Проблемы экономики России начала 2000-х

// // Интересное в сети //

В настоящее время объектом повышенного внимания является оценка итогов экономического развития нашей страны в прошедшем году. Причина понятна, поскольку для уточнения стратегии дальнейшего осуществления преобразований особую значимость приобретают объективный анализ сложившейся ситуации, определение наиболее важных экономических проблем и разработка предложений по их решению.
В 2001 г. политика, направленная на сохранение экономического роста, способствовала достижению некоторых положительных результатов в народном хозяйстве.
    
    Реальный объем валового внутреннего продукта увеличился, по оценке, примерно на 5, 0% к уровню 2000 г. Зафиксирован существенный рост выпуска продукции (услуг) базовых отраслей (105, 7%), производства промышленной (104, 9%) и сельскохозяйственной продукции (106, 8%). Отмечено увеличение инвестиций в основной капитал (по оценке -на 8, 7%). Объем работ, выполненных по договорам строительного подряда, на 9, 9% превысил уровень 2000 г. Возросли реальные располагаемые денежные доходы населения (по предварительным данным - на 5, 9%) и оборот розничной торговли (на 10, 8%). Уровень инфляции снизился с 20, 2 до 18, 6%.
    
    Зафиксировано также увеличение внешнеторгового оборота России, который в январе - ноябре 2001 г. увеличился по сравнению с соответствующим периодом 2000 г. на 5, 4% и составил 142, 7 млрд. долл. Существенное превышение российского экспорта над импортом способствовало образованию значительного положительного внешнеторгового сальдо - 47, 1 млрд. долл. (по данным за 11 месяцев 2001 г.) и росту официальных золотовалютных резервов в течение прошедшего года примерно на 30% (до 36, 6 млрд. долл.).
    
    Вместе с тем по большинству указанных показателей отмечено замедление положительной динамики, наблюдавшейся в 2000 г., что, как представляется, обусловлено воздействием ряда негативных факторов, влияние которых до настоящего времени не удалось преодолеть.
    
    Состояние финансовой системы Российской Федерации. В 2001 г. исполнение бюджета осуществлялось с превышением базовых показателей, установленных в соответствии с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2001 год". По итогам прошедшего года достигнут значительный профицит бюджета, сверх установленных заданий собраны налоговые и таможенные платежи.
    
    Доходы бюджета, по предварительным данным, более чем на 33% превысили утвержденный показатель (в том числе налоговые -на 31%), расходы бюджета -на 11%. Общий профицит федерального бюджета составил почти 3% валового внутреннего продукта.
    
    Положительные итоги исполнения федерального бюджета отчасти объясняются совершенствованием законодательства и налогово-бюджетного администрирования. Вместе с тем полученные результаты во многом обусловлены спецификой формирования плановых бюджетных показателей и показателей прогноза социально-экономического развития на прошедший бюджетный год, более благоприятной, чем ожидалось, внешнеэкономической конъюнктурой на протяжении большей части 2001 г., а также изменениями в распределении налоговых доходов между уровнями бюджетной системы в пользу федерального центра.
    
    Достигнутый в прошедшем году общий профицит консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации (по предварительным данным) оказался весьма скромным по сравнению с профицитом федерального бюджета - менее 2 млрд. руб. против 265 млрд. руб.
    
    Дополнительные доходы федерального бюджета позволили погашать и обслуживать государственный внешний долг без привлечения средств международных финансовых организаций, несколько увеличить выплаты социальной направленности, повысить финансирование правоохранительных органов и оборонных нужд и др. При этом, однако, некоторые статьи бюджета исполнялись неравномерно.
    
    Рассматривая вопросы бюджетной политики, целесообразно отметить относительно небольшие размеры доходной и расходной частей бюджета. Так, расходы федерального бюджета в расчете на душу населения составили, по оценке, за 2001 г. около 9200 руб., или - по среднегодовому курсу - около 320 долл. В связи с этим номинальное выполнение и даже перевыполнение статей бюджета, в том числе наиболее важных с точки зрения национальной и экономической безопасности, не свидетельствует о достаточности финансового обеспечения государственных нужд. Для изменения ситуации, по-видимому, необходимы поиск дополнительных доходов и рациональное расходование бюджетных средств.
    
    Непроцентные расходы федерального бюджета составили примерно 12% ВВП, а исключая средства, выделенные на оказание финансовой помощи регионам, - не более 10% ВВП, что свидетельствует о жесткой ограничительной политике в отношении государственных инвестиций.
    
    Кроме того, в 2001 г. отмечалось постепенное ухудшение результатов финансово-хозяйственной деятельности во многих отраслях экономики. Несмотря на принимавшиеся меры по улучшению дисциплины платежей и расчетов, в течение года не удалось приостановить рост задолженности по налоговым платежам в федеральный бюджет. При этом значительная ее часть приходилась на долю НДС - технически одного из самых сложных видов взимаемых налогов.
    
    Неплатежи в бюджет во многом обусловлены недисциплинированностью налогоплательщиков, широким распространением налоговых и таможенных правонарушений, включая нарушение порядка постановки на налоговый учет, непредставление (несвоевременное и недостоверное представление) бухгалтерской и налоговой отчетности, несоблюдение организациями установленного порядка работы с денежной наличностью, использование фирм-однодневок для ухода от уплаты налогов, занижение таможенной стоимости импортируемых товаров и т.д. Повышенная доходность, обеспечиваемая вследствие налоговых и таможенных правонарушений, по-прежнему создает значительный стимул для неправомерного поведения части налогоплательщиков.
    
    В течение прошедшего года продолжался опережающий (по сравнению с динамикой показателей внешней торговли) рост объемов возмещения НДС, уплаченного поставщикам материальных ресурсов, использованных при производстве экспортированной продукции. Ситуация с возвратом НДС дополнительно осложнилась со второй половины 2001 г. в связи с распространением практики возмещения и на экспорт товаров в государства - участники СНГ, где контроль за осуществлением внешнеторговых операций недостаточен. Увеличение количества обращений в налоговые органы, связанных с получением соответствующего возмещения из бюджета, привело к тому, что общие объемы требований по возврату НДС по итогам 2001 г. составили не менее 200 млрд. руб.
    
    Вопросы реформирования налоговой системы имеют важнейшее значение в осуществлении социально-экономических преобразований в России. Вместе с тем в настоящее время отсутствует надежная информационная база, которая позволила бы с достаточной точностью оценить не только общий уровень налоговой нагрузки на экономику, но и ее распределение по факторам производства.
    
    Представляется, что большое количество налоговых правонарушений обусловлено в первую очередь очень высоким уровнем и множественностью налогообложения оплаты труда. В сложившихся условиях после уплаты налогов (налога на доходы физических лиц, социальных платежей, НДС, налога на прибыль организаций) у субъектов экономики остается не более 1/3 потенциального фонда оплаты труда.
    
    В структуре доходов федерального бюджета велик удельный вес налоговых доходов (около 93% доходов с учетом отчислений в целевые бюджетные фонды) и незначительна доля неналоговых доходов (около 7%). В перспективе представляется целесообразным осуществить меры, направленные на опережающий рост поступлений неналоговых доходов, прежде всего в части возобновляемых источников доходов, включая дивиденды по пакетам акций, принадлежащим государству, консолидацию чистой прибыли федеральных унитарных предприятий, доходы от сдачи в аренду государственного имущества.
    
    В сочетании с мерами по рациональному сокращению части государственных расходов это позволит создать условия для снижения налогообложения важнейших факторов производства - капитала и труда.
    
    В 2001 г. на высоком уровне сохранялись показатели долговой зависимости Российской Федерации. Суммарный объем государственного долга по отношению к валовому внутреннему продукту превышал пороговое значение (60%). Несмотря на некоторое снижение, по-прежнему значительным оставалось соотношение государственного внешнего долга к ВВП - около 50%. Большие платежи по его обслуживанию ограничивали объемы внутреннего кредита - основного источника модернизации отечественной экономики.
    
    Возможности по обслуживанию государственного внешнего долга, как и прежде, находились в сильной зависимости от конъюнктуры мировых рынков сырьевых товаров, учитывая высокую долю энергоносителей и сырья в структуре российского экспорта.
    
    Несмотря на принимавшиеся меры в области валютного регулирования и контроля, заметным оставался вывоз капитала за рубеж. По оценкам, его объем находился примерно на уровне 2000 г. - 1, 5-2 млрд. долл. в месяц. При этом часть вывозимого капитала, вероятно, приходилась на прямые и портфельные инвестиции в обход установленного порядка.
    
    Развитие внутреннего валютного рынка в 2001 г., как и в предшествовавшем году, характеризовалось достаточным предложением иностранной валюты, обусловленным в первую очередь благоприятной внешнеэкономической конъюнктурой.
    
    Вместе с тем в течение года внешнеэкономическая конъюнктура постепенно ухудшалась. Темпы роста импорта заметно превышали темпы роста экспорта. Трагические события 11 сентября 2001 г., негативно повлиявшие на развитие мировой экономики, дополнительно осложнили ситуацию на рынках первичных энергоносителей, нефтепродуктов, металлов, продукции химической, лесной и деревообрабатывающей промышленности. В результате по итогам прошедшего года возможно даже некоторое снижение объемов экспорта (в абсолютном выражении) и сокращение сальдо внешнеторгового оборота по сравнению с уровнем, достигнутым в 2000 г.. В январе - ноябре 2001 г. экспорт товаров составил 94, 9 млрд. долл. (99, 5% к уровню соответствующего периода 2000 г.), сальдо внешнеторгового оборота (47, 1 млрд. долл.) оказалось ниже уровня января - ноября 2000 г. на 8, 3 млрд. долл.
    
    Уменьшение сальдо внешнеторгового оборота являлось одной из причин, обусловивших замедление темпов роста золотовалютных резервов Банка России. В 2001 г. они увеличились примерно на 8, 6 млрд. долл., тогда как в 2000 г. - более чем на 15 млрд. долл. При этом в IV квартале прошедшего года было отмечено абсолютное снижение резервов (на 0, 9 млрд. долл.).
    
    Представляется целесообразным обратить внимание на разрыв между биржевым валютным курсом рубля и курсом, определяемым по паритету покупательной способности. По оценкам, в 2001 г. этот разрыв хотя и несколько снизился, но все же был 3-3, 5-кратным и фактически являлся одной из характеристик ценовых искажений в экономике. Заниженный курс рубля усиливал внешнюю долговую нагрузку на федеральный бюджет, ограничивал импорт современных технологий, создавал иллюзию конкурентоспособности отдельных групп отечественной продукции на внутреннем рынке.
    
    В прошедшем году на фондовом рынке сложилась преимущественно позитивная тенденция роста курсовой стоимости ценных бумаг. Однако эту тенденцию нельзя охарактеризовать как устойчивую. Периоды повышения спроса на ценные бумаги чередовались с периодами снижения спроса и курсовой стоимости бумаг.При этом ценные бумаги отечественных компаний оставались весьма недооцененными и имели низкий рейтинг. Капитализация российского рынка, по оценкам, не превышала 70-80 млрд. долл. Реальный уровень капитализации, вероятно, должен быть выше в десятки раз.
    
    В целом российский фондовый рынок находился в стадии становления, а его развитию препятствовали несовершенство правовой базы и низкий уровень корпоративной культуры. К группе распространенных нарушений, отмечавшихся в процессе оборота ценных бумаг, относятся: обращение незарегистрированных выпусков ценных бумаг, осуществление операций с ценными бумагами без поручения владельца, сокрытие эмитентами информации, необходимой потенциальным инвесторам, отсутствие реестров, подтверждающих права владельцев ценных бумаг.
    
    Инфраструктура фондового рынка развита недостаточно. При этом она во многом монополизирована и закрыта даже для непосредственных участников рынка.
    
    По-прежнему сохранялась проблема обеспечения регистраторскими компаниями надежного учета прав собственности. Это объясняется тем, что часть российских регистраторов финансово зависимы от руководства крупных компаний, поскольку комиссионное вознаграждение регистраторов от владельцев акций незначительно, как и доходы от их перерегистрации.
    
    В 2001 г. повысилась активизация деятельности финансовых институтов (банки, страховые компании, негосударственные пенсионные фонды) по приобретению корпоративных облигаций, благодаря чему торговые обороты на этом сегменте рынка быстро возросли.
    
    Следует отметить, что ситуация на российском фондовом рынке, несмотря на ряд принятых защитных мер, находилась под влиянием ситуации на рынках развитых стран (США и Западная Европа) и ситуации в финансовой сфере развивающихся стран (например, Аргентина, Турция).
    
    Для российского фондового рынка характерны малые объемы оборота, в первую очередь вследствие заниженной капитализации, краткосрочный спекулятивный характер операций, а также уязвимость для "горячих" денег из оффшоров. По некоторым оценкам, значительная доля операций совершается иностранными инвесторами.
    
    Для изменения ситуации необходимо обеспечить тесную взаимосвязь доходности и котировок ценных бумаг со стоимостью и финансовыми результатами работы предприятий-эмитентов. Кроме того, необходимо решить вопросы организации "прозрачного" функционирования фондового рынка и обеспечения прав его участников.
    
    Финансовое состояние банковской системы постепенно улучшалось. В прошедшем году отмечено увеличение собственного капитала банков, возросли размеры внутреннего кредита, чистые иностранные активы, депозиты населения в банках и др.
    
    Вместе с тем остались нерешенными проблемы капитализации и низкого качества собственного капитала банков, повышения их заинтересованности в кредитовании реального сектора экономики, высокой централизации и неразвитости региональной банковской структуры, несбалансированности структуры активов и низкого качества пассивов, неэффективного управления банками.
    
    В 2001 г. банки активно наращивали собственный капитал и в целом по размеру совокупного капитала превысили предкризисный уровень 1998 г. Однако, несмотря на рост капитала, отмеченный у подавляющей части банков, их совокупный капитал остается по международным меркам незначительным и, по оценкам, не превышает 7-8% ВВП.
    
    Удельный вес кредитов, предоставленных реальному сектору экономики, в совокупных активах банковской системы продолжал увеличиваться в течение всего рассматриваемого года. Вместе с тем общий объем кредитов, предоставленных реальному сектору экономики, не превышал 12-14% ВВП (в 7-8 раз ниже принятых на Западе стандартов). При этом наиболее крупным кредитором предприятий являлся Сбербанк России, на долю которого приходилась примерно треть всех выданных кредитов. Банки во все возрастающей мере становятся структурами, обслуживающими движение капитала прежде всего внутри связанных с ними финансово-промышленных групп.
    
    В 2001 г. возросли объемы кредитования коммерческими банками физических лиц, но объемы этих кредитов весьма малы - около 1% валового внутреннего продукта.
    
    Тенденцию увеличения кредитования реального сектора экономики не следует считать устойчивой. Не исключено, что как только ускорится укрепление курса доллара по отношению к российскому рублю, банки переведут свободные ресурсы на валютный рынок.
    
    Следует отметить, что кредитным организациям не удалось в полной мере восстановить доверие клиентов. Основная часть средств населения в коммерческих банках размещена на срок не более 6 месяцев. Средства предприятий и организаций находятся главным образом на расчетных и текущих счетах.
    
    Отмеченная в прошедшем году тенденция более быстрого увеличения депозитов физических лиц по сравнению с динамикой депозитов юридических лиц содержит, по крайней мере потенциально, негативную составляющую, поскольку для коммерческих банков стоимость этой категории пассивов намного дороже, чем стоимость пассивов, формируемых юридическими лицами.
    
    В 2001 г. банковская система являлась чистым заемщиком для внутреннего реального сектора экономики и кредитором для нерезидентов. Вероятно, отчасти это обусловлено тем, что банковское сообщество не чувствует себя уверенно в сложившихся условиях. Поэтому российские банки активно размещали валютные средства на корреспондентских счетах в банках-нерезидентах, т.е. фактически вывозили капитал.
    
    Также как и банки, российские страховые компании энергично наращивали свой уставный капитал. По оценкам, совокупный уставный капитал страховых компаний увеличился почти в 2 раза и составил на 1 января 2002 г. около 1 млрд. долл.
    
    В прошедшем году сохранилась тенденция концентрации на страховом рынке, о чем свидетельствовала концентрация собранных страховых взносов и рост рыночных долей наиболее крупных страховых компаний по различным видам страхования. При этом, однако, необходимо обратить самое пристальное внимание на сопоставление процессов концентрации страховых резервов и капитала компаний. Увеличение разрыва между обязательствами страховщиков и их собственным капиталом способно привести к снижению платежеспособности и даже банкротству страховых компаний.
    
    Несмотря на быстрый рост уставного капитала, проблема капитализации сохранила актуальность. Часть компаний по-прежнему не обладала достаточными средствами для активной и устойчивой работы на рынке.
    
    Представляется, что развитие страховой деятельности, наблюдавшееся в 2000-2001 гг., во многом было связано с расширением использования схем минимизации налоговых выплат. Главной составляющей роста рынка страховых услуг являлось страхование жизни, другие виды страхования развивались заметно медленнее.
    
    Для развития страхового рынка и устранения вышеотмеченных недостатков необходимы: совершенствование законодательной базы страховой деятельности, обеспечение эффективного государственного надзора за деятельностью страховых организаций, повышение гарантий по выполнению страховщиками своих обязательств, усиление борьбы с недобросовестной конкуренцией на рынке страховых услуг, развитие инфраструктуры этого рынка, уточнение правовой базы деятельности зарубежных страховых компаний и страховщиков с преобладающим участием иностранного капитала, расширение ассортимента и повышение качества предоставляемых страховых услуг.
    
    Состояние промышленного сектора экономики. В 2001 г. отмечено заметное увеличение промышленного производства - на 4, 9% по отношению к уровню, достигнутому в 2000 г. Объемы производства возросли в большинстве основных отраслей промышленности, за исключением черной металлургии и медицинской промышленности.
    
    Зафиксированный рост был во многом обусловлен сохранением относительно высокого уровня мировых цен на ряд важнейших товаров российского экспорта, проведением взвешенной денежно-кредитной политики, увеличением бюджетной поддержки отдельных отраслей промышленности, относительным улучшением состояния платежно-расчетной дисциплины, активизацией инвестиционной деятельности предприятий, некоторым увеличением спроса со стороны потребительского сектора экономики.
    
    Вместе с тем темпы прироста промышленного производства в прошедшем году оказались почти в 2 раза ниже темпов, достигнутых в 2000 г. Отдельные отрасли и подотрасли промышленности испытывали заметные трудности в своем развитии.
    
    Например, в черной металлургии зафиксировано снижение объемов добычи и обогащения рудного сырья, сократилось производство электроферросплавов и метизов производственного назначения. В целом объем производства в 2001 г. по отношению к уровню предыдущего года сократился на 0, 2%.
    
    Внешне благополучной представляется ситуация в машиностроении и металлообработке, где объемы производства возросли на 7, 2%. Вместе с тем в отрасли отмечено уменьшение (на 13, 9%) производства металлургического машиностроения (в первую очередь доменного и сталеплавильного оборудования, технологического оборудования для цветной металлургии), производства средств связи - на 10% (особенно заметно сократился выпуск радиоприемных устройств и телефонных аппаратов), в приборостроении -на 2% (в наибольшей мере уменьшилось производство очковой оптики).
    
    Прирост общего производства в лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности на 2, 6% поддерживался только увеличением объемов производства в части целлюлозно-бумажного производства. В лесозаготовке и деревообработке снижение составило соответственно 2, 4 и 0, 5%.
    
    Проблемы развития отраслей промышленности проявлялись также в сохранении невысоких уровней загрузки производственных мощностей. Во многих отраслях уровень загрузки мощностей не превышал 50-55% (например, машиностроение, нефтехимия), что дополнительно повышало издержки производства и снижало конкурентоспособность выпускавшейся продукции.
    
    В 2001 г. зафиксировано заметное снижение финансовых результатов работы промышленных предприятий. В январе - ноябре 2001 г. сальдированный финансовый результат по отношению к уровню соответствующего периода предыдущего года составил 83, 6%. Наиболее заметное снижение этого показателя было отмечено в угольной промышленности (снижение в 3, 4 раза), черной (более чем в 2 раза) и цветной металлургии (в 1, 45 раза), химической и нефтехимической промышленности (в 1, 4 раза).
    
    В целях компенсации недостаточного внутреннего платежеспособного спроса российские товаропроизводители стремятся, по возможности, увеличить объемы экспорта.
    
    Важнейшими экспортными промышленными товарами в 2001 г. являлись сырая нефть и природный газ, дизельное топливо и мазут, черные металлы, необработанные цветные металлы, а также необработанные лесоматериалы. Доля машинно-технического экспорта в общем объеме экспорта составила, по оценке, около 10%.
    
    Во многих случаях предприятия для увеличения или поддержания объемов экспорта реализуют продукцию в страны дальнего зарубежья по ценам, которые ниже цен внутренней реализации, что создает условия для применения в отношении Российской Федерации антидемпинговых процедур. Это особенно заметно в части проката черных металлов, полиэтилена и полипропилена, целлюлозы, тракторов, некоторых видов тканей и обуви. Издержки, возникающие при проведении таких операций, предприятия стараются переложить на отечественного потребителя, завышая внутренние цены.
    
    Несмотря на существующие различия в условиях финансово-хозяйственной деятельности в отраслях промышленности, можно выделить общую группу факторов, препятствующих сохранению ранее сложившихся положительных тенденций развития, включающую:
    
    весьма ограниченный внутренний платежеспособный спрос как со стороны предприятий, так и со стороны населения;
    
    высокий уровень физического износа основных производственных фондов, преобладание оборудования, относимого к устаревшим технологическим укладам;
    
    неравномерное распределение инвестиций между отраслями и неудовлетворительное состояние инвестиционных отраслей промышленности, например машиностроения;
    
    постоянное увеличение цен и тарифов на продукцию и услуги отраслей естественных монополий;
    
    снижение цен на основные российские экспортные товары на мировых рынках и, соответственно, ухудшение финансово-хозяйственного положения предприятий ТЭК, металлургии, нефтехимии и химической промышленности, сокращение ими объемов производственных заказов в смежных отраслях экономики;
    
    вероятное усиление инфляции издержек и ускоренный рост цен производителей продукции;
    
    невысокую платежную дисциплину значительной части хозяйствующих субъектов, постепенное ухудшение финансовой ситуации в целом по промышленности, где убыточны почти 2/5 предприятий;
    
    сложившуюся высокую стоимость банковского кредита, ограничивающую возможности по его привлечению в инвестиционных целях;
    
    отсутствие эффективных механизмов трансформации сбережений в инвестиции;
    
    ограниченные возможности бюджета по активизации инвестиционной и инновационной деятельности;
    
    медленное осуществление реформ на уровне предприятий, низкий уровень корпоративной организации производства;
    
    рост реального курса российского рубля при недостатке действий по повышению конкурентоспособности отечественной промышленной продукции;
    
    выжидательную позицию, занятую иностранными инвесторами по отношению к российской экономике.
    
    Особое внимание следует обратить на проблему технологического отставания производственной базы экономики, увеличения доли оборудования, относимого к устаревшим технологическим укладам.
    
    С учетом необходимости масштабной модернизации экономики, ощущавшейся еще 20 - 30 лет назад, в последние годы на поддержание и развитие производства направлялась недостаточная часть валового внутреннего продукта. Повышение инвестиционной активности, отмеченное в 2000-2001 гг., весьма относительно (объем инвестиций, по оценке, не превысил 1/3 уровня 1990 г.) и
    
    во многом являлось следствием благоприятной внешнеэкономической конъюнктуры.
    
    Недостаток инвестиций в основной капитал уже привел к предельному усилению износа производственных фондов в ряде отраслей промышленности. Например, износ основных производственных фондов в производстве минеральных удобрений, столь необходимых сельскому хозяйству, достигает 7580%.
    
    Кроме того, изношенные фонды не позволяли улучшить производственные и финансовые результаты работы предприятий. Так, нехватка нового нефтеперерабатывающего оборудования затрудняла повышение средней глубины переработки нефти, составлявшей на отечественных предприятиях не более 65% и заметно отстававшей от передового мирового уровня - 85-90%. Преобладание устаревшей и изношенной техники на предприятиях легкой промышленности, где свыше 10 лет эксплуатируется 3/4 оборудования, также весьма осложняло внедрение новых технологий, ограничивало возможности по расширению ассортимента и повышению качества продукции.
    
    Испытывая недостаток в собственных средствах и не имея доступа к кредитным ресурсам (ставка рефинансирования Банка России с 4 ноября 2000 г. сохраняется на уровне 25%, а кредиты коммерческих банков предоставляются часто под 28-30% в годовом исчислении), многие предприятия пассивно относились к финансированию инновационной деятельности, научно-исследовательских, опытно-конструкторских работ. Тем самым они не создавали необходимого проектного задела на будущее.
    
    В прошедшем году в некоторых отраслях промышленности, например в машиностроении и металлообработке, проявила себя проблема нехватки высококвалифицированных инженерно-технических и рабочих кадров. При сохранении сложившихся условий, в первую очередь весьма низкого уровня заработной платы в обрабатывающих отраслях, данная проблема будет обостряться. Рост численности работников наблюдался в нефте- и газодобыче, черной и цветной металлургии, т.е. в экспортно-ориентированном секторе промышленности.
    
    Ситуация в социальной сфере. В 2001 г. бедность основной части населения по-прежнему оставалась главной социальной проблемой страны. Несмотря на экономический рост, ситуация в социальной сфере была непростой, а показатели качества жизни сохранялись на невысоком уровне.
    
    Меры, принятые в течение 2001 г., включая повышение ставок и окладов работников бюджетной сферы, денежного довольствия военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов, индексацию пенсий, а также погашение задолженности по жалованью работникам и рост зарплаты в отраслях экономики, позволили почти полностью восстановить денежные доходы населения до предкризисного уровня 1998 г. Реальные располагаемые денежные доходы населения в 2001 г. по отношению к уровню 1998 г.составили, по оценке, около 99%.
    
    Вместе с тем, по данным государственной статистики, в прошедшем году не удалось уменьшить дифференциацию доходов населения. Коэффициент дифференциации доходов составил 13, 8 раза и не изменился по отношению к уровню 2000 г. Сохранялась высокая дифференциация среднедушевых денежных доходов населения по субъектам Федерации: в декабре 2001 г. она составила 17, 6 раза (в декабре 2000 г.- 16, 9 раза).
    
    Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума составила в III квартале 2001 г. 39, 4 млн. человек. Удельный вес этой группы населения в общей, численности населения по-прежнему высок - более 27%.
    
    На весьма низком уровне сохранялись минимальные социальные гарантии. Так, минимальный размер оплаты труда, установленный в размере 450 руб. в месяц, в конце прошедшего года не превышал 30% прожиточного минимума для трудоспособного населения, или 10-12% начисленной средней заработной платы.
    
    Средний размер назначенной месячной пенсии (с учетом компенсации) увеличился в реальном исчислении в течение 2001 г. более чем в 1, 2 раза. Однако соотношение среднего размера назначенной пенсии и размера начисленной заработной платы сохранилось на низком уровне - менее 35%. Средний размер пенсии остался меньше величины прожиточного минимума, установленного для пенсионеров (примерно на 10-15%).
    
    Несмотря на заметное улучшение к концу 2001 г., не удалось полностью решить проблему погашения задолженности по заработной плате. По состоянию на 1 января 2002 г. суммарная задолженность по заработной плате составила около 30 млрд. руб., в том числе из-за недофинансирования из бюджетов всех уровней - 3, 6 млрд. руб.
    
    В производственных отраслях основная часть задолженности была обусловлена отсутствием денежных средств на предприятиях. В отраслях социальной сферы большая доля задолженности приходилась на бюджетные долги субфедерального уровня.
    
    Размеры оплаты труда в большинстве отраслей экономики были весьма скромными. Например, в промышленности начисленная средняя заработная плата в конце 2001 г. не превышала 150 долл. в месяц, т.е. была не менее чем в 15-20 раз ниже средней оплаты труда в промышленности стран "большой семерки".
    
    Велика дифференциация в оплате труда между отдельными отраслями непроизводственной сферы (здравоохранение, образование, культура и искусство) и средней заработной платой по промышленности, достигавшая двух и более раз. Кроме того, очень заметны различия в уровне оплаты труда внутри промышленности, в первую очередь между уровнем оплаты труда в отраслях ТЭК (например, нефтедобыча), в лесном хозяйстве и легкой промышленности. В конце 2001 г. разрыв составлял, соответственно, 9, 6 и 9, 1 раза.
    
    В прошедшем году отмечен быстрый рост цен и тарифов на некоторые социально значимые товары и услуги. Так, рост стоимости услуг в среднем составил 36, 9% (декабрь 2001 г. к декабрю 2000 г.), в том числе жилищно-коммунальных услуг - 56, 8%, услуг учреждений культуры - 32, 7, санаторно-оздоровительных организаций - 26, 1, пассажирского транспорта - 25, 3, услуг связи -23, 3%.
    
    В группе основных продовольственных товаров в 2001 г. заметно возросли цены на масло подсолнечное - на 42, 2%, мясо и птицу - 28, 5, плодоовощную продукцию - 27, 6, рыбу и морепродукты - на 23, 0%.
    
    Сохраняется существенная дифференциация индексов потребительских цен в региональном разрезе. Соотношение наиболее высокого и наименьшего индексов потребительских цен превысило 1, 2 раза.
    
    Вместе с тем качество многих пищевых продуктов оставалось невысоким. Торговой инспекцией наиболее часто бракуется либо понижается сортность консервов мясных, сыров, растительного масла, рыбы и морепродуктов, пива.
    
    Негативные тенденции наблюдались на рынке медикаментов. Доля отечественных товаропроизводителей продолжала постепенно снижаться. Вследствие этого ситуация на рынке медикаментов сильно зависима от поставок из-за рубежа. По оценкам, доля медикаментов отечественного производства на внутреннем рынке не превышает 40%, соответственно остальное - доля импортных медикаментов. При этом не менее 75-80% импортных закупок приходится на готовые лекарства, что является одной из причин снижения объемов производства в отечественной медицинской промышленности (по отношению к 2000 г. на 5, 5%).
    
    Целесообразно отметить, что преимущественно низкий жизненный уровень в Российской Федерации продолжал оказывать негативное влияние на качество трудовых ресурсов, их профессиональный потенциал. В условиях, когда основная часть населения в течение длительного времени испытывает затруднения с обеспечением даже текущего потребления, следует с особой обеспокоенностью относиться к оценке перспектив сохранения научных и инженерно-технических кадров, а также сокращения разрыва в уровнях производительности труда в экономике России и промышленно развитых государств Запада.
    
    Существуют различные точки зрения о том, что необходимо предпринять для решения имеющихся социально-экономических проблем и обеспечения развития рыночного хозяйства. Министерства и ведомства, научные коллективы и отдельные специалисты постоянно и активно разрабатывают разнообразные по содержанию перечни соответствующих предложений. Таким образом, спектр направлений реформирования экономики все более и более расширяется, а количество единовременно осуществляемых преобразований - увеличивается.
    
    Именно в этом, по нашему мнению, и заключается одна из основных причин, обусловивших те трудности, с которыми проводятся реформы. Точное определение состава и очередности действий, их последовательное выполнение позволяют более уверенно продвигаться по пути реформ, с меньшим количеством остановок на исправление допущенных ошибок. Так, если бы реформы последнего десятилетия в налогово-бюджетной, денежно-кредитной, внешнеэкономической и социальной сферах изначально опирались на набравшую достаточный ход реформу на уровне предприятий, включая формирование необходимой правовой среды, подготовку эффективных собственников и управляющих, то и результаты 2001 г. могли бы быть качественно лучшими.
    
    С учетом сложившихся социально-экономических условий из общего набора преобразований, предложенных на ближайшие годы, по своей значимости выделяются налоговые преобразования. Представляется, что в процессе этих преобразований первоочередное внимание следует уделить дальнейшему снижению общего налогового бремени, упрощению налоговой системы, равномерному распределению налоговой нагрузки между субъектами хозяйственной деятельности, упорядочению и сведению к разумному минимуму системы налоговых льгот, совершенствованию налогового администрирования.