах купли-продажи, инвестиционных научно-технических связях, оказании взаимных услуг и др. Конкретный перечень сведений, составляющих коммерческую тайну, определяет руководитель предприятия или его собственник.
    
    Если государственный заказчик информации по экономической эффективности экспорта тех или иных изделий, подготавливаемой предприятиями, получит ее, то он все равно не может произвольно и императивно вмешиваться в деятельность того или иного предприятия-экспортера, "предписывать" ему в административном порядке, какую продукцию и в каких объемах изготовлять. Он может требовать материалы от государственных унитарных предприятий и открытых акционерных обществ, акции которых находятся в федеральной собственности.
    
    В нынешний переломный период законодательная, нормативно-правовая база, ведомственные инструкции постоянно корректируются, вводить каждый раз эти коррективы в универсальную всеохватывающую методику расчетов эффективности, подобную применявшейся в прошлом, было бы неоправданно, поскольку все изменения в конкретных правовых, налоговых, таможенных и других нормах предприятия-экспортеры получают непосредственно из публикуемых в официальных изданиях законов и других правовых, а также нормативных документов соответствующих министерств и ведомств. В частности, и по этим причинам не видим объективных условий, возможностей и целесообразности разработки универсальной методики оценки макроэкономической эффективности внешнеэкономических связей Российской Федерации в целом, в том числе экспорта.
    
    Методика универсального характера, если бы она к тому же получила силу нормативно-правового акта, затрагивала бы прерогативы и компетенции нескольких федеральных органов исполнительной власти, прежде всего Минэкономразвития, Минпромнауки, Минфина, Министерства по налогам и сборам, ГТК, МПС, Минтранса и др. Это потребовало бы перманентной переработки или уточнения ряда законов, нормативно-правовых подзаконных актов.
    
    Хозяйствующие субъекты могут предоставить информацию тем или иным министерствам и ведомствам для расчетов макроэкономической эффективности внешнеэкономических связей в масштабах страны лишь в тех случаях, когда конкретные предприятия и соответствующие органы государственной исполнительной власти имеют взаимный интерес в таких расчетах.
    
    В принципе в настоящее время нужны методические рекомендации, адекватно отражающие современные экономические условия в стране и на мировом рынке. Они должны опираться на информацию об издержках производства и коммерческих расходах на экспортируемые изделия, валютной выручке, доходах, налогах, таможенных платежах, льготах предприятиям и т.д., на фактические их величины, отражаемые в бухгалтерском учете российских предприятий в соответствии с требованиями нормативно-правовых документов федеральных органов государственной исполнительной власти.
    
    Методические подходы к расчетам макроэкономической эффективности экспорта продукции. Необходимо иметь в виду следующие требования к методам и инструментам измерения эффективности:
    
    обеспечивать надежную количественную оценку макроэкономической эффективности внешнеэкономических связей в целом и, в первую очередь, экспорта конкретной продукции ныне самостоятельными хозяйствующими субъектами экономики;
    
    учитывать, что внешнеэкономические связи, в частности экспорт тех или иных видов продукции, по системе сопряжений оказывает воздействие на развитие экономики страны в целом, увеличение мультипликативного эффекта экспорта;
    
    исходить из необходимости оценок эффективности экспорта конкретных видов продукции с точки зрения интересов предприятий (коммерческой эффективности) и с позиций национальной экономики в целом (макроэкономической или "народнохозяйственной" эффективности).
    
    При выработке решений по повышению эффективности внешнеэкономических связей нашей страны, ее хозяйствующих субъектов предлагаем пользоваться показателями макроэкономической эффективности по стране в целом.
    
    Показатель абсолютного (суммарного) макроэкономического эффекта (Псэ) экспорта единицы или определенного количества конкретного вида продукции: Псэ - Ввэ - Эоц -Кр-Лд,
    
    где Ввэ - валютная выручка от экспорта продукции, пересчитанная в рубли по курсу Центробанка РФ;
    
    Эоц - оценка того же объема экспортированной продукции по усредненным оптовым ценам на внутреннем российском рынке, руб.;
    
    Кр - коммерческие расходы (не входящие в оптовую цену), включая затраты по доставке продукции до границы (порта) России, руб.;
    
    Лд - льготы и дотации предприятиям по экспортированной продукции, руб.
    
    Показатель макроэкономической сравнительной (валютной) эффективности экспорта конкретного вида (группы) продукции (Пвэ): Пвэ == Вэ : (Эоц + Кр + Лд).
    
    Валютная эффективность экспорта одного товара по сравнению с другим (экспортируемым в ту же страну) тем выше, чем больше численное значение Пвэ, выражаемое относительной величиной (руб./валюта). Валютная эффективность экспорта одного и того же товара в разные страны тем выше, чем больше численное значение Пвэ.
    
    Эту формулу можно модифицировать, представив в следующем виде:
    
    Пвэ = (Эоц + Кр + Лд) : Вдэ.
    
    В этом варианте Пвэ будет показывать, в какие суммарные затраты (в рублях) обходится выручка единицы соответствующей инвалюты.
    
    Показатель бюджетной макроэкономической эффективности экспорта (Пбэ) выражает отношение суммы поступлений средств в государственный бюджет при экспорте продукции (таможенные и налоговые платежи предприятий-экспортеров) в рублях к инвалютной выручке от экспорта продукции. Чем больше этот показатель, тем выше бюджетная эффективность.
    
    На уровне предприятий показатели макроэкономического эффекта и сравнительной (валютной) эффективности экспорта их продукции можно рассчитать по приведенным выше формулам.
    
    Сравнения эффективности экспорта отечественных изделий должны быть дополнены анализом их международной конкурентоспособности, прогнозом издержек, мировых цен и валютных курсов. В тех случаях, когда конкурентоспособность экспорта того или иного вида продукции конкретного российского предприятия уступает аналогичной продукции других отечественных предприятий или зарубежным аналогам, понадобится анализ причин этого отставания. Многое здесь зависит от возможности получить информацию о том, как поставлено дело у зарубежного конкурента в области менеджмента и маркетинга, НИОКР, изучения рынков, организации производства продукции, ее сбыта на внутреннем и внешнем рынках, послепродажного сервиса, научно-производственной кооперации с другими фирмами.
    
    При оценке эффективности экспорта продукции требуется учитывать международные правовые акты, документы международных экономических и отраслевых организаций, в частности Всемирной торговой организации, общепринятые правила и обычаи, имеющие отношение к промышленному, торгово-экономическому и научно-производственному сотрудничеству.
    
    При расчетах эффекта и эффективности экспорта конкретного изделия понадобятся прежде всего следующие исходные показатели.
    
    Цены экспортированных единиц изделий в расчетном периоде: оптовые цены продажи изделий зарубежным импортерам в части реализуемой на внутреннем рынке (в рублях); внешнеторговые - в соответствующей иностранной валюте.
    
    Валютный курс рубля по отношению к соответствующей иностранной, в том числе коллективной, валюте, устанавливаемый Центробанком России. Поскольку экспортируемая продукция реализуется в разные отрезки времени в течение года и нередко по разным ценам различным покупателям, валютный курс рубля к соответствующей иностранной валюте может в это время изменяться. Поэтому для расчета эффективности экспорта за год или квартал целесообразно применять средний за год валютный курс рубля.
    
    Данные об объеме экспорта изделия, исчисленного: в натуральных единицах измерения; оптовых ценах предприятия-производителя экспортируемого изделия (франко-вагон на заводе) без НДС; во внешнеторговых ценах. Если контракты на поставку экспортных изделий покупателям из разных стран заключены в соответствующих национальных валютах, то для получения обобщенного показателя объема экспорта продукции предприятия в валюте расчета эффективности рекомендуем контрактные цены пересчитывать в доллары или в евро.
    
    При перевозках морским или речным транспортом в расчетах эффективности экспорта принимается цена "fob" ("Free on board", т.е. "свободно на борту судна"). Она включает все расходы и риски предприятия, включая погрузку на борт корабля груза данного изделия, который будет доставлен иностранному покупателю.
    
    Если экспортное изделие продается с поставкой его иностранному покупателю в вагонах железной дороги или трубопроводным транспортом (например, нефть, газ и др.), то внешнеторговая цена устанавливается на базе франко-граница России или франко-перекачивающая установка на границе.
    
    Следует учитывать также последний нормативный акт, зарегистрированный в декабре 2001 г. в Минюсте России (N 1104) о сборах за дополнительные операции, связанные с перевозкой грузов на федеральном железнодорожном транспорте, регулируемых Тарифным руководством N 3, утвержденным МАП России 24 октября 2001 г.
    
    Данные об издержках производства единицы и всего объема экспортированных изделий: заработная плата, отчисления в социальные и другие страховые фонды, стоимость использованных материалов и сырья, общехозяйственные расходы и т. д.
    
    Сведения о коммерческих расходах на единицу и весь объем экспорта продукции, таможенных пошлинах, поступающих в государственный бюджет.
    
    Все виды налогов, уплачиваемые предприятием-экспортером. Обычно российское предприятие-экспортер уплачивает НДС за приобретенное сырье, материальные ресурсы, товары и услуги, отнесенные на издержки производства и обращения, а после подтверждения платежей за поставленную на экспорт продукцию получает обратно через налоговые органы эту сумму.
    
    Все виды государственных льгот и дотаций предприятию-экспортеру продукции, поскольку они уменьшают государственный доход и сокращают народнохозяйственный эффект экспорта.
    
    В межфирменных внешнеэкономических связях, осуществляемых в форме встречных экспортно-импортных поставок товаров, при международной кооперации производства и в других комплексных формах международного промышленного сотрудничества государственная финансовая поддержка предприятия-экспортера может иногда обеспечить государству значительно больший эффект, увеличивая тем самым совокупный макроэкономический эффект и эффективность экспорта.
    
    При более глубокой проработке вопросов эффективности экспорта продукции понадобятся расчеты, опирающиеся на прогнозную информацию о динамике мировых цен, валютных курсов, издержек производства и цен продукции на российском и внешних рынках. В настоящее время получить такую информацию российским предприятиям, министерствам и ведомствам затруднительно. Помощь федеральных органов и ассоциаций производителей в организации системы разработки подобной информации и представления ее предприятиям ныне стала весьма актуальной.
    
    Для принятия решения о расширении производства и экспорта того или иного изделия, особенно при выработке конкурентной стратегии, результаты сравнения эффективности их экспорта следует подкреплять оценкой различий в показателях международной конкурентоспособности изделий на внутреннем и внешних рынках.
    
    Предприятия должны рассчитывать жизненный цикл экспортируемого изделия и все его этапы в современных быстро меняющихся условиях, чтобы исключить ошибки в оценке перспектив рыночного спроса на него, от чего может зависеть судьба предприятия. Для этого необходимо располагать хорошо поставленной службой менеджмента и маркетинга, иметь надежный доступ к разнообразной информации, располагать современными техникой и технологией ее обработки, учитывать произошедшие в расчетном периоде прогнозируемые изменения в экономике нашей страны, ее отраслевых и межотраслевых комплексах, особенно имеющих прямое отношение к производству экспортируемых изделий.
    
    При сравнении эффективности экспорта продукции любых отраслей, особенно машиностроения, большое значение имеет оценка инновационного эффекта в результате перехода к намечаемым изменениям технологий производства и управления, включая сбыт на внутреннем и внешних рынках.
    
    В значительной мере эффективность экспорта зависит от конкурентных преимуществ страны, ее способности быстро реагировать на применение новых технологий и конструкций изделий, новых методов управления внутрифирменной деятельностью предприятия и его международными межфирменными, особенно научно-производственными, кооперативными связями и т.д.
    
    При организации учета экспортных операций предприятия должны обеспечить раздельный учет операций, совершаемых по продукции, в частях реализации внутри страны и на внешних рынках. Экспортная выручка в России, как правило, не облагается налогом на добавленную стоимость. Уплаченные производителями суммы налога при приобретении материальных ресурсов и за услуги по производству экспортной продукции возмещаются экспортерам из бюджета после подтверждения платежей за экспортированную продукцию
    
    Для расчетов эффективности экспорта продукции из России полагаем оправданным сводить исходную информацию в следующую форму:
    
    1. Среднегодовая цена за единицу конкретного изделия, экспортированного предприятием в течение года или другого периода времени; оптовая цена единицы изделия предприятия-производителя на российском рынке, руб.
    
    2. Внешнеторговая цена этого изделия: в единицах соответствующей иностранной валюты; то же после пересчета ее в рубли (по среднему валютному курсу рубля исходя из котировок Центрального банка России).
    
    3. Годовой (или за другой расчетный период времени) объем экспорта изделия:
    
    в натуральных единицах измерения; в ценах предприятия-производителя, без НДС,
    
    (франко-вагон на заводе, руб.); во внешнеторговых ценах ("fob" порт отправления" при морских и речных перевозках покупателю или франко-граница РФ при транспортировке наземным или трубопроводным транспортом); в единицах иностранной валюты и в рублях, после пересчета внешнеторговой цены в рубли.
    
    4. Издержки производства единицы и всего объема экспортированного изделия (за год расчетов или другой период времени, на который ведется расчет эффективности).
    
    5. Коммерческие расходы на единицу изделия и весь объем экспорта, в том числе затраты на: транспортировку от завода до границы или порта РФ по действующим тарифам, сборы за объявленную ценность груза, его сопровождение, охрану, взвешивание, переадресовку, хранение, подачу и уборку вагонов и др.; погрузочно-перегрузочные работы на территории России, пограничном терминале или в порту отгрузки.
    
    6. Таможенные расходы на весь объем экспорта и единицу изделия, не поступающие в бюджет, руб.
    
    7. Таможенные платежи с объема экспорта изделия и в расчете на его единицу, поступающие в государственный бюджет, руб., в том числе: таможенная пошлина; таможенные сборы (в том числе за выдачу лицензии, таможенное оформление, хранение и сопровождение товаров и др.).
    
    8. Налог на прибыль и все другие виды налогов, акцизы, если они установлены на данное изделие (на весь объем и единицу экспортированной продукции), руб.
    
    9. Государственные льготы, дотации предприятию на единицу и весь объем экспортированных изделий, руб.
    
    Предлагаемая форма сводки исходной информации поможет предприятиям в расчетах эффективности экспорта своей продукции, использовании ее для аргументации перед вышестоящими федеральными и региональными органами власти при выдвижении предприятиями инициатив по расширению экспорта их продукции не только в своих, но и народнохозяйственных интересах.
    
    Взаимодействие хозяйствующих субъектов России с федеральными органами исполнительной власти при оценках эффективности экспорта. Взаимодействие предприятий с федеральными органами исполнительной власти имеет принципиальное отличие от отношений между хозяйствующими субъектами. Участники сотрудничества по вопросам оценки макроэкономической эффективности экспорта товаров и услуг и использования ее результатов с правовой точки зрения принципиально различны, а именно: государство в лице органов его исполнительной власти и хозяйствующие субъекты, в деятельность которых государство не имеет права вмешиваться.
    
    Тем не менее в ряде случаев органы исполнительной власти, особенно при формировании и реализации внешнеэкономической политики, должны знать состояние и перспективы развития экономики в различных аспектах, макроэкономическую эффективность экспорта российских хозяйствующих субъектов и страны в целом. Здесь возникает вопрос о возможности и целесообразности создания нормативно-правового документа, определяющего условия и порядок затребования министерствами и ведомствами от предприятий информации для расчетов макроэкономической эффективности экспорта их продукции и, когда необходимо, сами расчеты. Такой документ в современных условиях носил бы рекомендательный, ориентирующий предприятия, характер.
    
    Одним из путей решения проблемы проведения расчетов макроэкономической эффективности отечественного экспорта государственными органами власти при соблюдении ими коммерческой тайны предприятий может быть взаимообязывающая связь предприятия с соответствующим органом исполнительной власти государства посредством обмена письмами по конкретным вопросам.
    
    Законом об экспортном контроле (ФЗ N 183 от 18 июля 1999 г.) в ст. 14 предусмотрены обязанности участников внешнеэкономической деятельности предоставлять информацию для целей экспортного контроля по требованию федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих полномочия в области такого контроля, документы в письменной и устной формах, иную информацию, необходимую для выполнения ими задач и функций, предусмотренных Законом и иными нормативными правовыми актами в области экспортного контроля,
    
    Укрупненные расчеты макроэкономической эффективности экспорта продукции из России по ограниченной номенклатуре в порядке координации работы Госкомстата, Минпромнауки, Минэкономразвития и ГТК России могли бы проводиться уже в ближайшее время на базе статистических данных, которыми располагают названные министерства и ведомства. Для этого можно использовать данные, публикуемые ГТК РФ в годовых статистических сборниках, информацию Госкомстата РФ о среднегодовых оптовых ценах конкретных видов продукции российских товаропроизводителей по стране в целом; оценки транспортных и других накладных расходов по экспортированной продукции.
    
    Основная трудность в этой работе состоит в отсутствии взаимной увязки данных ГТК и Госкомстата РФ. В таможенной статистике каждая товарная позиция имеет шифр-код по товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности стран СНГ. По каждой ее позиции в таможенной статистике приводятся ее наименование, единица измерения, физический объем и его стоимостное выражение, удельный вес в российском экспорте и импорте. Материалы Госкомстата России, которые представляются предприятиям и организациям на платной основе, во многих случаях не сходятся с материалами ГТК и ограничиваются наименованием товарной позиции, ее объемом, средними ежемесячными ценами производителей соответствующих товаров. Идентификации данных названных ведомств, на наш взгляд, можно добиться, если правительство даст поручение им гармонизировать в своей статистике данные, которые послужили бы основой для расчетов макроэкономической эффективности экспорта товаров на межведомственном уровне, имея в виду использование их для принятия решений при разработке стратегии внешнеэкономических связей страны.
    
    Создание благоприятных условий и мер, облегчающих эффективный выход нашей страны и ее хозяйствующих субъектов на внешние рынки, следовало бы проводить на комплексной основе, охватывающей всю систему государственного управления и необходимых мер на макро- и микроэкономическом уровне. К таким условиям полагаем обоснованным отнести прежде всего:
    
    государственное ориентирование предприятий организационно-правовыми и экономическими инструментами на эффективное производство конкурентоспособной продукции и выход с нею на внешние рынки при максимальном использовании отечественных ресурсов, на основе взвешенной промышленной, внешнеэкономической политики;
    
    совершенствование правовых норм, регулирующих инвестиционную, инновационную, хозяйственно-финансовую и иную деятельность экспортоориентируемых предприятий, не сковывающих их инициативу;
    
    улучшение системы контроля качества экспортируемой продукции, стандартизации и сертификации в соответствии с международными требованиями, гармонизацию ее с соответствующими системами ведущих по уровню организации таких служб в передовых зарубежных странах, а также странах СНГ;
    
    создание мощной информационно-справочной системы, которая могла бы предоставлять предприятиям необходимую информацию: о мировых товарных рынках, на которых может пользоваться спросом их продукция; прогнозных оценках по ее производству и ситуации на рынках сбыта; порядке и условиях обмена научно-технической информацией в странах мира, особенно тех,
    
    с фирмами которых намечается налаживание научно-производственной кооперации, вопросах охраны патентов и прав промышленной собственности; таможенно-тарифных вопросах экспортно-импортных сделок и поставок, в том числе защите отечественных товаропроизводителей; международных нормах и правилах, относящихся к внешней торговле, международному промышленному сотрудничеству, в частности о порядке подготовки договоров по промышленному, торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству с учетом международных норм, правил и обычаев.
    
    Поскольку такая система предназначается российским хозяйствующим субъектам различных форм собственности, затраты на ее разработку и эксплуатацию должны бы оплачиваться на долевой основе ими и государством. Такую систему целесообразно создать в виде открытого акционерного общества под эгидой Торгово-промышленной палаты РФ при активном содействии ведущих министерств и ведомств, работающих в координации с частными информационными фирмами РФ и зарубежных стран. Полезной была бы и организация в российском загранаппарате информационно-справочных служб.
    
    Пользователи предлагаемых методических рекомендаций по оценкам макроэкономической эффективности экспорта. Расчеты макроэкономической эффективности экспорта продукции по предлагаемым методическим рекомендациям могли бы проводить предприятия-экспортеры. Их систематическая работа в этой области по предложенным методам и формам поможет выявлять тенденции в изменениях эффективности производства и сбыта продукции, спроса на нее и конкурентоспособности на внешних рынках, уточнять стратегию развития и совершенствования производства, технологий и продукции, вплоть до замены ее более совершенными изделиями, в том числе изготовляемыми по лицензиям зарубежных фирм или в порядке научно-производственной кооперации с ними.
    
    На основе анализа эффективности экспорта за ряд лет предприятия смогли бы намечать рациональные экспортные грузопотоки, изменяя маршруты перевозок, средства транспортировки, удешевляя погрузочно-разгрузочные и транспортные операции. Весьма важным для них будет отслеживание инвалютных цен на экспортируемую продукцию, уплачиваемых налогов и таможенных платежей, получаемых ими льгот и субсидий от государства. Все это поможет им корректировать свою инновационную, производственную и маркетинговую стратегию.
    
    Предприятия также должны иметь представление о макроэкономической эффективности экспорта своих изделий, характеризующей их вклад в социально-экономическое развитие страны. Это упростит их поиск вместе с государственными органами исполнительной власти путей решения и отвечающих интересам общества задач повышения эффективности экспорта своей продукции.В частности, они могли бы правомерно ставить перед ними вопросы о соответствующем содействии в развитии экспортоориентированных производств со стороны государства. К примеру, в форс-мажорных случаях, вызванных непредвиденными изменениями конъюнктуры на соответствующем мировом товарном рынке, предприятия могли бы предоставлять в государственные органы исполнительной власти мотивированные предложения об уменьшении или отмене на определенный срок (до устранения обстоятельств непреодолимой силы) экспортных пошлин и акцизов и даже об отсрочках по оплате налогов.
    
    Используя изложенные методические рекомендации, предприятия получают необходимые исходные данные для расчетов эффективности экспорта как конкретных изделий, так и отдельных групп (с несущественными коррективами) и всей продукции предприятия.
    
    Такие укрупненные оценки весьма важны для выработки инновационно-рыночных стратегий предприятий, а также формирования федеральными органами государственной власти политики внешнеэкономических связей страны. Полагаем полезными наши рекомендации (в отношении частных предприятий различных организационно-экономических форм) федеральным государственным унитарным предприятиям, а также открытым акционерным обществам, акции которых находятся в федеральной собственности. Считаем вполне возможным дополнить внешнеэкономическими аспектами Порядок определения и перечень показателей экономической эффективности деятельности федеральных государственных унитарных предприятий и открытых акционерных обществ, акции которых находятся в федеральной собственности, утвержденный в сентябре 2001 г.
    
    Методические рекомендации могут использоваться финансово-промышленными группами (ФПГ) и вертикально-интегрированными структурами. ФПК, как известно, характеризуются относительно большим числом самостоятельных звеньев, в том числе осуществляющих экспортные операции. Это позволяет видеть формирование экономического эффекта экспорта их продукции в целом и по многим его составляющим.
    
    В ряде отраслей, особенно машиностроении, вертикально-интегрированные структуры могут иметь подразделения, специализирующиеся на экспорте готовой и промежуточной продукции (комплектующие, узлы, агрегаты, элементы, запасные части и т.д.), что способствует углубленному анализу составляющих эффекта и эффективности этой корпоративной формы хозяйствования. Как и ФПГ, они располагают всеми необходимыми данными для получения информации и расчетов макроэкономической эффективности экспорта их продукции; сами охраняют информацию, содержащую коммерческую тайну.
    
    По предлагаемым методическим рекомендациям можно вести расчеты макроэкономической эффективности экспорта в рамках отраслевых ассоциаций и промышленных союзов. Предприятия, объединяясь на добровольной основе в ассоциации ради повышения эффективности производства, их роли и места на мировом рынке, международной конкурентоспособности своей продукции и инновационной динамики, могут обрести значительно большую силу на мировых рынках, усилить объединенные процессы внутри страны, а с ними эффективную концентрацию, централизацию и кооперацию производства, в том числе международную межфирменную.
    
    К сожалению, предприятия, особенно не имеющие ассоциативных связей, нередко действуют в одиночку, ведут междоусобную конкуренцию на мировых товарных рынках, неся от этого значительные потери, снижая эффективность своего экспорта и производства, макроэкономический эффект внешнеэкономических связей страны в целом.
    
    Вступая в ассоциации, наши предприятия находят в их рамках более или менее равных себе партнеров, договариваются о координации действий на внешних рынках, о производственной и научно-технической кооперации с зарубежными фирмами. Коммерческая тайна должна соблюдаться при этом всеми непосредственно сотрудничающими в ассоциациях предприятиями. Рабочий аппарат ассоциаций помогает предприятиям добывать данные о зарубежных конкурентах и их продукции, рынках на которых они действуют, а также их ценах и т.д.
    
    Расчеты макроэкономической эффективности экспорта продукции из России представляют практический интерес и для Торгово-экономического совета производителей и экспортеров, образованного при Минэкономразвития России, для координации действий и выработки согласованных позиций по совершенствованию внешнеторговых связей. Совет может содействовать министерству в проведении им государственной торговой политики, управлении, координации и регулировании внешнеторговой деятельности, экспортного контроля, а также координации деятельности в сфере внешнеэкономических связей государственных органов исполнительной власти Федерации и ее субъектов.
    
    Среди основных задач Совета следует выделить: разработку предложений по формированию и осуществлению внешнеэкономической политики; совершенствованию тарифного и нетарифного регулирования и правовой базы координации внешнеэкономической деятельности, ее форм, методов контроля и  учета; участие в работе по созданию благоприятных условий для доступа российских товаров и услуг на внешний рынок и обеспечению условий для роста объемов экспорта товаров; разработку мер защиты внутреннего рынка от импорта некачественной продукции, недобросовестной конкуренции со стороны зарубежных экспортеров; совершенствование системы информатизации внешнеэкономической деятельности, рекламно-выставочных мероприятий; проведение мероприятий по расширению связей объединений производителей, экспортеров с аналогичными структурами других стран; содействие их в работе международных экономических организаций.
    
    Предлагаемые методические рекомендации могут быть востребованы при реализации постановления Правительства РФ по сокращению административных ограничений в предпринимательстве и оптимизации расходов федерального бюджета на государственное управление. В соответствии с постановлением создана Комиссия Правительства РФ по сокращению административных ограничений в предпринимательстве и оптимизации расходов федерального бюджета на государственное управление. Среди ее задач и функций - обеспечение координации деятельности федеральных органов исполнительной власти по вопросам регулирования эффективности предпринимательской деятельности и повышения эффективности расходов федерального бюджета на государственное управление.
    
    Комиссия, по нашему мнению, сможет в разных аспектах рассматривать и вопросы, относящиеся к предпринимательству в сфере внешнеэкономических связей, в том числе повышения эффективности экспорта российской продукции, участия хозяйствующих субъектов в комплексных формах международного промышленного сотрудничества, вырабатывать предложения в порядке многосторонней межведомственной законотворческой инициативы.
    
    По данным рекомендациям можно рассчитывать макроэкономический эффект экспорта изделий, производимых совместными предприятиями, создаваемыми в любой правовой и организационно-экономической форме. Заметим, что вопросы коммерческой тайны предприятий с иностранными инвестициями перед партнерами из России и всех стран-участниц в целом остро не стоят, поскольку их бухгалтерский баланс, финансовые операции известны учредителям и управленческому составу генеральных дирекций. Главное здесь состоит в том, чтобы российская сторона в предприятиях с участием иностранного капитала, поддерживая контакты с министерствами и ведомствами, не допускала ухода служебной информации из нашей страны и не наносила ущерба государству.
    
    Предлагаемыми методическими подходами могут воспользоваться российские предприятия и при расчетах макроэкономической эффективности своего участия в международной кооперации (производственной и научно-производственной) с иностранными партнерами. Основные составляющие расчета эффективности экспорта кооперированной продукции для российского и иностранного партнера практически одинаково доступны. Это отчетливо проявляется, когда кооперационное сотрудничество в сфере производства продлевается согласованным сбытом на внешних рынках, особенно через совместные торгово-закупочные фирмы.
    
    Публикуемая разработка, не претендуя на всестороннее исследование вопросов оценок макроэкономической эффективности российского экспорта, направлена на определение теоретических и методических подходов в этой области.
   
источник